Система и особенности источников трудового права. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в сфере регулирования труда

 

Система трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, закреплена в ст. 5 ТК РФ. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

К источником трудового права относится то, что перечислено в ст. 5 ТК РФ, однако отдельные представители науки трудового права к источникам трудового права относят индивидуальнее трудовые договоры (например, это представали школы трудового права СПб). Индивидуальные трудовые договоры не являются источниками трудового права, хотя и представляют договорную часть всего механизма правового регулирования условий труда (согласно нашей научной школе). Однако трудовой договор — это не источник права, а акт договорного регулирования. Никакой новой нормы в договорах не создаётся.

 

Особенности источников трудового права:

· трудовое право отражает федеративный характер государства (ст. 6 ТК РФ);

· в системе источников трудового права особое место занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ);

· в создании нормативных актов участвуют работники организации и их представители (ст. 53 ТК РФ); локальные акты должны обеспечивать наиболее эффективное регулирование и иных, непосредственно связанных с ними отношений, так как только работодатель и коллектив знают о тех особенностях, которые есть в данной организации, а в централизованном порядке установлен минимум прав и гарантий;

· наличие актов, исходящих от функциональных органов министерств (прежде всего, Министерство труда и социальной защиты РФ), Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), ведомств и т. д (на сегодняшний день Минтруд разъясняет положения действующего законодательства путём издания соответствующих писем, однако эти письма не являются нормативными правовыми актами, то есть носят рекомендательный характер);

· одним из источников правового регулирования являются соглашения, которые разрешают социально-трудовые вопросы и заключаются между полномочными представителями работников и работодателей (ст. 45 ТК РФ); такие соглашения заключаются на различных уровнях от федерального до территориального; например, Генеральное соглашение заключается между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ; такие соглашения принимаются в рамках бипартизма или трипартизма (посмотреть Генсоглашение); Генеральное соглашение устанавливает основные принципы и направления государственной политики развития социального партнёрства и трудовых отношений в РФ.

 

Система источников трудового права охватывает нормы Конституции РФ, международные акты, ТК и иные ФЗ, акты федеральных органов власти, акты субъектов, локальные акты, коллективные договоры и соглашения, заключаемые на различных уровнях, однако помимо актов, указанных в ст. 5 ТК РФ существуют т. н. корпоративные акты, например, социальные кодексы, кодексы этики и другие акты корпораций, которые в законодательстве не указаны, но применяются в организациях (Социальный кодекс Лукойл).

 

Согласно статье 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

 

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 26.