Сущность и признаки государства.
Функции государства: понятие и виды
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций. Функции – это важнейшие качественные характеристики государства как организации публичной власти.
Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются основные задачи, цели управления государством в присущих ему методах и формах. Функции представляют собой механизм воздействия на государственные процессы. Выполняя функции в тех или иных сферах общественной жизни, государство стимулирует развитие общества:
1) во-первых, функции государства учитывают интересы всего общества;
2) во-вторых, в функциях государства воплощается и раскрывается его активная судебная роль;
3) в-третьих, функции государства возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами и целями. В зависимости от реальных условий одни функции могут исчезать и формироваться другие.
Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы решают. В содержании функций любого государства присутствует как классовое, так и социальное начало.
Существует множество классификаций функций государства:
1) в соответствии с принципом разделения властей функции подразделяются на законодательные, управленческие и судебные. Эта классификация отражает механизм реализации государственной власти;
2) по сферам деятельности функции делятся на внутренние и внешние. Среди внутренних функций выделяются основные и не основные. Основные функции относятся к государству в целом, а не к отдельным органам. Они носят политический характер и требуют системного анализа. Задачи и функции государства – явления взаимосвязанные, но не совпадающие. Функции государства представляют собой средство выполнения его задач.
Внутренние функции – экономические, социальные, налогообложения, функция обеспечения прав и свобод граждан, функция обеспечения законности и правопорядка.
Внешние функции – функция интеграции в мировую экономику, функция внешнеэкономического партнерства, функция обороны страны, функция поддержки мирового правопорядка, функция по решению глобальных проблем современности (экологическая, сырьевая);
3) по времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития гос-ва. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития гос-ва. Напр., если новое гос-во создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется;
4) по социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами гос-ва во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (напр., борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами;
5) по правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
Право воздействует на государство в 2- ух направлениях:
1) право воздействует на внутреннюю организацию государства, регулирует отношения между государственными органами, право не позволяет власти находиться в одних руках;
2) право воздействует на государство при его отношениях с населением. Право определяет границы вмешательства государства в частную жизнь.
Государственная власть: характерные черты и методы осуществления.
Принципы организации и деятельности государственного механизма.
Право и политика.
Политика – это особая форма деятельности, регулирующая отношения людей, объединенных в большие социальные группы, этнические общности в интересах определенной социальной группы или общества в целом.
Основой политики являются политические отношения, т. е. отношения между социальными группами по вопросу о власти. Важнейшим политическим институтом является государство, существенным признаком которого является право.
Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов. Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Государство – наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти.
Политика может быть и антигосударственной – деятельность нелегальных партий, террористических организаций. Но в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Политика означает участие в делах государства».
Политические нормы обязательны лишь для членов политического объединения. Для управления всем обществом необходимо право.
Право имеет политическую природу, так как оно является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Без права политика не может быть реализована.
Орудием политики является не право, а закон. В законе сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность – с другой.
Право используется для:
1) закрепления политической власти и её структурной организации;
2) руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности;
3) установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;
4) регулирования социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;
5) борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;
6) упорядочения внешнеполитических отношений.
Общность политики и права:
1) единые причины и источники формирования, единые назначение и цель регулятивного обеспечения стабильности существования и развития социальной системы. И политика и право – это реакция общество на неравенство людей.
2) Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей. Регуляция выражается в поощрении поведения одобряемого с позиций существующей политико-правовой системы, и торможении и запрете неодобряемого поведения. Выполнение социального назначения у политики и управа связано с управленческими решениями.
Различия политики и права:
1) политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право направлено на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот.
Политика вырабатывается в процессе деятельности организованных групп (классы, нации), которые представляют свои интересы.
2) Личность как субъект политики представляет свой интерес в качестве интереса определенной социальной группы.
Право формируется системой представительных и исполнительных органов государства, и реже, населением непосредственно на референдуме.
3) Состав политики более разнообразен.
Содержание права – правовые нормы, так как через них реализуется существующая правовая идеология и фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений.
4) Политика затрагивает все сферы человеческой жизни , включая мораль, религию и литературу
5) Политика более подвижна. Право же отличается консерватизмом. Это вызвано тем, что для законодательного закрепления потребности должны быть осознаны и выражены социальными группами, согласованны с потребностями других групп, и пройти законодательную процедуру.
