425
426
ФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ТЕСТ Р. КЕТТЕЛЛА)
/ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РАБОТЕ С ТЕСТ-ОПРОСНИКОМ
16-факторный личностный опросник Р Кеттелла (16-ФЛО) в настоящее время является одним из распространенных к апробированию методов определения и измерения индивидуальных различий личностных свойств, применяемых в профессиональном отборе Он относится к методам психологической диагностики на основе самооценки тех лиц, которые являются объектами исследования, и позволяет в короткое время получить достаточно полное представление об устойчивых свойствах личности
16 ФЛО разработан Р Кеттеллом на базе фундаментальных психологических исследований личности и включает три вида данных
1) те, которые Р Кеттелл называет «L» — данные, или
«факты жизни», получаемые при регистрации реального поведе
ния человека в повседневной жизни, главным образом, посред
ством оценочного шкалирования,
2) «Q» — данные изучения личности с помощью опросни
ков и других методов самооценок,
3) данные объективных тестов и экспериментов Суждения,
включенные Р Кеттеллом в опросник, в окончательной форме
остались после экспертного анализа нескольких тысяч харак
теристик личности и проведения трех факторных анализов
в различных группах испытуемых Эти суждения по смыслу
оказались наиболее важными и точными в отношении опре
деляемых факторов, поэтому при пользовании опросником
запрещается какое либо произвольное переформулирование суж
дений, придание им более «удобной и понятной» для обследуемого
контингента формы, так как в этом случае может быть нару
шено психометрическое содержание суждения, а значит, и на
дежность опросника
Используемый для профотборов 16-ФЛО является адаптированным, стандартизированным вариантом для взрослых (от 15-16 лет и старше) с образованием не менее 5 классов, т е людей, имеющих различный возрастной и образовательный
427
уровень Поэтому психодиагностические цели достигаются ответами на распространенные всем понятные ситуации
Для удобства и надежности повторных исследовании одних и тех же лиц разработаны несколько форм опросника форма А и В включают 187 суждении, форма С — 105 суждений С целью повышения надежности самооценок испытуемых в тех случаях, когда это позволяет обстановка, рекомендуется прове сти исследование в один день по форме А, на следующий день повторить его по форме В и на основании двух измерении вывести профиль личности Но можно ограничиться и одно кратным измерением, поскольку структура опросника такова, что в любом случае будут выявпены основные личностные тенденции (форма С)
Ответы испытуемых на предлагаемый опросником пе речень суждении позволяет диагностировать основные лич ностные свойства по 16 функционально независимым пси хологически содержательным факторам
Составление развернутых характеристик личности и по строение личностного профиля целесообразно в процессе индивидуального психологического консультирования
// ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
Работа с опросником 16 ФЛО требует хорошей осведомленности с некоторыми фундаментными личностными свойствами, составляющими основу темперамента человека, их психологической терминологией и поведенческой интерпретацией
Экстраверсия интроверсия как свойство темперамента характеризует направленность психической жизни, ума человека на внешний или внутренний мир Интроверсия определяется как внутренняя направленность ума, предпочтение абстрактных ит,ей конкретным явлениям действительности
Экстраверсия — внешняя направленность ума на людей, предметы внешнего мира
Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, не любит уединенных занятий Стремится к ярким впечатлениям, риску Действует под влиянием момента, импульсивен Находчив в разговоре Любит перемены, беззаботен, оптимистичен Предпочитает действовать, склонен к агрессии,
428
бывает несдержанным ненадежен в общении из-за поверхностных контактов
Типичный интроверт — скромен, склонен к уединению предпочитает книги общению с людьми Сдержан, сближается только с немногими друзьями Свои действия планирует заранее, неимпульсивен Не любит сильных впечатлений, серьезный, стремится к спокойной упорядоченной жизни Контролирует свои эмоции, не агрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и эстетическим нормам
Экстраверты лучше, чем интроверты, работают в напряжении, стрессовых условиях, проявляют хорошую переносимость к различным отрицательным и сильным внешним воздействиям (боль, высокие и низкие температуры внешней среды, побочные шумы), склонны к большей скорости выполнения заданий, если даже растет число ошибок Плохо работают в условиях монотонии Экстраверты лучше запоминают трудный материал и быстрее извлекают информацию из памяти в частности, смысловой (семантической), лучше оперируют материалом кратковременной памяти Экстравертированность личности находится в прямой зависимости с силой нервной системы и явля ется одним из показателей стрессоустойчивости человека
