Под характером понимают совокупность индивидуаль-носвоеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам
В структуре характера выделяются четыре основные группы черт
- черты, выражающие отношение к коллективу и отдель
ным людям (общительность, откровенность, стремление
к властвованию),
- черты, выражающие отношение к труду (трудолюбие,
добросовестность),
- черты, выражающие отношение к вещам (аккуратность,
неряшливость),
- черты, выражающие отношение к самому себе (самолюбие,
честолюбие, тщеславие, самомнение)
Свойства характера формируются в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, они не зависят от наследственности Проявления характера, формируясь в деятельности, постепенно «автоматизируются», т е постепенно сохраняется или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения
360
Тест Тимоти ЛИРИ выявляет характерологический профиль и направлен на выявление степени выраженности основных свойств характера человека Этот тест рекомендуется использовать и для определения совместимости людей
361 |
Также свойства характера можно определить с помощью 16-ФЛО факторов) 0, 0,, 02 и методики «Акцентуация характера» Леонгарда факторов (Ф I-IV), предложенных в главе IV
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
В основе разработки данной методики лежит факт повто рения набора сходных общепсихологических типов в различ ных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк Личко и др )
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (под ростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа '
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологи ческие характеристики и рекомендации по коррекции
Этапы работы
1 Проведение исследований по тесту Айзенка
2 Обсчет результатов
3 Градация результатов по таблице типов
4 Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5
КЛЮЧ
I. Экстраверсия (Э):
Да 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46,
49, 53, 57 Нет 6, 33, 51, 55, 59
И. Невротизм (Н):
Да 2,5, 7,10,13,15,18, 21, 23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50 52, 54, 56, 58, 60
III. «Ложь»:
Да 8, 16, 24, 28, 36, 44 Нет 4, 12, 20, 32, 40, 48
Нормативы для подростков 12-17 лет экстраверсия (Э) — 11-14 баллов, «ложь» — 4-5 баллов, невротизм (Н) — 10-15 баллов
1 Автор методики — кандидат психологических наук Маталина Т В (г Санкт Петербург)
362
ТАБЛИЦА ТИПОВ
Данные по те | сту Айзенка | |
№ | Э в баллах | Н в баллах |
1 | 0-4 | 0-4 |
2 | 20-24 | 0-4 |
3 | 20-24 | 20-24 |
4 | 0-4 | 20-24 |
5 | 0-4 | 4-8 |
6 | 0-4 | 16-20 |
7 | 0-4 | 8-16 |
8 | 4-8 | 0-4 |
9 | 8-16 | 0-4 |
10 | 16-20 | 0-4 |
11 | 20-24 | 4-8 |
12 | 20-24 | 8-16 |
13 | 20-24 | 16-20 |
14 | 16-20 | 20-24 |
15 | 8-16 | 20-24 |
16 | 4-8 | 20-24 |
17 | 16-20 | 4-8 |
18 | 4-8 | 16-20 |
19 | 4-8 | 4-8 |
20 | 16-20 | 16-20 |
21 | 12-16 | 8-12 |
22 | 8-12 | 8-12 |
23 | 16-20 | 8-12 |
24 | 12-16 | 4-8 |
25 | 8-12 | 4-8 |
26 | 4-8 | 8-12 |
27 | 4-8 | 12-16 |
28 | 8-12 | 16-20 |
29 | 12-16 | 16-20 |
30 | 16-20 | 12-16 |
31 | 8-12 | 12-16 |
32 | 12-16 | 12-16 |
363
Тип№1 Э:0-4; Н: 0-4
Характерологические Безмятежный, мирный, невозмути-
проявления мыи в группе скромен. Дружбу не
навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Воспитателей беспокоят мало, а зна-
Пути коррекции
чит всегда страдают от невнимания
педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
Тип №2 Э: 20-24; Н: 0-4
Характерологические Радостный, общительный, разговор
проявления чивый. Любит быть на виду. Опти
мист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды превращает конфликты в шутку.^Впечатлителен, любит новиз ну Пользуется всеобщей любовью Однако поверхностен, бес печен Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результа тов (увлекается, но быстро остывает).
Поощрять трудолюбие, использовать
Пути коррекции
природный артистизм и склонность
к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружко вой работой, участием в экспедициях и т д.).
Тип № 3 Э: 20-24; Н: 20-24
Характерологические Активный, имеет хорошо развитые бой
проявления цовские качества. Насмешлив. Стре
мится общаться со всеми «на равных» Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно проти воборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес
Основная тактика — подчеркнутое
Пути коррекции п
J fr уважение. Взаимоотношения следует
строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне 364
общения При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т.п.)
