Безработные граждане: понятие, порядок регистрации и признания гражданина безработным

 

Правовой статус включает в себя:

определение понятие безработного;

его права и обязанности;

социальные гарантии и компенсации при потере работы и других случаях;

ответственность безработных граждан.

 

Безработными признаются граждане, которые:

являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья, то есть достигли 16 лет и могут выполнять работу (установленные нормы труда), учитывая медицинские показания (если это необходимо с учетом индивидуальной программы реабилитации;

не имеют работы и заработка;

готовы приступить к подходящей работе, например, находящиеся на лечении в стационаре не могут приступить к работе, поэтому безработными не могут быть признаны; например, женщины, имеющие срок беременности свыше 30 недель, не могут признаны безработными, так как не могут приступить к работе, потому что должны с этого срока находиться в отпуске по беременности родам;

зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства;

не трудоустроенные в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы; действующее законодательство устанавливает, что в исключительных случаях, т. е., например, когда гражданин имеет редкую профессию или специальность, или когда точно известно’ что даже и через 10 дней подходящая работа не будет найдена, гражданина могут признать безработным в день обращения.

 

Для регистрации необходимы следующие документы:

паспорт или документ, его заменяющий;

трудовая книжка;

диплом или документ, удостоверяющий профессиональную подготовку;

справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

для инвалидов — индивидуальная программа реабилитации — выдаётся бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и является обязательным документом для подбора подходящей работы, а также для предоставления ее работодателю.

 

Обратившемуся в службу занятости гражданину в течение 10 дней предлагается (по возможности) два варианта подходящей работы или профессиональной подготовки. Одна и та же работа или учеба не может быть предложена дважды.

 

Подходящей считается работа, учитывающая такие факторы, как:

профессиональную пригодность работника; если гражданин имеет несколько образований, то подыскивать работу по той профессии, по которой он работал в последнее время, и только если такой работы нет, будут учитывать пожелания работника;

условия последнего места работы (имеется в виду состояние охраны труда);

состояние здоровья;

транспортная доступность; она определяется в зависимости развития сети общественного транспорта, а также возможности стыковки нескольких видов транспорта; в зависимости от региона или местности транспортная доступность определяется либо в часах, либо в км.

Для некоторых категорий работников требования к подходящей работе снижаются:

для впервые ищущих работу, ранее не работавших, не имеющих профессии (специальности) или делающих возобновить работу после длительного (годичного) перерыва;

отказавшихся повысить квалификацию или пройти переподготовку после окончания первоначального 12-местного периода безработицы;

состоящих на учёте в службе занятости более 18 месяцев;

более 3 лет не работавших;

обратившихся в слуху занятости после окончания сезонных работ.

 

Вывод: для них будет считаться подходящей любая работа, в том числе и временного характера (срочной трудовой договор) даже общественнее оплачиваемые оплаты.

 

Работа не может считаться подходящей, если:

она связана с переменой места жительства; однако обратившийся в службу занятости гражданин может попросить подыскать ему работу в другом регионе, и в этом случае служба занятости окажет ему помощь не только в предоставлении работы, но и оплатит переезд и обустройство на новом месте;

 условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже, чем по прежнему месту работы; однако, в данном случае, подходящей будет считаться работа, если заработок не ниже величины прожиточного минимума в данном регионе.

 

Для признания гражданина безработным не имеют значения:

причина расторжения трудового договора по последнему месту работы; однако виновное основание расторжениях трудового договора может повлиять на приостановку выплаты пособия по безработице;

сколько времени со дня увольнения по день обращения в службу занятости; срок обращения в службу занятости влияет на размер выплаты выходного пособия для работников, уволенных по сокращению численности или штата (ст. 178 ТК РФ).