6) Политика имеет более разнообразные формы внешнего выражения.
а) идеологические концепции;
б) выступления политиков;
в) политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки);
г) политические документы (декларации, программы);
д) документы политико-юридического свойства.
Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью
7) Политика обеспечивается силой и возможностями политических объединений,
Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества. Право обеспечивается силой государственного принуждения.
Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:
1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;
2) возможность осуществления политики вне правовых форм. Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращения к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов).
3) влияние права на политику (прямое или косвенное).
В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина, напр., Конст.:
· провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;
· указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва;
· гарантирует свободу эконом, деятельности и т. п. По этим и многим др. вопросам политика гос-ва связана правом. Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности;
· возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.
Понятие и признаки права.
Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Важнейшие признаки права – это:
1) нормативность. Право имеет нормативный характер.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил;
2) интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей.
В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций;
3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством, т.е. право устанавливается и гарантируется государством;
4) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф);
5) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
6) формальная определенность. Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций;
7) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга.
Право представляет собой сложное системное образование.
В эту систему входят естественное, позитивное и субъективное право.
Естественное право, состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.
Позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.
Субъективное право – это индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя;
8) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
9) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.
Принципы права
Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов. Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения.
В зависимости от сферы распространения принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Возможно также выделение принципов отдельных правовых институтов, но в большинстве случаев они охватываются отраслевыми или межотраслевыми принципами.
Общеправовые – это основные, главные, исходные принципы права. Они характеризуют право в целом, а не отдельную его отрасль или институт.
1) Общеправовые принципы - принципы, которые действуют во всех отраслях права:
· принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость предполагает соразмерность нанесения вреда и его возмещение, преступление и наказание;
· принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Этот принцип закреплен в ст. 19 Конституции;
· принцип уважения прав человека означает, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
· принцип гуманизма означает запрет пыток. Также он означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения. Например, даже с приговоренным к смертной казни надлежит обращаться с уважением его человеческого достоинства;
· принцип демократизма – означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения:
а) непосредственно (путем референдума);
б) через избираемых депутатов в законодательных органах;
в) опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);
· принцип законности – означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры. Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации
· принцип единства прав и обязанностей – означает, что право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо службы социального страхования обязано решить данный вопрос по существу. Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране этого важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;
· принцип защиты прав и свобод.
В юридической литературе в качестве самостоятельных общеправовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций. Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты вышеуказанных основных общеотраслевых принципов.
2) Межотраслевые принципы - отражают наиболее существенные черты нескольких отраслей:
· принцип неотвратимости ответственности;
· принцип состязательности и гласности судопроизводства.
3) Отраслевые принципы - действующие в одной отрасли.
Например, в гражданском праве – действует принцип равенства сторон в имущественных отношениях.
В Уголовном праве – основным является принцип презумпции невиновности.
Функции права
Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов. Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений, называются функциями права.
В юриспруденции существуют различные подходы к классификации функций права.
Обычно выделяют 6 основных функций права:
1) регулятивную;
2) гуманистическую;
3) идеологическую;
4) воспитательную;
5) ограничивающую;
6) стимулирующую.
1) Регулятивная функция обеспечивает стабильную организационно-производственную деятельность общества.
2) Гуманистическая функция направлена на сглаживание социальных противоречий путем закрепления юридических компромиссов между различными группами людей.
3) Идеологическая функция состоит в формировании в общественном сознании определенных принципов, правил поведения и духовных ценностей, принятых в данном обществе.
4) Воспитательная функция характеризуется подготовкой молодого поколения и иных социальных общностей к восприятию правовых и моральных ценностей.
5) Ограничивающая функция направлена на подавление мотивации неправомерного поведения (арест, задержание), обладает всеми признаками государственных уголовно-принудительных мер (наложение административного ареста на имущество юридических лиц, отзыв лицензии и т.д.).
6) Стимулирующая функция призвана побуждать мотивацию правомерного поведения.