Тип №4 Э:0-4; Н: 20-24
Характерологические Тип неспокойный, настороженный, не
проявления уверенный в себе. Ищет опеки. Необщи
телен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокорани
мый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны Не
любит активный образ жизни. Созерцатель Часто склонен к
философии. Легко драматизирует ситуацию.
Стремиться поддержать. Оградить от
Пути коррекции
насмешек. Выделять положительные
стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.
Тип №5 Э:0-4; Н: 4-8
Характерологические Созерцателен, спокоен. Имеет низкий
ироявления уровень заинтересованности в реальной
жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.
Остро нуждается в повышении само-
Пути коррекции
оценки, это разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.
Тип №6 Э:0-4; Н: 16-20
Характерологические Сдержанный, робкий, чувствительный,
проявления стесняется в незнакомой ситуации.
Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит
365
многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.
„ Стараться поддерживать, опекать, под-
Пути коррекции v v
черкивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16
Характерологические Человек скромный, активный, на-
проявления правленный на дело. Справедли-
вый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато морализирующий.
Пути коррекции В Деятельности желательно предо-
ставить свободный режим; поощрять,
это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем) Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет
Тип № 8 Э: 4-8; Н: 0-4
Характерологические Человек спокойный, склонный к об-
проявления щению в компаниях. Эстетически
одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.
„ Главная задача — активизировать
Пути коррекции *,
потребность в деятельности. Найти
занятие, могущее заинтересовать (скорее, это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.
366
Тип №9 3:8-16; Н: 0-4
Характерологические Активный, жизнерадостный. Общи-
проявления тельный. В общении неразборчив.
Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.
Пути коррекции Режим желателен более жесткий, мо-
билизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен, чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то (поступить в престижный вуз и т.п.). Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.
Тип №10 Э: 16-20; Н: 0-4
Характерологические Артистичен. Любит развлекать.
проявления Недостаточно настойчив. Общите-
лен. Неглубок. Уравновешен.
Пути коррекции Поддерживать усилия, направленные
на достижение интересных целей
(у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать клоунства.
Тип №11 Э: 20-24; Н: 4-8
Характерологические Активный, общительный, благородный,
проявления честолюбивый. Легко соглашается
<на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях,
в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен.
* Обаятелен. Имеет организаторские склонности.
' Пути коррекции Поощрять и развивать организаторские
'" склонности. Может быть лидером, но
Чадо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское
положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.
Тип №12 Э: 20-24; Н: 8-16
Характерологические Легко подчиняется дисциплине. Обла-
проявления дает ЧуВСТВ0М собственного достоин-
ства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.
Лидер по натуре, как эмоционального,
Пути коррекции
так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.
Тип №13 Э: 20-24, Н: 16-20
Характерологические Сложный тип. Тщеславен. Энергичен.
проявления Жизнерадостен. Не имеет, как прави-
ло, высокой духовной направленности. Погружен в житейские
радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности.
Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится
достичь удачи, успеха, выгоды Презирает неудачников. Общи
тельный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.
Пути коррекции Цель старшего — держать подростка
«в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание.
Тип №14 Э: 16-20, Н: 20-4
Характерологические Властный, мнительный, подозрительный,
проявления педантичный. Всегда стремится к пер-
венству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.
„ Нельзя относиться равнодушно. Мож-
Пути коррекции к }
но относиться дружелюбно, с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако,
368
при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.
Тип №15 Э:8-16; Н: 20-24
Характерологические Вечно недовольный, ворчливый,
проявления склонен к придиркам. Мелочно-тре-
бовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.
„ Желательно наладить хотя бы ми-
Пути коррекции
нимальные взаимоотношения. Это
легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволяют делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания, индивидуального взаимодействия.
Тип №16 Э:4-8; Н: 20-24
Характерологические Высокочувствительный тип, недо-
проявления верчивый, затаенно-страстный, молча-
ливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто — неуверенность в себе.
Пути коррекции В подходе желательны: оберегаю-
щий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.
369
Тип №17 Э: 16-20; Н: 4-8
Характерологические Очень эмоционален. Восторженный,
проявления жизнерадостный, общительный, влюб-
чивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.-
Поддерживать положительный на-
Пути коррекции
строи. Желательно развивать эстетические увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).
Тип № 18 Э: 4-8; Н: 16-20
Характерологические Эмпатичный. Очень жалостливый,
проявления склонный поддерживать слабых, пред-
почитает интимно-дружеские контакты Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Неуверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.
Пути коррекции Рекомендуется наладить щадяще-раз-
вивающий режим. Контролировать
исподволь, относиться спокойно, доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми) Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.
Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8
Характерологические Спокойный тип. Молчаливый, рас-
проявления судительный. Замедленно-деятельный,
очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.
Пути коррекции У подростков данного типа надо по-
стараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу
370
с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.
Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20
Характерологические Очень демонстративен, не умеет со-
проявления переживать. Эмоционально беден.
Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.
„ Режим взаимодействия мягкий, терпи-
Пути коррекции F
мыи, чтобы не обострять негативные
качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство — в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.
Тип № 21 Э: 12-Н; Н: 8-12
Характерологические Очень энергичен, жизнерадостен. «Лю-
проявления бимец публики». Считается, что подро-
стки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень
одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако,
наличие этих качеств часто имеет негативные результаты
Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все
доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над
достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу.
Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.
Пути коррекции Требуют доброжелательно-строгого
отношения. В коллективе не стоит
выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.
171
Тип № 22 Э: 8-12; Н: 8-12
Характерологические Очень пассивно-безразличный. Уве-
проявления рен в себе. В отношении к ок
ружающим жестко-требователен Злопамятен. Часто проявля
ет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудите
лен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично.
Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта.
Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.
Пути коррекции Создать У no*POCTKa ощущение, что он
интересен воспитателю (тренеру и т.д.).
Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п. ). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).
Тип № 23 Э: 16-20; Н: 8-12
Характерологические Общительный, активный, инициатив-
проявления ныи> увлекающийся. При этом умеет
управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен
Пути коррекции Создать возможность лидерства. По-
могать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.
Тип № 24 Э: 12-16; Н: 4-8
Характерологические Активный уравновешенный тип. Энер-
проявления гичен. Среднеобщителен. Привязчив
к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.
Пути коррекции Предпочитает спокойное довери-
тельное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.
372
Тип № 25 Э: 8-12; Н: 4-8
Характерологические Активен, иногда взрывчатый, иногда
проявления беспечно-веселый. Часто спокойно-
безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кропотливой работе.
„ Желательно спокойно-деловое отно-
Пути коррекции
шение Находить и рекомендовать
лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляются с административной работой
Тип № 26 Э: 4-8; Н: 8-12
Характерологические Спокоен, уравновешен, терпелив, пе-
проявления дантичен Честолюбив. Целеустрем-
лен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив
„ Любят доверительные отношения, спо-
Пути коррекции г
коиныи темп работы. Не склонны к
панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих силах
Тип № 27 Э: 4-8; Н: 12-16
Характерологические Уравновешенно-меланхоличный. Тон-
проявления ко ЧуВСТВИТельнь1И Привязчивый;
ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще — спокойно-задумчив.
Пути коррекции Со3датЬ обстановкУ активно-спокой-
ной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия.
Тип № 28 Э: 8-12; Н: 16-20
Характерологические Меланхоличный, честолюбивый, упор-
проявления ны^ серЬезный. Иногда склонен к уны
ло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кру
гом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен
373
в решениях относительно принципиальных вопросов, но зави
сим от близких в эмоциональной жизни.
„ Рекомендуется направлять усилия
на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.
Тип № 29 Э: 12-16; Н: 16-20
Характерологические Жестко-требователен к окружающим:
проявления упрям, горд, очень честолюбив. Энер-
гичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.
Пути коррекции Взаимоотношения строить на ос-
нове уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.
Тип № 30 Э: 16-20; Н: 12-16
Характерологические Гордый, стремится к первенству, злопа-
проявления мятен Стремится к лидерству во всем.
Энергичен, упорен Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях Не лишен артистизма, хотя и суховат.
Пути коррекции Не Д°пУскать зазнайства. Поддерживать
в позитивных усилиях. Помогать в
лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.
Тип № 31 Э: 8-12; Н: 12-16
Характерологические Застенчив, независтлив, стремится к са-
проявления мостоятельности, привязчив. Добро-
желателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность,
чувство юмора Склонен к глубоким доверительным отношени
ям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязан
ный темп. Иногда склонен к быстрым решениям Часто раска
ивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.
Пути коррекции Обеспечить спокойную, доброже-
лательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.).
374
Тип № 32 Э: 12-16; Н: 12-16
Характерологические Честолюбив, неудачи не снижают уве-
проявления ренности в себе. Заносчив. Злопамя-
тен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликт
ности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не
испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит
только информативность. Эмоционально ограниченный тип.
Пути коррекции Не поддерживать в конфликтных
ситуациях. Воздействовать через
честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.
Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет Соответственно может использоваться:
1. При формировании классных коллективов.
2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь
поступившими в класс или группу подростками.
3. В деятельности работников «службы занятости» и
отделов кадров при приеме на работу подростков
4. В профессиональном отборе молодежи на различные
типы профессий (в частности, на профессии типа «человек —
человек»).
5. В профподборе производственных групп в целях дости
жения оптимального делового и социального сотрудничества.
6. В спортивной практике при подборе команд.
7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоотно
шений в системах: «ученик — учитель» и «ученик — класс».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.