Групповой поведенческий тренинг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведем упражнения группового социально-психологи­ческого тренинга, предложенные Н. П. Аникеевой.

Мнения. Это упражнение применяется на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы по очереди называют одно—два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено и в этом варианте стать методом коррекции поведения присутствующих. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участники по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствую­щих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, блестяще опи­санному В. Тендряковым в повести «Ночь после выпуска», можно порекомендовать неприятные характеристики оформлять метафорически — «волк-одиночка», «ежик в тумане» и др.

Интервью. У каждого из членов группы все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком интимно-личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5-7 Необходимо, чтобы по возможности это упраж­нение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у «интервьюируемого», на первых этапах рекомендуется предложить ему отвечать с частичной откровенностью или «в маске» — не за себя, а за кого-то другого.

645


Весьма эффективным для «раскачки» аудитории выступает здесь интервьюирование «в ролях», когда и спрашивающие, и отвечающие говорят не от своего лица, а от имени какой-то персонифицирован­ной категории или персонажа: Учителей, Инопланетян, Чебурашки, Винни-Пуха и т.п. Подобное интервью может стать прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями. Видение других.

а) Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его
задача — подробно описать внешность кого-либо из присутству­
ющих.

б) Называется один из участвующих в занятиях. Вся
группа должна вместе восстановить его поведение, настроение,
самочувствие и высказывание с определенного момента занятия
или с самого начала.

Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участву­ющих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:

а) продемонстрировать два противоположных состояния
(горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т.п.);

б) передать, другому неизвестное тому задание (вымыть
посуду, убрать помещение и т.п.; для этого участники разбива­
ются На пары, вручается письменный текст; естественно, что
содержание записки другому не известно). Во всех случаях
сравнивается и обсуждается то, что предлагалось одним, и то, что
было понятно другим.

Варианты выполнения заданий.

1) только при помощи жестов;

2) только при помощи мимики;

3) при помощи мимики и жестов.

Двойной диалог. Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала до­словно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога — 5-7 мин. Присутствующие на игре (или кто-то из них) фиксируют количество искажении, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).

646


Инсценировка. Участники разбиваются на пары и полу­чают задание подготовить инсценировку какого-либо неболь­шого произведения с двумя действующими лицами (в ориги­нале автора — басня «Ворона и Лисица»). Один из них — «режиссер» — должен объяснить второму — «актеру» — трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обра­щает первоочередное внимание на логику и особенности воздействия «режиссера».

Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное уча­ствующим литературное произведение (в оригинале — сказка «Репка») и выделяется группа, по численности равная количе­ству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте «Репки» автор упражнения предлагал участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они «тащили удивительную репку»). После окончания спектакля необходимо провести его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

Живая картина. Группе участников представляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача — «оживить» картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.

Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого — «оживить» портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплнк, а по мере тренировки — и монолог за изображенного на портрете.

Чувство другого Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всего три раза подряд.

«Телепатия». Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2—3 метра. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого — всем своим существом почувствовать второго.

647


Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.

Пересказ. Предварительно членам группы дается следую­щее задание: подготовить трехминутное выступление на произ­вольную тему. После того как эти выступления будут подготов­лены, задействованные в этом упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из членов пары произносит под­готовительную речь, которую второй участник парного взаимо­действия должен внимательно выслушать, с тем чтобы после окончания выступления за 30 с пересказать все то основное, что в нем было. «Жюри» из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заклю­чение — коллективное обсуждение упражнения.

16.3. ВНИМАНИЕ: КОНФЛИКТ!

Социально-психологический тренинг

Перейдем к обсуждению бесконфликтных взаимодействий — необходимых для этого умений и навыков. Выработка их воз­можна только в условиях социально-психологического тренин­га, но хотелось бы предупредить, что используемые здесь приемы должны максимально отвечать принципу «не вреди» и ни в коем случае не обострять отношения между слушателя­ми. Именно исходя из этого принципа, мы и подбирали упраж­нения этого раздела.

Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные кон­фликты, существующие в социальной среде. Психологи предла­гают следующее трехэтапное использование техники драмати­зации конфликта. На первом этапе слушатель, который недово­лен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом в случае, если оппонент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает сплошь и рядом, потому что изображение «ущемленным» «зажимщика» обычно носит выраженный гротесковый характер и вообще весьма шаржировано), ему самому предлагают сыграть свою роль, но

648


не с самым недовольным, а опять-таки с «актером» Явная идеализация собственных действий со стороны «зажимщика» вызывает протест «ущемленного», и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.

На втором этапе «виновник» (в кавычках, ибо приписыва­ние кому-либо одному вины за разногласие весьма условно — виноваты, как правило, оба) конфликта сам играет роль «ущем­ленного, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с «актером», который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны «ущемленного», который считает, что его действия также шаржированы, после чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим «зажимщика» «актером». Явная идеализация «ущемленным» собственных действий порождает протест у «виновника» разногласия, кото­рый обычно поддерживается всеми присутствующими. Начи­нается третий этап драматизации конфликта.

На этом этапе ведущий предлагает участникам разногла­сия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения «недовольным» роли его оппонен­та, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения «зажимщика». «Зажимщик» же далее сам представляет, как именно «недо­вольному» следовало бы поступить в ситуации, после чего добровольцы из публики также демонстрируют свои более правильные формы реагирования.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение разногласия (ибо конфликт может оказаться очень устойчивым и сохраниться без видимых на то причин), сколько коррекция взаимного поведения и взаим­ных ожиданий участвующих, а также повышение их психологи­ческой чувствительности и точности поведенческих реакций. Однако для того чтобы этот результат оказался достигнутым, ведущему необходимо помнить о четырех важнейших принци­пах драматизации:

1. Отказ от рассказа в угоду показа.

2. Перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо
(«актера»).

3. Обмен ролями партнеров по разногласию.

649


4. Активное привлечение аудитории, причем не только для игрового воспроизведения конфликта, но и (более всего) для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в кон­фликтных ситуациях.

Управление конфликтом. В качестве основы для этого упражнения может послужить художественный или публи­цистический конфликт, который может быть разыгран двумя участниками. В присутствии учебной группы (из которой целесообразно выбрать жюри) эти двое разыгрывают разно­гласие, применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные таллиннскими психологами:

1. Определение необходимости обострения конфликта,
которое достигается за счет честного и беспристрастного ответа
на следующие вопросы (ответы эти можно давать вслух или
записывать, обсуждать их нельзя):

а) Возможно и желательно ли устранение противоречий
(как известно, противоречия — двигатель прогресса)?

б) Если да, нет ли более мирных, экономных и «чистых»
путей его разрешения?

в) Если нет, то хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть
конфликт?

г) Если нет, то как долго он сможет длиться (это нужно
знать для того, чтобы выйти из конфликта с минимальным
расходом душевных и физических сил)?

2. Полный контроль за собственными эмоциями, которые,
как правило, мешают оценивать происходящее.

3. Анализ подлинных причин конфликта, которые могут
скрывать оппоненты за причинами мнимыми.

4. Локализация конфликта, т. е. установление его четких
рамок и стремление к сужению области противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увле­
чение собственными защитными действиями обычно мешает
людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении
«противной» стороны.

6. Переформулирование аргументов оппонента, которые
просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях,
в которых они изложены, — лучше попытаться «перевести»
их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые
моменты.

650


7. Достаточная активность, поскольку даже «отступая по всему фронту», можно сохранить инициативу, задавая:

а) эмоциональный тон отношений («Давай-ка говорить
спокойно»);

б) тему разговора («Мы не о том говорим, вернемся-ка к ..»);

в) языковый стиль (без грубости и пошлости);

г) роли и степень строгости правил игры (в конфликт
можно и должно играть, разрешая противоречия в виде подобия
театрального действия с оговоренными ролями и амплуа, однако
этому лучше всего учит социально-психологический тренинг).

Выполнение упражнений обязательно оценивается и обсуж­дается по всем семи составляющим управления конфликтом.

Третий нелишний. Это упражнение также можно осуществ­лять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из конфликтующих, а «третейский судья» — человек, кото­рый должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого «косвенного разрешения конфлик­та», предложенные психологом А. Б. Добровичем.

1. Принцип выхода чувств (т. е. предоставление возмож­
ности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции
по поводу того-то или чего-то им сделанного, что обычно
умиротворяет конфликтогена).

