При характеристике механизма государства надо иметь в виду, что он образуется и действует в соответствии с определенными принципами.
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Принципы организации и деятельности механизма государства – это те положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, и в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.
Основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве, о ФСБ и т. д. - в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов).
Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им.
Такими принципами могут выступать:
· принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
· принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
· принципа федерализма - учет интересов регионов (в федеративных государствах);
· принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
· принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
Принципы организации и деятельности механизма современного государства:
1) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
2) принцип разграничения функций между органами государства;
3) принцип верховенства права и Конституции (право выступает ограничителем для деятельности механизма государства, в праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция);
4) принцип законности (означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона);
5) принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);
6) принцип научности (в организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки);
7) принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).
Рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент - на организацию или на деятельность органа государства.
Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность.
Право и политика.
Политика – это особая форма деятельности, регулирующая отношения людей, объединенных в большие социальные группы, этнические общности в интересах определенной социальной группы или общества в целом.
Основой политики являются политические отношения, т. е. отношения между социальными группами по вопросу о власти. Важнейшим политическим институтом является государство, существенным признаком которого является право.
Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов. Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Государство – наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти.
Политика может быть и антигосударственной – деятельность нелегальных партий, террористических организаций. Но в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Политика означает участие в делах государства».
Политические нормы обязательны лишь для членов политического объединения. Для управления всем обществом необходимо право.
Право имеет политическую природу, так как оно является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Без права политика не может быть реализована.
Орудием политики является не право, а закон. В законе сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность – с другой.
Право используется для:
1) закрепления политической власти и её структурной организации;
2) руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности;
3) установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;
4) регулирования социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;
5) борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;
6) упорядочения внешнеполитических отношений.
Общность политики и права:
1) единые причины и источники формирования, единые назначение и цель регулятивного обеспечения стабильности существования и развития социальной системы. И политика и право – это реакция общество на неравенство людей.
2) Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей. Регуляция выражается в поощрении поведения одобряемого с позиций существующей политико-правовой системы, и торможении и запрете неодобряемого поведения. Выполнение социального назначения у политики и управа связано с управленческими решениями.
Различия политики и права:
1) политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право направлено на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот.
Политика вырабатывается в процессе деятельности организованных групп (классы, нации), которые представляют свои интересы.
2) Личность как субъект политики представляет свой интерес в качестве интереса определенной социальной группы.
Право формируется системой представительных и исполнительных органов государства, и реже, населением непосредственно на референдуме.
3) Состав политики более разнообразен.
Содержание права – правовые нормы, так как через них реализуется существующая правовая идеология и фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений.
4) Политика затрагивает все сферы человеческой жизни , включая мораль, религию и литературу
5) Политика более подвижна. Право же отличается консерватизмом. Это вызвано тем, что для законодательного закрепления потребности должны быть осознаны и выражены социальными группами, согласованны с потребностями других групп, и пройти законодательную процедуру.
6) Политика имеет более разнообразные формы внешнего выражения.
а) идеологические концепции;
б) выступления политиков;
в) политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки);
г) политические документы (декларации, программы);
д) документы политико-юридического свойства.
Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью
7) Политика обеспечивается силой и возможностями политических объединений,
Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества. Право обеспечивается силой государственного принуждения.
Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:
1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;
2) возможность осуществления политики вне правовых форм. Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращения к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов).
3) влияние права на политику (прямое или косвенное).
В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина, напр., Конст.:
· провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;
· указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва;
· гарантирует свободу эконом, деятельности и т. п. По этим и многим др. вопросам политика гос-ва связана правом. Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности;
· возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.
Понятие и признаки права.
Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Важнейшие признаки права – это:
1) нормативность. Право имеет нормативный характер.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил;
2) интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей.
В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций;
3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством, т.е. право устанавливается и гарантируется государством;
4) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф);
5) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
6) формальная определенность. Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций;
7) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга.
Право представляет собой сложное системное образование.
В эту систему входят естественное, позитивное и субъективное право.
Естественное право, состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.
Позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.
Субъективное право – это индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя;
8) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
9) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.
Принципы права
Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов. Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения.
В зависимости от сферы распространения принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Возможно также выделение принципов отдельных правовых институтов, но в большинстве случаев они охватываются отраслевыми или межотраслевыми принципами.
Общеправовые – это основные, главные, исходные принципы права. Они характеризуют право в целом, а не отдельную его отрасль или институт.