Интроверты хорошо работают в спокойных и монотонных условиях, лучше выполняют задания на бдительность (длитель ное отслеживание слабых эпизодических сигналов), придают большое значение точности и безошибочности, что приводит к снижению скорости работы, имеют более высокие показатели долговременной памяти У интровертов низкие сенсорные (чувствительные) и болевые пороги, а поэтому плохая переноси мость болезненных воздействий и сильнодействующих факторов внешней среды Интроверсия связывается с проявлением слабости нервной системы и стрессоустойчивостью Свойство экстра интроверсии является одной из существенных составля ющих фактора «А» в тесте 16-ФЛО
Эмоциональность человека является важнейшей формально-динамической характеристикой темперамента, отражающей способности к эмоциональному переживанию В эмоциональности выделяют качество преобладающей эмоции (радость, гнев, страх, печаль), эмоциональную возбудимость (скорость и легкость возникновения эмоциональных переживаний), силу
429
(интенсивность) эмоциональных переживаний и уровень эмоциональной устойчивости (способность выполнять заданную работу в эмоционально сложных и неблагоприятных условиях деятельности) Эмоциональность энергизирует деятельность, в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов изменяется ее продуктивность и качество Физиологической основой эмоциональности можно отчасти считать лабильность нервной системы Чем выше лабильность нервной системы, тем больше эмоциональная чувствительность индивида В тесте-опроснике 16-ФЛО одним из показателей эмоциональности является фактор С В целом, обеспечивают эмоциональность человека высокая сила и лабильность нервной системы, низкий уровень тревожности (фактор О) и невротизма, высокий самоконтроль (фактор Q3), «высокие показатели по фактору С
Доминантность — свойство, характеризующее личностную активность, и проявляется она в различной степени независимости, самоутверждения, агрессивности, настойчивости, обязательности, практичности, умении управлять внешними обстоятельствами
Активность личности выражает природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умственной и психомоторной сфере с целью эффективного освоения окружающего мира Активность характеризуется скоростью протекания поведенческих актов, мерой потребности в деятельности, стремлением к разнообразию и новизне Лица с высокой личностной активностью склонны к творчеству, риску, лидерству в межличностных отношениях, стремятся к руководству, командованию (доминированию) Показатель доминантности по 16-ФЛО положительно связан с силой нервной системы и оценивается, главным образом, по фактору Е
Тревожность —■ обозначает особое состояние (ситуативная тревожность) и свойство темперамента (личностная тревожность) Состояние тревожности характеризуется неприятными ощущениями беспокойства, напряженности, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которые сопровождаются активацией вегетативной нервной системы
Тревожность как свойство темперамента проявляется в предрасположенности к состоянию тревожности в различных жизненных ситуациях, в том числе угрожающих, хотя угроза при этом
нередко оценивается непропорционально объективной опасное ти Выделяются разные причины развития тревожности ситуация беспомощности, когда нет приемлемых для личности путей и способов выбора поведения, следствие мотивационного конфликта, когда надо сделать выбор из нескольких субъективно неприятных моментов, низкая вероятность избежания нежелательного воздействия, наличие ситуации потенциальной угрозы Неотъемлемой предпосылкой тревожности является неопреде ленность обстановки или внутренний конфликт Проявляется тревожность в тенденции оценивать явления, предметы, события объективно не опасные как угрожающие с последующим переживанием состояния тревожности Если в силу каких-либо обстоятельств оно затягивается, то порождает как следствие недостаток уверенности в себе, раздражительность, уступчивость, пониженное самочувствие, чувство вины
Тревожность, как черта личности, увеличивает состояние беспокойства в угрожающих ситуациях Тревожность всегда сопровождается существенными гормональными и вегетативными реакциями в организме и связывается со слабостью нервной системы Установлено, что незначительный уровень тревож ности может способствовать успешной деятельности, тогда как высокий уровень снижает ее эффективность, ведет к дезорганизации поведения, располагает к развитию стресса
Следовательно, индивиды с высокими показателями личностной и ситуативной тревожности должны диагностироваться как стрессонеустойчивые
С помощью 16-ФЛО определяются различные аспекты тревожности, показатели которой отражены в факторах Q4, О, С, Н, М, Q3, L
Среди первичных факторов главную нагрузку по уровню тревожности, дезадаптивности несет фактор О