2. Принцип эмоционального возмещения (действенного
сочувствия неправому — а неправы обычно оба,— которое
чаще всего порождает у него ростки раскаяния).

3. Принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для
конфликтующих) — использование обоюдоизвестного и обоюдо-
уважаемого ими лица в качестве «посланца доброй воли».

4. Принцип принудительного слушания (когда «третий»
предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после
того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады,
что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что
они попросту не слышат друг друга, и соответственно снижает
накал страстей)

5. Принцип обмена позиций (тот же «авторитетный третий»
предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг
друга продолжать ссору, что позволит им — возможно, впер­
вые — увидеть себя со стороны глазами другого)

651


6. Принцип расширения духовного горизонта спорящих (за счет записи ссоры на магнитофон и предъявления ее конфликтующим, которые обычно оказываются не просто удив­лены, но даже шокированы тем, что услышали).

Качество выполнения упражнения оценивается и обсуж­дается.

В заключение — несколько упражнений на закрепление навыков бесконфликтных конструктивных взаимодействий

Дискуссия соревнование. Члены группы разбиваются на две команды и выборное жюри, которое должно разработать две категории оценки выдвигаемых в дискуссии аргументов (доказательность, логику, четкость формулировок, соответствие теме и т.п.) и систему оценки (в баллах). Определяется предмет дискуссии, команды разбиваются на «группу — про» и «груп­пу — контра» (т.е. за и против), после чего, собственно, и начи­нается дискуссия — соревнование. В конце ее жюри объявляет и комментирует результаты. В заключение — коллективное обсуждение хода дискуссии.

Конкурс ораторов. По жребию или каким-либо другим образом вызывается любой из членов группы и ему предлага­ется после минимальной подготовки (не более 30-60 с) произ­нести речь (2-3 мин) на заданную группой тему. Выборное жюри оценивает качество выступления (полноту раскрытия темы, логику изложения, аргументированность и т.п.). В заклю­чение — коллективное обсуждение упражнения

Стратегия в диалоге.

а) Двое из участников вызываются ведущим и втайне от
аудитории и друг от друга получают задание: первому —
поддерживать диалог в своей обычной манере, а второму —
любыми способами удерживать лидерство во взаимодействии.
Тему может предложить аудитория или ведущий или ее могут
выбрать сами действующие лица. Ход и результаты диалога
обязательно обсуждаются всей группой.

б) Противоположный вариант: второй партнер должен
заставить напарника стать лидером диалога.

Ролевое обсуждение. В этой игре руководитель раздает участникам листовки с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (Философ, Дипломат, Эрудит, Скептик, Общественник, Игрун, Золушка и т.п.; роли желательно

652


подбирать не привычные, а дополнительные к тем, в которых привыкли выступать члены группы). Далее договариваются о предмете обсуждения, который может быть самым разнооб­разным, например обсуждение фильма спектакля или книги. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 10-15 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли (список их должен быть сообщен присутствующим), причем неопознанные игроки считаются не справившимися с заданием.

Руководство дискуссией. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руково­дителя (умение четко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, при­останавливать затянутые монологи, быть тактичным к выступа­ющим и т.п.), группа избирает ведущего дискуссии (например, по жеребьевке или выдвижением кандидатур). После дискуссии продолжительностью 15-30 мин начинается главный момент игры ее (дискуссии) обсуждение.

Начинается оно с самоанализа своей деятельности ведущим дискуссии, в ходе которого он должен определить, насколько он выполнил задачу в соответствии с критериями оценки, что у него получилось, а что нет; рассказать, в чем испытывал трудности, и уточнить, как группа помогала ему как ведущему. После этого о работе высказываются все желающие.

Затем наступает самый сложный момент: каждый, кто хочет, должен сделать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии — в какой момент она вызывала наибольший интерес, когда появилось чувство скуки или раздра­жения, какие ассоциации вызывали начало и конец.

В этом упражнении можно предложить группе определить «тайного единомышленника» — неизвестного группе человека, который изначально получил от руководителя задачу: мыслен­но помогать и сочувствовать ведущему.

































































ДВОЕ ДРУГ С ДРУГОМ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 315.