МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М. РОКИЧА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М Рокич различает два класса ценностей

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться,

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтитель­ным в любой ситуации

Это деление соответствует традиционному делению на ценности цели и ценности-средства

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты Вначале предъявляется набор терми­нальных, а затем набор инструментальных ценностей

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (написан на отдельных карточках)

Список А (терминальные ценности)

~  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни),

421


422


 

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл,
достигаемые жизненным опытом);

- здоровье (физическое и психическое),

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного
в природе и в искусстве);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым
человеком),

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль
ных затруднений),

- наличие хороших и верных друзей,

- общественное признание (уважение окружающих, коллек
тива, товарищей по работе),

- познание (возможность расширения своего образования,
кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),

- продуктивная жизнь (максимально полное использование
своих возможностей, сил и способностей);

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­
ховное совершенствование);

- развлечение (приятное, необременительное времяпрепро­
вождение, отсутствие обязанностей),

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях
и поступках);

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенство
вание других людей, всего народа, человечества в целом)

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода внут­
ренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности).

- аккуратность (чистоплотность), умение содержась в по­
рядке вещи, порядок в делах;

- воспитанность(хорошие манеры);

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие
притязания);

- жизнерадостность(чувство юмора);

- исполнительность (дисциплинированность),

- независимость(способность действовать самостоятельно,
решительно),


- непримиримость к недостаткам в себе и других,

- образованность (широта знаний, высокая общая культура),

- ответственность (чувство долга, умение держать слово),

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, прини­
мать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов,

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать
перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение про­
щать другим их ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения,
уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность
в работе);

- чуткость (заботливость)

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Суще­ственным ее недостатком является влияние социальной жела­тельности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубоко­го проникновения в систему ценностных ориентации возмож­ны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию, позволяющие сделать более обо­снованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы-

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реали­зованы данные ценности в вашей жизни'»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким,каким мечтали?»

423


«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?» «Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?» «Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?» Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореа лизации и личной жизни и т д Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистические цен­ности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т д Это далеко не все возможно сти субъективного структурирования системы ценностных ориентации Психолог должен попытаться уловить индивидуаль­ную закономерность Если не удается выявить ни одной зако­номерности, можно предположить несформированность у респон­дента системы ценностей или даже неискренность ответов

Обследование лучше проводить индивидуально, но возмож но и групповое тестирование

Личность — это конкретный человек, являющийся пред­ставителем определенного класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отноше­ние к окружающему, имеющий свой жизненный путь и свои индивидуально-психологические особенности


12




























Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.