 

Безработными не могут быть признаны граждане:

 не достигшие 16 лет (ст. 63 ТК РФ);

которым назначена стразовая пенсия по старости (возрасту) или выслуге лет;

осуждённые по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;

отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, включая временную, а также для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности) двух вариантов профессиональной подготовки;

не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации их в качестве безработных; однако гражданин не лишается права повторного обращение в службу занятости через месяц;

представившие документы, содержание заведомо ложные сведения или недостоверные данные (например, гражданин скрывает от службы занятости наличие дохода или выданный диплом (справка) не являются официальными).

 

Гражданин снимается с учета, если он:

признан занятым (ст. 2 Закона «О занятости...»);

осуждён к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;

переехал в другую местность;

не явился в службу более месяца;

пытался получить пособие о манным путём;

проходит обучение (с выплатой стипендии) или получает иной доход (пенсия назначена);

в случае отказа от посредничества службы занятости;

в случае смерти безработного (ст. 1183 ГК РФ).

 

Обязанности безработного:

соблюдение условий регистрации и перерегистрации;

являться на переговоры с работодателем по направлению службы занятости (получивший направление гражданин обязан в трёхдневный срок прийти к работодателю на переговоры м в случае отрицательного результата принести направление с отметкой в службу занятости);

информировать службу занятости о всех изменениях, связанных с выплатой пособий;

активно содействовать трудоустройству (т. е. не отказываться от подходящей работы и вариантов переобучения или повышения квалификации;

добросовестно учится по направлению службы занятости (это значит, не иметь академических задолженностей).

 

15. Система, содержание мер содействия занятости и социально-правовой защиты граждан в России.

 

Все граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право на:

бесплатную консультацию по вопросам занятости;

бесплатное получение информации по вопросам обучения;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы;

участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 84 Закона «О занятости...» (такие работы, которые не требуют наличие какой-либо квалификации; для желающих участвовать в таких работах заключается срочный трудовой договор; это даёт возможность безработному гражданину получать, кроме пособия по безработице, дополнительный заработок или кроме зарплаты по основной работе дополнительный доход);

обжалование действий службы занятости должностных лиц;

 

Для отдельных категорий граждан действующее законодательство предусматривает дополнительные меры содействия:

квотирование (бронирование) рабочих мест;

для жён (мужей) военнослужащих, уволенных с военной службы, предоставляется преимущественное право поступления на работу при прочих равных условиях на государственные и муниципальные унитарные предприятия;

для работников, уволенных из организаций по сокращению численности или штата (для таких работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, после увольнения гарантируется право на сознание очереди на получение жилья, а также возможности пользования лечеными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими гражданами;

для беременных женщин и женщин с детьми в возрасте до трёх лет (для них в случае увольнения при ликвидации организации и невозможности подбора подходящей работы время со дня их увольнения и до достижения ребёнком полутора лет засчитывается в стаж для назначения пособия по государственному социальному страхованию; выплата ежемесячных компенсационных выплат, если они не получают пособие по безработице).

 

Для тех, кто уже получил статус безработного, кроме того, предоставляются следующие права:

на бесплатную профессиональную ориентацию;

на бесплатную подготовку, переподготовку;

на выплату стипендии (ст. 29 Закона);

на компенсацию затрат в связи с направлением на работу в другую местность (стоимость проезда, суточные за время нахождения в пути, найм жилого помещения; кроме того, безработный и членам семьи при переезде при переезде на постоянное место оказывается финансовая поддержка:

оплата стоимости провоза имущества;

членов семьи;

единовременное пособие.

на выплату пособия по безработице (ст. 30 — 34 Закона) (размер его зависит от категории безработного, величины стажа и прежнего заработка (КС РФ указал, что размер пособия по безработице должен предоставить ему временный источник средств к существованию на разумна период, необходимый для поиска подходящей работы, и должен стимулировать безработного к поиску такой работы (определение КС РФ от 12 апреля 2011 г. N 550).

 

Действующее законодательство предоставляет дополнительную гарантию для тех, кто уволен в связи с ликвидацией организации или превращением деятельности ИП и выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту (20/25 лет). Им предоставляется право досрочно уйти на пенсию по старости, но не ранее, чем за два года (п. 1 ст. 32 Закона).

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 44.