1) Общеправовые принципы - принципы, которые действуют во всех отраслях права:
· принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость предполагает соразмерность нанесения вреда и его возмещение, преступление и наказание;
· принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Этот принцип закреплен в ст. 19 Конституции;
· принцип уважения прав человека означает, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
· принцип гуманизма означает запрет пыток. Также он означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения. Например, даже с приговоренным к смертной казни надлежит обращаться с уважением его человеческого достоинства;
· принцип демократизма – означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения:
а) непосредственно (путем референдума);
б) через избираемых депутатов в законодательных органах;
в) опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);
· принцип законности – означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры. Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации
· принцип единства прав и обязанностей – означает, что право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо службы социального страхования обязано решить данный вопрос по существу. Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране этого важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;
· принцип защиты прав и свобод.
В юридической литературе в качестве самостоятельных общеправовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций. Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты вышеуказанных основных общеотраслевых принципов.
2) Межотраслевые принципы - отражают наиболее существенные черты нескольких отраслей:
· принцип неотвратимости ответственности;
· принцип состязательности и гласности судопроизводства.
3) Отраслевые принципы - действующие в одной отрасли.
Например, в гражданском праве – действует принцип равенства сторон в имущественных отношениях.
В Уголовном праве – основным является принцип презумпции невиновности.
Функции права
Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов. Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений, называются функциями права.
В юриспруденции существуют различные подходы к классификации функций права.
Обычно выделяют 6 основных функций права:
1) регулятивную;
2) гуманистическую;
3) идеологическую;
4) воспитательную;
5) ограничивающую;
6) стимулирующую.
1) Регулятивная функция обеспечивает стабильную организационно-производственную деятельность общества.
2) Гуманистическая функция направлена на сглаживание социальных противоречий путем закрепления юридических компромиссов между различными группами людей.
3) Идеологическая функция состоит в формировании в общественном сознании определенных принципов, правил поведения и духовных ценностей, принятых в данном обществе.
4) Воспитательная функция характеризуется подготовкой молодого поколения и иных социальных общностей к восприятию правовых и моральных ценностей.
5) Ограничивающая функция направлена на подавление мотивации неправомерного поведения (арест, задержание), обладает всеми признаками государственных уголовно-принудительных мер (наложение административного ареста на имущество юридических лиц, отзыв лицензии и т.д.).
6) Стимулирующая функция призвана побуждать мотивацию правомерного поведения.
Иногда выделяют и компенсационную функцию, выполняющая роль гармонизации и стабилизации интересов субъектов права. Так, в случаях незаконного увольнения работника возникает необходимость не только восстановления его в должности, но и обязанность работодателя компенсировать денежной выплатой вынужденный прогул своему подчиненному.
Некоторые авторы полагают, что у права есть интегративная функция, призванная объединить общество в рамках общепризнанных правил поведения.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально-юридические.
Общесоциальные функции (совпадающие с функциями государства) – функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1) политическая функция заключается в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и в регулировании национальных отношений.;
2) экономическая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений ,к примеру, право закрепляет формы собственности;
3) культурно-историческая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
4) функция социального контроля заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования;
6) экологическая т.д..
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная статистическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности);
2) регулятивная динамическая выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).;
3) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм, состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
4) компенсационная – функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
5) восстановительная направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
6) ограничительная направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
7) карательная состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Право и закон.
Право — это, в первую очередь, установленные государством нормы. Закон — это правовой акт, затрагивающий определенную сферу деятельности, принятый в установленном порядке.
В узком смысле закон – это акт высшей юр. силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права. В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать все официальные источники юр. норм (законы, указы, постановления, юр. прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона.
Понятие «права» — более широкое, так как включает в себя понятие «закон». Право действует столетиями, в то время как закон рассчитан лишь на определенный срок. Если закон, который принимается государственными деятелями противоречит ранее установленным правовым нормам, он автоматически считается нелегитимным еще на этапе его принятия.
Под законом понимают нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения на всей территории страны.
Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, а именно, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. С другой стороны, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен. Если же признавать, что право включает в себя и социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права, то проблема соотношения права и закона – более чем очевидна.
Т.о, можно обозначить 2 принципиальных подхода:
1) право есть творение гос. власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания (приверженец Габриель Феликсович Шершеневич);
2) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является.
В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
Т.о.:
1) право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право-единство этой формы и содержания (правил поведения);
2) не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования;
3) закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, безсодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.);
4) разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, так как право в этом случае рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
Таким образом, можно сделать вывод, что закон представляет собой частный случай формализации права, которое существует не только в виде нормативно-правовых актов, но и проявляется в содержании юридических прецедентов, правовых договорах, обычаях, юридической практике, религиозных догмах и т.д., если они санкционируются государственной властью в качестве образцов социально значимого поведения.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 499.