Ригидность — пластичность как свойство темперамента характеризует способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности Ригидность показывает отношения или установку человека к изменениям и фиксируется, как правило, в таких ситуациях, в которых есть необходимость и возмож ность изменений У человека с выраженной ригидностью отмечаются трудности переключения на что-то новое, повышенная сопротивляемость изменениям и переходу от старых
431
привычных способов действия к новым Это инертность, кон сервативность, неподатливость изменениям и трудности пере ключения с одного вида деятельности на другой Пластичность является противоположным ригидности свойством личности
По 16 ФЛО свойство ригидности пластичности определяет ся показателями фактора Q,
Все перечисленные свойства личности относятся к очень устойчивым, почти не изменяющимся в человеке с возрастом и деятельностью, а поэтому при профотборе надо учитывать их уровень развития в структуре личности и соотносить с крите риями профессиональной пригодности
/// ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для работы с методикой 16-ФЛО Р Кеттелла необходимо иметь брошюру с инструкцией и перечнем суждений, бланк ответов испытуемого и ключи для его обработки, инструкцию по психологической интерпретации факторов, таблицу для пере вода первичных оценок в стандартные
При автоматизированном варианте текст инструкции и перечень суждений предъявляются испытуемым на телевизион ном экране, а ответы регистрируются путем нажатия на соответ ствующие клавиши пульта испытуемого
Исследования можно проводить как массово так и индивиду ально, в присутствии руководителя (психолога) исследования или без него, что однако, хуже, так как снижает надежность данных
Инструкцию полезно подкрепить устным заявлением, что испытуемый принесет себе больше пользы откровенным и честным самоописанием Очень важно вызвать заинтересован ность испытуемого в самоанализе сформировать доверие и положительную установку на такую работу Этим может быть существенно повышена надежность ответов
При массовом обследовании (классы, группы, бригады), руководителю лучше прочесть инструкцию вслух, пояснить возникающие вопросы, проиллюстрировать задания 3 4 приме рами На инструктаж может быть отведено до 5 минут
Обследуемые получают опросник и бланк для ответов, на котором они пишут свои данные и крестиками в соответству ющих клетках отмечают ответы Какие либо пометки в брошюрах делать запрещается
432
По команде все начинают работу На тестирование отводит ся определенное время но целесообразно испытуемым напом нить что они не должны затягивать исследование, а поэтому отвечать сразу, без задержек по первому побуждению к выбору того или иного ответа
В ходе работы нельзя давать никаких пояснений, толкова ний суждений, т к испытуемый самостоятельно должен понять смысл суждений Необходимо также обратить внимание на то что ответов неопределенного содержания (вариант «б») должно быть как можно меньше Если их много, то характерные личностные тенденции не будут выделены Такое положение возможно, когда испытуемые считают, что им не подходит ни один из предлагаемых вариантов ответа В этом случае следует объяснить, что всего из двух позиций каждый человек может выбрать одну, хоть чуть чуть более близкую, приемлемую для него, чем противоположная
В массовом неавтоматизированном варианте обследования можно применить комбинированный способ получения ответов
испытуемым раздать тест-опросники и зачитать вслух каждое суждение Этот способ удобен тем что можно воспри нимать текст глазами и на слух, работая в общем навязанном темпе, так обеспечивается одновременное начало и окончание работы всей группы, исключается возможность длительного размышления над ответами
Можно работать и следующим образом предоставить полную самостоятельность, но через 10 минутные интервалы напоминать
«Большинство отвечает на №____ » (в зависимости от того,
что видит руководитель у большинства испытуемых, проходя по рядам) В основном люди со средним образованием затрачивают 30 минут на заполнение бланка тест-опросника
IV ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1 а фактор (А) «Общительность — замкнутость» Высокая оценка (10 стенов) характеризует готовность к сотрудничеству, естественность в обращении, внимательность к людям, доброту, уживчивость Низкая оценка (3—6 стенов и ниже) свидетельствует о таких чертах характера,
433
как холодность, чрезмерная скептичность, негибкость в отношении к людям, 7-9 стенов соответствует средним данным
2-й фактор (В) «Ограниченное мышление — сообразительность».
Высокая оценка (6 стенов и выше) свидетельствует о более выраженных возможностях к осмыслению нового материала, к обоснованным заключениям. Низкая оценка (3 стена и ниже) говорит об относительно примитивном мышлении, трудностях в обучении.
3-й фактор (С) «Эмоциональная устойчивость».