Иногда выделяют и компенсационную функцию, выполняющая роль гармонизации и стабилизации интересов субъектов права. Так, в случаях незаконного увольнения работника возникает необходимость не только восстановления его в должности, но и обязанность работодателя компенсировать денежной выплатой вынужденный прогул своему подчиненному.
Некоторые авторы полагают, что у права есть интегративная функция, призванная объединить общество в рамках общепризнанных правил поведения.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально-юридические.
Общесоциальные функции (совпадающие с функциями государства) – функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1) политическая функция заключается в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и в регулировании национальных отношений.;
2) экономическая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений ,к примеру, право закрепляет формы собственности;
3) культурно-историческая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
4) функция социального контроля заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования;
6) экологическая т.д..
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная статистическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности);
2) регулятивная динамическая выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).;
3) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм, состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
4) компенсационная – функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
5) восстановительная направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
6) ограничительная направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
7) карательная состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Право и закон.
Право — это, в первую очередь, установленные государством нормы. Закон — это правовой акт, затрагивающий определенную сферу деятельности, принятый в установленном порядке.
В узком смысле закон – это акт высшей юр. силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права. В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать все официальные источники юр. норм (законы, указы, постановления, юр. прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона.
Понятие «права» — более широкое, так как включает в себя понятие «закон». Право действует столетиями, в то время как закон рассчитан лишь на определенный срок. Если закон, который принимается государственными деятелями противоречит ранее установленным правовым нормам, он автоматически считается нелегитимным еще на этапе его принятия.
Под законом понимают нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения на всей территории страны.
Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, а именно, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. С другой стороны, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен. Если же признавать, что право включает в себя и социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права, то проблема соотношения права и закона – более чем очевидна.
Т.о, можно обозначить 2 принципиальных подхода:
1) право есть творение гос. власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания (приверженец Габриель Феликсович Шершеневич);
2) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является.
В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
Т.о.:
1) право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право-единство этой формы и содержания (правил поведения);
2) не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования;
3) закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, безсодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.);
4) разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, так как право в этом случае рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
Таким образом, можно сделать вывод, что закон представляет собой частный случай формализации права, которое существует не только в виде нормативно-правовых актов, но и проявляется в содержании юридических прецедентов, правовых договорах, обычаях, юридической практике, религиозных догмах и т.д., если они санкционируются государственной властью в качестве образцов социально значимого поведения.
Субъекты правовых отношений
Субъект права - в национальном праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и.юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).
Субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положения его субъектов имеют определенную специфику. Так, в гражданских правоотношениях граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают как физические лица, коммерческие и некоммерческие организации - как юридические лица, третий вид субъектов гражданских правоотношений составляют государство, государственные и муниципальные образования; в административных правоотношениях Субъекты правпа выступают в основном государственные органы, должностные лица, граждане и лишь в некоторых случаях - организации (юридические лица). Признавая какое-либо лицо или образование субъектом права, закон определяет его правовой статус (положение по отношению к государству, его органам, другим лицам).
Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.
Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются, прежде всего, на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).
К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:
1) граждане РФ;
2) лица с двойным гражданством (бипатриды);
3) ЛБГ (лица без гражданства) (апатриды);
4) иностранцы.
ЛБГ и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, кроме исключений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах.
Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:
1) само государство;
2) государственные органы и учреждения;
3) общественные объединения;
4) административно-территориальные единицы;
5) субъекты Российской Федерации;
6) избирательные округа;
7) религиозные организации;
8) промышленные предприятия;
9) иностранные фирмы;
10) специальные субъекты (юридические лица).
Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность — способность лица иметь права и исполнять юридические обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юридического лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Для физических лиц наследственная правоспособность может возникнуть до рождения ребенка.
Дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юридические обязанности.
Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.
Правовая система общества.
Правовая система РФ
Прежде чем говорить о правовой системе РФ, следует коротко остановиться на особенностях советской правовой системы.
Для советской правовой системы была характерна высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни подчиненность права государству.
Особенности советской правовой системы:
1) советская правовая система была пронизана официальной идеологией марксизма-ленинизма;
2) советская власть стала использовать право (и государство тоже), его мощные регулятивные возможности в своих интересах;
3) для советской правовой системы характерен приоритет интересов государства над интересами личности.
Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательств человека перед государством;
4) судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного руководства, ее деятельность отличалась карательной направленностью против инакомыслящих.
С начала 30-х до середины 50-х гг. в стране действовал тоталитарный режим.
Середина 50-х – конец 80-х гг. – эпоха либерализации. Была принята Конституция СССР 1977 г., законы декларативно-демократической направленности, например Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями.
Со второй половины 1980-х годов в России началось построение новой правовой системы.
В годы перестройки после внесения поправок к Конституции 1978 года был признан политический плюрализм, принцип разделения властей, частная собственность и свобода предпринимательства.
В ноябре 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.
Система права
Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.
Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
Структурными элементами системы права являются:
1) норма права;
2) отрасль права;
3) подотрасль права;
4) институт права;
5) субинститут.
1) Правовая норма — первичный элемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют определенные виды общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.
2) Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом. Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.
Каждая отрасль права имеет свои юридические средства правового регулирования.
3) Крупные отрасли права делятся на подотрасли. Подотрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского). Например, в гражданском праве в качестве выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право.
Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: государственное (конституционное) право (общественный строй и устав страны), административное, финансовое, земельное, трудовое.
4) Институт права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).
5) Субъинститут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).
Различается вертикальное и горизонтальное строение системы права (деление на отрасли; деление на отрасли, подотрасли, институты) и системы законодательства (отраслевое; законы РФ и законы субъектов РФ).
Система права является элементом и отличительным признаком правовой системы, они соотносятся как часть и целое. Так в романо-германской правовой семье существует четкое деление на отрасли права, а в англосаксонской семье такого деления нет, это система общего права.
Черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли;
2) система не сводится к простой совокупности элементов, а подразумевает их единство, прежде всего функциональное;
3) элементы системы взаимосвязаны благодаря чему система представляет собой определенную целостность;
4) состояние системы права определяется историческими, экономическими и иными внешними факторами, оно объективно обусловлено, а не является результатом произвольного усмотрения законодателя.
Выделяют основные, производные и комплексные отрасли. К основным относятся:
1) конституционное;
2) гражданское;
3) административное;
4) уголовное;
5) уголовно-процессуальное;
6) гражданско-процессуальное право.
Для основных отраслей характерно внутреннее единство предмета и метода правового регулирования.
Комплексные отрасли объединяют нормы других отраслей права и регулируют однородные общественные отношения различными (характерными для основных отраслей) методами, чаще всего они объединяют нормы гражданского и административного права. Сюда относится земельное, экологическое, финансовое право.
Таким образом, система права имеет четкую структуру, отражает содержание права и является элементом правовой системы.
Нормы права.
Виды социальных норм
Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества.
Социальная норма – это правила поведения, регулирующие общественные отношения.
Социальные нормы принято классифицировать на следующие виды:
1) традиции и обычаи – формируются в обществе естественно в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. Выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя и не прописаны законодательно. Данные нормы складывались столетия и у некоторых народов они играют более весомую роль, чем законодательные и нормативные акты;
2) нормы морали – формируются в обществе естественно-исторически на основе нравственных представлений людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия. Негласно установлены в любом обществе и выражаются в общечеловеческих принципах добра и зла, в отношении к нравственности;
3) нормы этикета – являются правилами поведения человека на приемах, на политических встречах, в гостях и на прочих официальных и неформальных мероприятиях;
4) нормы права – устанавливаются либо санкционируются государством. Их реализация обеспечивается возможностью применения гос. принуждения);
5) нормы эстетики – говорят о том, что красиво, а что нет, однако, данные нормы являются весьма субъективными, так как у каждого человека свое индивидуальное видение прекрасного;
6) политические нормы – регулируют отношения в кулуарах власти, внутри политических партий;
7) религиозные нормы – регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему, что связано с верой в Бога;
8) нормы общественных организаций – создаются общественными организациями в целях упорядочения отношений между членами этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций). Корпоративные нормы диктуют правила поведения внутри определенной организации, производственного коллектива.
Структура норм права
Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Структуры нормы права представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, обеспечивающих их функциональную самостоятельность. Существует 3 основные структуры правовой нормы:
1) юридическая;
2) логическая;
3) социологическая.
