Правовой статус включает в себя:
определение понятие безработного;
его права и обязанности;
социальные гарантии и компенсации при потере работы и других случаях;
ответственность безработных граждан.
Безработными признаются граждане, которые:
являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья, то есть достигли 16 лет и могут выполнять работу (установленные нормы труда), учитывая медицинские показания (если это необходимо с учетом индивидуальной программы реабилитации;
не имеют работы и заработка;
готовы приступить к подходящей работе, например, находящиеся на лечении в стационаре не могут приступить к работе, поэтому безработными не могут быть признаны; например, женщины, имеющие срок беременности свыше 30 недель, не могут признаны безработными, так как не могут приступить к работе, потому что должны с этого срока находиться в отпуске по беременности родам;
зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства;
не трудоустроенные в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы; действующее законодательство устанавливает, что в исключительных случаях, т. е., например, когда гражданин имеет редкую профессию или специальность, или когда точно известно’ что даже и через 10 дней подходящая работа не будет найдена, гражданина могут признать безработным в день обращения.
Для регистрации необходимы следующие документы:
паспорт или документ, его заменяющий;
трудовая книжка;
диплом или документ, удостоверяющий профессиональную подготовку;
справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
для инвалидов — индивидуальная программа реабилитации — выдаётся бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и является обязательным документом для подбора подходящей работы, а также для предоставления ее работодателю.
Обратившемуся в службу занятости гражданину в течение 10 дней предлагается (по возможности) два варианта подходящей работы или профессиональной подготовки. Одна и та же работа или учеба не может быть предложена дважды.
Подходящей считается работа, учитывающая такие факторы, как:
профессиональную пригодность работника; если гражданин имеет несколько образований, то подыскивать работу по той профессии, по которой он работал в последнее время, и только если такой работы нет, будут учитывать пожелания работника;
условия последнего места работы (имеется в виду состояние охраны труда);
состояние здоровья;
транспортная доступность; она определяется в зависимости развития сети общественного транспорта, а также возможности стыковки нескольких видов транспорта; в зависимости от региона или местности транспортная доступность определяется либо в часах, либо в км.
Для некоторых категорий работников требования к подходящей работе снижаются:
для впервые ищущих работу, ранее не работавших, не имеющих профессии (специальности) или делающих возобновить работу после длительного (годичного) перерыва;
отказавшихся повысить квалификацию или пройти переподготовку после окончания первоначального 12-местного периода безработицы;
состоящих на учёте в службе занятости более 18 месяцев;
более 3 лет не работавших;
обратившихся в слуху занятости после окончания сезонных работ.
Вывод: для них будет считаться подходящей любая работа, в том числе и временного характера (срочной трудовой договор) даже общественнее оплачиваемые оплаты.
Работа не может считаться подходящей, если:
она связана с переменой места жительства; однако обратившийся в службу занятости гражданин может попросить подыскать ему работу в другом регионе, и в этом случае служба занятости окажет ему помощь не только в предоставлении работы, но и оплатит переезд и обустройство на новом месте;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже, чем по прежнему месту работы; однако, в данном случае, подходящей будет считаться работа, если заработок не ниже величины прожиточного минимума в данном регионе.
Для признания гражданина безработным не имеют значения:
причина расторжения трудового договора по последнему месту работы; однако виновное основание расторжениях трудового договора может повлиять на приостановку выплаты пособия по безработице;
сколько времени со дня увольнения по день обращения в службу занятости; срок обращения в службу занятости влияет на размер выплаты выходного пособия для работников, уволенных по сокращению численности или штата (ст. 178 ТК РФ).
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16 лет (ст. 63 ТК РФ);
которым назначена стразовая пенсия по старости (возрасту) или выслуге лет;
осуждённые по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;
отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, включая временную, а также для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности) двух вариантов профессиональной подготовки;
не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации их в качестве безработных; однако гражданин не лишается права повторного обращение в службу занятости через месяц;
представившие документы, содержание заведомо ложные сведения или недостоверные данные (например, гражданин скрывает от службы занятости наличие дохода или выданный диплом (справка) не являются официальными).
Гражданин снимается с учета, если он:
признан занятым (ст. 2 Закона «О занятости...»);
осуждён к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
переехал в другую местность;
не явился в службу более месяца;
пытался получить пособие о манным путём;
проходит обучение (с выплатой стипендии) или получает иной доход (пенсия назначена);
в случае отказа от посредничества службы занятости;
в случае смерти безработного (ст. 1183 ГК РФ).
Обязанности безработного:
соблюдение условий регистрации и перерегистрации;
являться на переговоры с работодателем по направлению службы занятости (получивший направление гражданин обязан в трёхдневный срок прийти к работодателю на переговоры м в случае отрицательного результата принести направление с отметкой в службу занятости);
информировать службу занятости о всех изменениях, связанных с выплатой пособий;
активно содействовать трудоустройству (т. е. не отказываться от подходящей работы и вариантов переобучения или повышения квалификации;
добросовестно учится по направлению службы занятости (это значит, не иметь академических задолженностей).
15. Система, содержание мер содействия занятости и социально-правовой защиты граждан в России.
Все граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право на:
бесплатную консультацию по вопросам занятости;
бесплатное получение информации по вопросам обучения;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы;
участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 84 Закона «О занятости...» (такие работы, которые не требуют наличие какой-либо квалификации; для желающих участвовать в таких работах заключается срочный трудовой договор; это даёт возможность безработному гражданину получать, кроме пособия по безработице, дополнительный заработок или кроме зарплаты по основной работе дополнительный доход);
обжалование действий службы занятости должностных лиц;
Для отдельных категорий граждан действующее законодательство предусматривает дополнительные меры содействия:
квотирование (бронирование) рабочих мест;
для жён (мужей) военнослужащих, уволенных с военной службы, предоставляется преимущественное право поступления на работу при прочих равных условиях на государственные и муниципальные унитарные предприятия;
для работников, уволенных из организаций по сокращению численности или штата (для таких работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, после увольнения гарантируется право на сознание очереди на получение жилья, а также возможности пользования лечеными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими гражданами;
для беременных женщин и женщин с детьми в возрасте до трёх лет (для них в случае увольнения при ликвидации организации и невозможности подбора подходящей работы время со дня их увольнения и до достижения ребёнком полутора лет засчитывается в стаж для назначения пособия по государственному социальному страхованию; выплата ежемесячных компенсационных выплат, если они не получают пособие по безработице).
Для тех, кто уже получил статус безработного, кроме того, предоставляются следующие права:
на бесплатную профессиональную ориентацию;
на бесплатную подготовку, переподготовку;
на выплату стипендии (ст. 29 Закона);
на компенсацию затрат в связи с направлением на работу в другую местность (стоимость проезда, суточные за время нахождения в пути, найм жилого помещения; кроме того, безработный и членам семьи при переезде при переезде на постоянное место оказывается финансовая поддержка:
оплата стоимости провоза имущества;
членов семьи;
единовременное пособие.
на выплату пособия по безработице (ст. 30 — 34 Закона) (размер его зависит от категории безработного, величины стажа и прежнего заработка (КС РФ указал, что размер пособия по безработице должен предоставить ему временный источник средств к существованию на разумна период, необходимый для поиска подходящей работы, и должен стимулировать безработного к поиску такой работы (определение КС РФ от 12 апреля 2011 г. N 550).
Действующее законодательство предоставляет дополнительную гарантию для тех, кто уволен в связи с ликвидацией организации или превращением деятельности ИП и выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту (20/25 лет). Им предоставляется право досрочно уйти на пенсию по старости, но не ранее, чем за два года (п. 1 ст. 32 Закона).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 378.