11,#
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.
Различают качественную и количественную характеристики способностей. Качественная характеристика сводится к индивидуальному своеобразию сочетания психологических особенностей, лежащих в основе способности. Качественная характеристика определяет виды деятельности, к которым способен человек. Количественная характеристика позволяет сравнить способности разных лиц к определенному виду деятельности. Качественные и количественные характеристики способностей могут измеряться с помощью психофизиологических методов, тестов, наблюдений. Оценка способности состоит в изучении тех ее главных элементов (свойств), которые в основном определяют успешность деятельности. Такой подход называется аналитическим. Синтетический подход состоит в моделировании деятельности в возможно более полном воспроизведении всех ее особенностей в эксперименте. Способности разделяют на общие и специальные. Общая способность — это способность ко многим видам деятельности. Специальная способность — это способность к одному виду деятельности. С понятием «способность» тесно связано представление об интеллекте. Для исследования интеллекта используют специальные тесты: Векслера, Равена, «установления закономерностей» и др.
Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом. С помощью теста Равена исследователи судят скорее не об интеллекте, а о способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий, что, по мнению Векслера, имеет важное значение, т.к. он меньше учитывает приобретенные обследуемым в связи с образованием и жизненным опытом знания.
Метод Векслера для исследования интеллекта у взрослых является вариантом, возникшим вследствие переработки ранее широко употреблявшегося теста Векслера-Бельвью.
400
С помощью этого метода могут быть исследованы лица в возрасте старше 16 лет. Метод состоит из 11 отдельных методик-субтестов. Все субтесты разделены на вербальные и невербальные.
Уровень интеллектуального развития можно исследовать по 16-ФЛО; фактору «В».
Врожденные задатки — это то, что имеется у человека к моменту рождения, т.е. врожденные анатомо-физиологичес-кие особенности его нервной системы и мозга.
Склонность — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.
Одаренность — совокупность общих, специальных и частных способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в определенной области.
Талант — высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.
401
Гениальность — высшая степень одаренности, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.
402
10.1. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (МЕТОДИКА «КОС-1»)
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.
Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д.
403
К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.
Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».
Для решения этих задач разработана методика «КОС-1». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное значение (исследование коммуникативных и организаторских способностей), номер варианта (1). Авторы данной методики — В. В. Синявский и В. А. Федорошин. В основе разработки — известные проективные методики анкетного типа. Что же касается содержания материала методики, его структурного размещения, формы и способа обработки экспериментального материала, то они выполнены в соответствии с поставленными профконсультационными задачами.
Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения
Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.
Анкетная часть методики «КОС-1» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
404
Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие — к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания:
а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли
у него друзей;
б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает
одиночество;
в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому кол
лективу;
г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, зна
комых;
д) любит ли общественную работу, выступает ли на со
браниях;
е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми
людьми;
ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей.
В соответствии с этим было разработано 20 специальных
вопросов реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.
Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:
а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;
б) находчивость, настойчивость, требовательность;
в) склонность к организаторской деятельности;
г) самостоятельность, самокритичность;
д) выдержка;
е) отношение к общественной работе, общительность.
405
На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся
Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы.
Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности.
Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к макси-Шкода оценок коммуникативных склонностей
«К» | Оценка | Уровень проявления коммуникативных склонностей |
0,10-0,45 | 1 | низкий |
0,46-0,55 | 2 | ниже среднего |
0,56-0,65 | 3 | средний |
0,66-0,75 | 4 | высокий |
0,76-1,00 | 5 | очень высокий |
Шкала оценок организаторских склонностей | ||
«К» | Оценка | Уровень проявления организаторских склонностей |
0,20-0,55 | 1 | низкий |
0,56-0,65 | 2 _j | ниже среднего |
0,66-0,70 | 3 | средний |
0,71-0,80 | 4 | высокий |
0,81-1,00 | 5 | очень высокий |
406
мально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу.
К = n/20,
где К — величина оценочного коэффициента; n — количество совпадающих с дешифратором ответов.
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.
Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.
У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается
407
в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей
Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям
И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе Испытуе мые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоя тельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития комму никативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе даль нейшего развития личности При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться
408
КЛЮЧИ
1 | + | 11 | - | 21 | + | 31 | - |
2 | 12 | 22 | 32 | ||||
3 | - | 13 | + | 23 | - | 33 | + |
4 | 14 | 24 | 34 | ||||
5 | + | 15 | - | 25 | + | 35 | - |
6 | 16 | 26 | 36 | ||||
7 | - | 17 | + | 27 | - | 37 | + |
8 | 18 | 28 | 38 | ||||
9 | + | 19 | - | 29 | + | 39 | - |
10 | 20 | 30 | 40 |
о
1 | - | 11 | + | 21 | - | 31 | + |
2 | 12 | 22 | 32 | ||||
3 | + | 13 | - | 23 | + | 33 | - |
4 | 14 | 24 | 34 | ||||
5 | - | 15 | + | 25 | - | 35 | + |
6 | 16 | 26 | 36 | ||||
7 | + | 17 | - | 27 | + | 37 | - |
8 | 18 | 28 | 38 | ||||
9 | - | 19 | + | 29 | - | 39 | + |
• 10 | 20 | 30 | 40 |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.