Юридическая структура состоит из 3-ёх взаимосвязанных элементов:
1) гипотезы;
2) диспозиции;
3) санкции.
Гипотеза указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях.
В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются 2 и более условий реализации нормы в конкретных отношениях.
Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.
Диспозиции бывают:
1) управомочивающие;
2) обязывающие;
3) запрещающие.
Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам определенные права, например, право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы.
Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.
Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.
Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий).
Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы. Существует следующая классификация санкции правовых норм:
1) уголовно-правовые санкции;
2) административно-правовые санкции;
3) дисциплинарно-правовые санкции;
4) гражданско-правовые санкции.
Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.
Классификация правовых норм
Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Существует несколько классификаций правовых ном. Например:
По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:
1) конституционного;
2) административного;
3) уголовного
4) гражданского;
5) финансового;
6) семейного;
7) трудового;
8) уголовно-процессуального;
9) гражданско-процессуального права.
В зависимости от способа правового регулирования выделяют:
1) материальные нормы - закрепляют права и обязанности субъекта правоотношений (гражданские, уголовные, экономические и пр.);
2) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).
По характеру диспозиции, по методу правового регулирования нормы права делят:
1) на императивные нормы – выражены в форме категорических предписаний и действуют независимо от воли субъекта права;
2) диспозитивные нормы – действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий, сторона имеет право выбора;
3) рекомендательные нормы – предлагают и рекомендуют определенное поведение, деятельность субъектов права в данной ситуации;
4) поощрительные нормы – стимулирующие социально полезное поведение.
Исходя из социального назначения норм права их делят на:
1) типичные – включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям.
2) и нетипичные (специализированные) нормы права – обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.
По основным функциям выделяют:
1) регулятивные нормы – определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (нормы Конституции РФ);
2) охранительные нормы – определяют условия применения к правонарушителю мер государственно – принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, Уголовный кодекс).
По характеру содержащихся в них предписаний выделяют:
1) управомочивающие нормы – представляют субъекту право совершать те или иные действия (обратиться с иском в суд, принять завещание…);
2) обязывающие нормы – возлагают на субъект обязанность совершить те или иные действия (уплачивать коммунальные услуги, вернуть долг в установленный срок..);
3) запрещающие нормы – нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий (например, нарушать правила дорожного движения..)
В зависимости от социального назначения выделяют также:
1) общезакрепительные;
2) декларативные;
3) дефинитивные;
4) коллизионные;
5) оперативные нормы.
В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на
1) абсолютно-определенные нормы – точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы
2) относительно-определенные – устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности.
3) и альтернативные – закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.
В зависимости от сферы действия выделяют:
1) региональные, действующие на территории субъектов РФ;
2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.
По времени действия выделяют:
1) временные - действие ограничено во времени, действуют определенный срок в конкретном регионе (указ президента о введении чрезвычайного положения);
2) по степени обязательности постоянные – действуют без указания срока действия (закон).
По юридической силе выделяют:
1) правовые нормы законов. Закон – это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, а также их изменение и отмена (это высший нормативный акт государства);
2) и правовые нормы подзаконных актов.
В зависимости от содержания выделяют:
1) исходные нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы (декларативные нормы, провозглашающие принципы);
2) общие нормы – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли;
3) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений.
Эффективность норм права
Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Норма права является основанием всей системы права и в определении эффективности ее действия, нуждаются и законодатели, и правоприменительные органы, и рядовые граждане. (Правовая норма – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, которое регулирует общественные отношения, и выступает нормативной предпосылкой правопорядка.)
Соотношение между фактическим результатом действия правовой нормы и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, называется эффективностью нормы права.
Эффективность правовых норм связывают с их действенностью, результативностью, то есть способностью оказывать влияние на общественные отношения.
Классификация видов эффективности норм права может быть проведена по различным основаниям.
Существует юридическая и социальная эффективность правовых норм.
1) Юридическая эффективность правовых норм определяется поведением человека в соответствии с требованиями данной нормы
2) Социальная эффективность. Она определяет соответствие юридических предписаний социальным потребностям.
3) Политическая эффективность. Она зависит от того, насколько нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение им своих функций.
4) Специально-юридическая эффективность. Специально-юридические факторы, влияющие на эффективность юридических норм, означают и реальную обеспеченность соответствующих предписаний санкциями либо поощрениями, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении.