Высокая оценка (10 стенов) — стабилен в поведении, в эмоциях, реалистичен, спокоен, уживчив в группе, не боится сложных ситуаций. Низкая оценка (6 стенов) — низкая толе рантность к эмоциогенным факторам, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, частое проявление волнения
4-й фактор (Е) «Независимость — подчиненность».
8 стенов и выше — самоуверенность, доминантность, сам для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других Средние данные (4-7 стенов) — более оптимальное отношение к авторитетам. Низкая оценка (3 стена) — чрезмерная застенчивость, конформность, склонность уступать дорогу другим.
5-й фактор (F) «Озабоченность — беспечность».
Высокая оценка (8 стенов) — активность, жизнерадост ность, беззаботность, импульсивность, экспрессивность, разговорчивость. Средняя оценка (4-7 стенов) — средние данные Низкая оценка (3 стена) — повышенная осторожность, рассуди тельность, сдержанность, иногда пессимистичность, суровость
6-й фактор (G) «Выраженная сила «Я» — беспринцип ность».
Высокая оценка (10 стенов) — осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, обязательность, стремление придерживаться установленных правил и поступать в соответствии со всеми ценностными ориентациями Средняя оценка (6-9 стенов) — средние данные. Низкая оценка (3-5 стенов) — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая, стремление не связывать себя правилами изолироваться от влияния коллектива.
7-й фактор (Н) «Смелость — робость» Высокая оценка (10 стенов) — смелость, склонность к риску, готовность иметь дело
434
с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций.
Средняя оценка (6-9 стенов) — средние данные Низкая оценка
(5 стенов) — выраженная застенчивость, робость, осторожность,
стремление находиться в тени; большому обществу предпочи-
тает узкий круг близких людей.
8-й фактор (J) «Податливость — жестокость».
9 стенов и более — склонность к зависимости, стремление иметь покровителя, мечтательность, утонченность, непрактичность. Средняя оценка (6-8 стенов) — средние оптимальные данные. Низкая оценка (1-5 стенов) — излишняя самоуверенность, субъективность, гипертрофирование, стремление к независимости, чопорность, скептицизм, иногда циничность, прагматизм
9-й фактор (L) «Подозрительность — доверчивость»
6 стенов и более — излишнее сомнение, подозрительность, направленность интересов преимущественно на самого себя, самомнение, поиск недостатков у других. 3-5 стенов — средние данные. 1—2 стена — умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе, отсутствие чрезмерной завистливости, забота о других.
10-й фактор (М) «Непрактичность — практичность».
9 стенов и выше — богатое воображение, погруженность в себя, беспомощность в практических делах, иногда нереальность, связанная с сильными реакциями, сложность отношений в коллективе.
5-8 стенов — средние данные. 1-4 стена — ориентировка на внешнюю реальность, общепринятые нормы, внимание к мелочам (иногда при этом недостаток творческого воображения).
11-й фактор (N) «Гибкость — прямолинейность»
8 стенов и выше — расчетливость, искушенность, отсутствие сентиментальности, иногда цинизм 4-7 стенов — средние данные. 1-3 стена — непосредственность, иногда грубость, удовлетворение достигнутым.
12-й фактор (О) «Тревожность — спокойствие».