5) Формальная эффективность. Эффективность норм права зависит также от того, в какую форму они облечены, в каком источнике права выражены.
6) Процедурная эффективность. Данный вид эффективности можно рассматривать в 2-х аспектах:
· во-первых, здесь имеется в виду соблюдение процедур подготовки и принятия правовых норм;
· во-вторых, принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля за их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны.
7) Материально-организационная эффективность означает, что нормативные акты должны быть обеспечены материальными средствами и кадровыми ресурсами.
В процессе реализации правовой нормы становится ясной ее действительная, реальная эффективность. Она может быть выше прогнозируемой, это так называемая случайная эффективность нормы.
Но чаще действительная эффективность правовой нормы ниже той, к которой стремился правотворческий орган.
Иногда характер эффекта зависит от специфики норм и от характера действий субъектов соответствующих отношений. Так, эффективность запрещающих норм, предполагающих их соблюдение, будет выражаться в правомерном бездействии.
В юридической науке существует проблема отрицательной эффективности норм права. (например, вместо уменьшения числа определенных правонарушений издание данной нормы вызвало их рост).
Здесь можно говорить о побочном отрицательном эффекте правовой нормы.
На эффективность правовых предписаний оказывают влияние и психологические факторы. С этих позиций следует выделить и психологическую эффективность норм права. Правовые предписания воплотятся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. Можно сказать, что разграничение видов эффективности правовых норм способствует более глубокому анализу причин бездействия и нерезультативности принимаемых нормативных актов.
Условия эффективности правовых норм относятся к самому праву, к деятельности правоприменительных органов, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдению или нарушению требований правовой нормы.
Суммируя все вышеизложенное, можно определить следующие условия эффективного воздействия норм права на общественные отношения:
1) совершенствование процесса правоприменения;
2) отображение в правовых нормах требований социально-экономических и политических ситуаций общества;
3) соответствие правовых норм требованиям морали данного общества;
4) надлежащий уровень правовой культуры;
5) режим законности.
Говоря об эффективности нормы права, можно сказать об эффективности правового регулирования. Это – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
Итак, эффективность норм права – определяет соотношение между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы.
Обратная сила норм права
Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Есть правовая аксиома: «Закон обратной силы не имеет», т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Иногда правовым нормам придаётся обратная сила.
Обратная сила закона – это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.
В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.
Толкование права
Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм. Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Толкование правовых норм проходит в 2 этапа:
1) 1-й этап - это уяснение смысла и содержания правовых норм «для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);
2) 2-й этап - это разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правовой нормы (т.е. толкование «вовне»).
Виды толкования права:
1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет).
2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;
3) казуальное толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации.
В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы республик.
Можно сделать вывод, что деятельность по толкованию правовых норм имеет целью правильное и единообразное понимание и применение юридических предписаний.
Право и мораль.
Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Мораль (нравственность) – это система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Различия права и морали:
1) право возникает одновременно с гос-вом, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);
2) нормы права устанавливаются гос-вом, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;
3) мораль включает не только нормы, но и представления чувства;
4) нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются гос-вом;
5) право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.
Правосознание.
Правосознание - это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности
Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям
Правосознание: структура
Структура правосознания состоит из правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Она представлена:
1) научными идеями (например, представления о справедливом государственном строе реализуются в идее правового государства);
2) положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Правовая психология - это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, на качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов.
Правосознание: виды
Принято выделять:
1) индивидуальное;
2) групповое;
3) и массовое правосознание.
Индивидуальное правосознание зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической. Индивидуальное правосознание является необходимым условием правовой социализации личности, фактором её включённости в политическую жизнь общества,
Групповое правосознание означает принадлежность к определённому классу или социальному слою.
Массовое правосознание проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов
В зависимости от наличия в правосознании рационального и эмоционального компонентов, по глубине отражения принято выделять:
1) обыденное;
2) профессиональное;
3) и научное (теоретическое, доктринальное) правосознание.
Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.
Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы.
Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики.
Научное познание - теории, концепции, взгляды, выражающиеся в монографиях, , научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах учёных-юристов, преподавателей юридических дисциплин
Самое основное свойство правосознания, на мой взгляд, это толерантность. Оно предполагает терпимость к образу жизни людей других конфессий, к их поведению в правовой сфере.
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм – это состояние общественного сознания, проявляющееся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном их отрицании
Существует несколько форм правового нигилизма: умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур власти; нарушение прав и свобод человека.
Правовой нигилизм может выступать в 2 разновидностях или формах:
1) теоретической (идеологической);
2) и практической.
В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование прав.нигилизма, когда ученые, философы, политологи думают, , что есть более важные ценности (напр., мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор гос-ва против своего народа.
Причины возникновения:
1) деспотичный характер гос. власти;
2) особенность исторического развития гос-ва;
3) пробелы в законодательстве, в правовой системе;
4) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. Например, анархия, политический экстремизм. Для правового нигилизма характерно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах.
Основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в гос-ве:
1) гарантирование гос-вом прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление режима законности на территории гос-ва;
3) осуществление верховенства основного и др.законов гос-ва;
4) совершенствование правовой системы гос-ва;
5) осуществление правового порядка в гос-ве;
6) повышение авторитета правоохранит.органов;
7) проведение в гос-ве правового воспитания.
Правовой идеализм
Антиподом правовому нигилизму называют правовой идеализм или юридический фетишизм (юридический романтизм).
Он представляет собой форму деформации правового сознания, выражающуюся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений. Причины: непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе. В нашей стране правовой идеализм большого развития не получил.
Пример правового идеализма.
В начале 90-х годов провозглашались такие лозунги как ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность . Все это хотели в короткие сроки закрепить на законодательном уровне. Закрепили. А результата не получили. Распространению юридического идеализма способствовало и то, что в России долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву, право воспринималось как орудие, инструмент, средство, рычаг. В соответствии с этим на право возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались.
Основные направления по борьбе с прав. идеализмом:
1) укрепление в гос-ве режима законности и правопорядка;
2) гарантирование предоставления населению гос-ва провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;
3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;
4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;
5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;
6) осуществление правового воспитания. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – его переоценку.
Содержание и объекты правоотношений.
Понятие правовых отношений
Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.
Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности.
В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения:
1) юридическое содержание – возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права;
2) фактическое содержание – составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.
Содержание правоотношения:
1) материальное – то фактическое поведение, которое совершают участники правоотношения;
2) волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме, и возникшее на ее основе правоотношение, а также волевые акты его участников;
3) юридическое –субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право принадлежит субъекту правоотношения – управомоченному лицу. Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.
Признаки субъективного права:
1) субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица;
2) содержание анализируемого права устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы;
3) субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется;
4) осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица;
5) субъективное право — включает в себя ряд правомочий: (право-поведение, право-пользование, право-требование, право-притязание)
· право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);
· право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать);
· право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);
· право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
Виды правовых отношений
Виды правоотношений. Классифицировать правоотношения можно по различным основаниям.
· Одно из них — система права. В связи с этим выделяют правоотношения конституционные, гражданско-правовые, семейные, уголовные и др
· По функциям права выделяют правоотношения регулятивные и охранительные. Первые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права. Охранительные возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель — защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения между государством и его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью — с другой, в случае совершения ею преступления.
· По методам регулирования правоотношения делятся на управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный), и договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).
· В зависимости от взаимоотношений субъектов различают правоотношения относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.). В абсолютных правоотношениях персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются вес остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторское право и др.).
· По времени действия правоотношения подразделяют на длящиеся (трудовые, служебные) и разовые, однократные (участие в выборах, договор мены).
· В зависимости от характера правоотношения бывают материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные), и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).
· Наконец, по составу участников правоотношения могут быть двусторонними, возникающими между двумя субъектами (договор аренды), и многосторонними, где есть 3 или более участников (купля-продажа через посредника).
Содержание правоотношений
Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.
Правовое регулирование осуществляется, главным образом, через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, и выступают его юридическим содержанием.
Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность — как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности - правообязанным.
Объекты правоотношений
Субъекты участвуют в правоотношениях для удовлетворения своих потребностей. То, по поводу чего субъекты права вступают в юридические связи, является объектом правоотношения.