8 стенов и выше — излишнее беспокойство, волнение, Частые плохие предчувствия, неуверенность. 4-7 стенов — средние данные. 1-3 стена — спокойствие, уверенность в себе, нечувствительность к мнению о себе
435
13 й фактор (Qj) «Радикализм — консерватизм» 10 стенов и выше — интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию 7-9 стенов — средние данные 1-6 стенов — стремление к поддержке установившихся понятии Поддержка устоявшихся принципов, традиций, сомнение в но вых идеях, отрицание перемен
14-й фактор (Q2) «Самостоятельность — внушаемость)
8 стенов и выше — предпочтение только собственном
мнению, независимость во взглядах, стремление к самостоятель
ным решениям, действиям 4-7 стенов — средние данные 1-
3 стена — зависимость от чужого мнения, предпочтение приня
тию решений вместе с другими людьми, ориентировка на соци
альное одобрение
15-й фактор (Q3) «Высокий самоконтроль — низки самоконтроль»
Высокая оценка (9 стенов и выше) — дисциплинированность точность в выполнении социальных требований, хороший конт роль за своими эмоциями, забота о своей общественной репутации 5-8 стенов — средние данные Низкая оценка (1-4 стена) -недисциплинированность, внутренняя конфликтность Несоблюде-ние правил, подчинение своим страстям, низкий самоконтроль
16-й фактор (Q4) «Напряженность — релаксация»
9 стенов и выше — возбужденность, взволнованности
раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не на
ходящий разрядки 4-8 стенов — средние данные 1-3 стена —
чрезмерное спокойствие, не вполне оправданная удовлетворен
ность, иногда вялость, недостаточная мотивация, иногда лень
Фактор МД «Лживость — правдивость» 9-12 стенов — характеризует правдивость обследуемогс 1-4 стена — лживость в такой мере, что это дает основание по вергнуть сомнению достоверные, полученные в опросе материалы Очевидно, что интерпретация результатов обследования по Кеттеллу позволяет получить психодиагностическую инфор мацию лишь дополнительную и относительно условную Так сведения по 2-му фактору «Ограниченность мышления —- сооб разительность» (в тексте Кеттелла «Мышление конкретное — мышление абстрактное») строятся на слишком ограниченной
436
базе задании К тому же предварительное или случайное знаком ство с такими заданиями может полностью исказить оценку Сведения по 4 му фактору «Независимость — подчиненность» не всегда свидетельствуют, например, об отрицательном в личност ном плане качестве подчиненности, а иногда говорят о скромно сти или отражают временное состояние депрессии Такие Ж1 черты или состояние может характеризовать «робость» по 7 м\ фактору Неудачно низкими баллами оценивается в 9 м факторе «забота о других» «Гибкость» по 11 му фактору в нашем представлении может носить черты приспособленчества Далеко не в полной мере соответствует нашим представлениям поняти «радикализм» по 13 му фактору и т д
V ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки ответов существует специальный ключ, представ ляющий собой матрицы с отверстиями Он накладывается на лис ты для ответов и оценивает каждый ответ по трехбалльной шкале
О, 1 или 2 (по фактору 6 интеллектуальность — могут быть получены только 0 или 1)
Каждый личностный пар'аметр оценивается через суммирова ние оценок по группе разбросанных по всей тест-брошюре вопро сов Суммарная оценка по этому фактору заносится после соответст вующей латинской буквы на листе для текстов Максимально воз можная оценка по каждому фактору не превышает 11 баллов
Обработка полученных материалов осуществляется след\ ющим образом Специальный ключ, представляющий собои матрицу с отверстиями, накладывается на бланк с ответами Каждый ответ (а — да, б — не знаю, с — нет) имеет свок условную стоимость в очках для каждого вопроса Очки затем переводятся в условные баллы (стены) Оценка по факторам для каждого испытуемого приобретает символ при сравнении ее со средними оценками
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (ТЕСТ К. ЛЕОНГАРДА)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Психодиагностический опросник К Леонгарда дает диагно стику акцентуированной личности по десяти факторам четыре фактора характера и шесть факторов темперамента
440
К характерологическим факторам относятся:
I Фактор ДМ — личность с такими чертами характеризу
ется излишним тщесчавием бахвальством, часто склонна счи тать, что по отношению к ней совершается несправедливость, допускает необдуманность поступков Обдумывать линию пове дения заранее они не способны Личности с такими чертами характера хитры на выдумку, но эту хитрость легко разоблачить, т к стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами Благодаря умению приспосабливаться они быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить Быть заметным — основная потребность таких людей
Вопросы фактора ДМ — № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88
И Фактор П — личность с такими чертами характера характеризуется склонностью к основательности, четкости, законченности В области профессиональной деятельности педантичная личность проявляет себя положительно, выполняет работу очень добросовестно Леонгард отмечает, что большинство личностей с такими чертами характера чувствуют себя на военной службе лучше, чем в гражданской деятельности
Вопросы фактора П — № 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48 58, 61, 70, 80, 83