Объекты правоотношений – это то на что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников. Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства, личности. Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют материальные, духовные или иные потребности.
В ГК РФ дается перечень различных видов объектов гражданских прав. Но есть объекты, изъятые из оборота (атомное оружие, космическая техника ), и объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо допускаются в оборот только по специальному разрешению (земля, полезные ископаемые, огнестрельное оружие.
То есть объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.
Объект правоотношения - это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.
То есть объект правоотношения - это все, что можно купить и продать.
Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов.
Виды объектов правоотношений:
1) материальные блага (веши, предметы, ценности) — они характерны для гражданских правоотношений;
2) нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека) — типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;
3) поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т. п.) — характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и др.;
4) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения);
5) ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты) — характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.
Применение норм права
Особая форма реализации права - правоприменение. Это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм в конкретных жизненных случаях путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний (правоприменительных актов).
Применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение норм права имеет место:
1) тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства;
2) когда руководитель предприятия издает приказ о приеме на работу гражданина или ректор приказывает зачислить абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза.
Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии.
Главная цель правоприменительной деятельности – содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.
Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства глубоко проанализированы, собрана вся юридически значимая информация, относящаяся к конкретному делу.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
1) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
2) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.
Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.
Признаки правоприменения:
1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах.
Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:
1) правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или следственных органов по расследованию уголовных дел;
2) правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения;
3) исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер;
4) в необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением.
Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.
1) Принцип законности – это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности.
2) Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Принцип социальной справедливости является непременным условием формирования гражданского общества и построения правовой государственности.
3) Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правоприменительный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности является основанием для отмены правоприменительного акта.
4) Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта. Динамика развития общественных связей и отношений не всегда позволяет учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в общественной жизни в процессе формирования норм права. Правоприменительный орган в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела выбирает наиболее оптимальный вариант принятия решения. Особенно это касается правоприменительной деятельности органов судебной власти.
Правонарушения (понятие)
Антиподом правомерного поведения является правонарушение, т.е. неправомерное поведение.
Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.
Предложенное определение указывает на следующие существенные признаки правонарушений:
1) правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества;
2) правонарушения носят противоправный характер. Если общественная опасность — это внутренний признак правонарушений, то противоправность — их внешняя черта, означающая, что правонарушение — это деяние, направленное против права;
3) правонарушения совершаются только людьми. Правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет своему поведению и способно этим поведением руководить. Не является правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним;.
4) правонарушение — это поведение, а не образ мыслей. Поведение выражается в противоправных действиях или бездействии;
5) правонарушение — это виновное деяние. Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением считаться не может, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).
Виды правонарушений
Совершаемые правонарушения можно разделить на 2 группы : преступления и проступки.
Преступления — наиболее тяжкий вид правонарушений. Преступлениями признаются наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяние предусмотренные уголовным законом. Преступления влекут более суровое наказание: лишение или ограничение свободы, исправительные работы значительно штрафы, смертную казнь.
Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК, относятся к другому виду правонарушений – проступкам. Проступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений.
Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены УК, посягают на наиболее значимые объекты, за их соверешние применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, пожизненное заключение).
Проступки (гражданские, материальные, административные, дисциплинарные, процессуальные) менее опасные по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, трудовой, административной и др. деятельностях. Влекут за собой не наказания, а взыскания.
В зависимости от объекта правонарушения подразделяется:
1) на административные – регулируется КОАП. Это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. (Безбилетный проезд в автобусе, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство);
2) дисциплинарные – за нарушение дисциплины(опоздание, появление на работе в нетрезвом виде, самовольное оставление воинской части, не выполнение воинского приказа);
3) гражданско – правовые - причинение имущественного внедоговорного вреда лицу или организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договора, нарушение авторских прав. Субъектами могут быть физ. и юр. лица;
4) материальные - нанесение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям. Применяются правовосстановительные санкции: удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной вещи;
5) процессуальные – неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство. Пример санкций – принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу.
Гражданские проступки - это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств; нарушения прав собственника; заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такие проступки -возмещение морального или материального вреда, принудительное взыскание долга, восстановление нарушенного права.
Сущность и признаки государства.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 489.