III Фактор 3 — личность с такими чертами характеризуется выраженным честолюбием и стойкостью аффекта Аффект особенно остро проявляется, если затронуты личные интересы личности, что является своеобразным ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также различные формы подавления Имеет место спокойствие при виде общественной несправедливости, проявляется зачастую заносчивость и самонадеянность Может иметь место подозрительность Этот тип личности интересен еще и тем, что в равной степени таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера, что очень важно учитывать при организации индивидуальной работы
С одной стороны, личность с такими чертами стремится достичь высоких показателей в любой деятельности, а с другой — может подавлять окружающих, если увидит в ком-либо конкурента своих достижений
441
Вопросы Фактора 3 — № 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78,81
IV Фактор В — личность с такими чертами характеризует
ся недостаточной управляемостью Реакции возбудимых личнос
тей отличаются импульсивностью и конфликтностью Им чужда
терпимость В результате такие личности по самому пустячному
поводу вступают в ссоры, грубят, ведут себя зачастую агрессивно,
не отдавая отчета возможным последствиям своих действий
По мере возрастания возбуждения люди с такими чертами характера обычно от слов переходят к «делу», т е рукоприклад ству Бывает, что рукоприкладство у возбудимых опережает ело ва, т к такие люди вообще не склонны обмениваться мнениями
Этические требования общества очень слабо воздействуют на таких лиц Часто наблюдается немотивированность действия
Вопросы фактора В — № 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
К «темпераментным» факторам относятся:
V Фактор Г — характеризуется оптимизмом, активностью,
жизнерадостностью Они без труда преодолевают грусть Жаж
да деятельности стимулирует у них инициативу, поиск, нового
творческого Они способны говорить и рассказывать без конца
только бы их слушали В коллективе такие люди не могут
наскучить, с ними интересно Лица с такими чертами темпера
мента часто прекрасно справляются с общественной работой
Вопросы фактора Г — № 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
VI Фактор ДИ — склонность к депрессивным состояни
ям характерна для личностей с такими чертами темперамента
По натуре они более серьезны и сосредоточены на пессимисти
ческой ноте, отличаются медлительностью реакций и действий
Бывает так, что в общем разговоре такие люди почти не
участвуют, замкнуты Личности с такими чертами отличаются
серьезными этическими позициями
Вопросы фактора ДИ — № 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 37
VII Фактор АЛ — личность с такими чертами темпера
мента характеризуется резкими перепадами состояний — от
восторженного, возвышенного до мрачного, депрессивного На
передний план выступает то один, то другой из этих полюсов
Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по факторам ДМ, 3 и В дает возможность диагностировать
442
и предположительно прогнозировать лиц, склонных к импуль
сивным, рискованным конфликтным и асоциальным действиям
Вопросы фактора АЛ — № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
VIII Фактор АЭ — характеризуется более бурными
и интенсивными реакциями на события по внешним проявлени
ям Экзальтация гораздо чаще связана с тонкими альтруисти
ческими побуждениями Любовь к языку, искусству, природе,
спорту, поиски мировоззрения — все это способно захватить
такого человека до глубины души
Лица, отличающиеся такой чертой, очень впечатлительны, склонны к глубоким личным переживаниям за себя и товарищей К таким личностям в полной мере можно отнести понятия «бурный», «порывистый», «возбужденный»
Вопросы фактора АЭ — № 10, 32, 54, 76
IX Фактор Т — личности с такими чертами темперамента
отличаются робостью, нерешительностью, внутренней неуверен
ностью в себе Люди с такой акцентуацией не решаются
защищаться, видя несправедливость и откровенное унижение
личного достоинства
Вопросы фактора Т — № 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71 82 Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по фактору ДМ и 3 дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к активному приспособленчеству
X Фактор ЭМ — личность с такой чертой темперамента
характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями
в области тонких эмоций В отличие от лиц, акцентуирован
ных по фактору АЭ, они не впадают в такие крайности, эмоции
их развиваются с меньшей быстротой Обычно людей с этой
чертой темперамента называют мягкосердечными Их знают
как людей задушевных Особенно характерна для них слезли
вость, при первом упоминании о доме, родных или близких,
а также личных переживаниях они плачут или на глаза
навертываются слезы
Вопросы фактора — № 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79 Используя ключ к психодиагностическому опроснику, исследователь сравнивает ответы на бланке заполнения и суммирует совпадающие ответы по ключу и б аанку Те получается сумма сырых баллов по каждому фактору, которая умножается
443
на коэффициент фактора Полученное произведение заносится на бланк для графического изображения профиля личности Коэффициент по каждому фактору равен
ДМ — 2 П — 2 3 — 2
Б — 3 Г — 3 ДИ — 3
АЛ — 3 АЭ — 6 Т — 3
ЭМ — 3
Когда данные по каждому фактору занесены на бланк для графического изображения профиля личности, все точки соединяются единой линией, и исследователь приступает к предвари тельной интерпретации теста.
ПРОФИЛЬ № психологический инвгнтарий (Леонгард)
444 |
Сумма сырых баллов умножается на коэффициент фактора (2, 3, 6) и вносится в профиль личности
Дата: 2018-12-21, просмотров: 373.