Правила разрешения коллизий между нормами

 

Юридические коллизии – это расхождение или противоречие между отдельными нормами права, а так же противоречия, возникающие в процессе правоприменения.

Правовые коллизии – это противоречия между правовыми нормами (актами), регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Коллизии свойственны правоприменению, и они всегда будут существовать. Коллизию можно решить путем толкования, принятия нового акта, отмены устаревшего, систематизации законодательного процесса.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случаи регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию, т.е. конкурируют. В данном случае имеет место коллизия правовых норм.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

4) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

5) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

1) если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона;

2) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

3) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

4) в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.

Существует несколько способов разрешения коллизий:

1) отмена старого акта;

2) принятие нового акта;

3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов;

5) референдумы;

6) переговоры через согласительные комиссии;

7) толкование и др.

Толкование права

 

Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм. Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Толкование правовых норм проходит в 2 этапа:

1) 1-й этап - это уяснение смысла и содержания правовых норм «для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);

2) 2-й этап - это разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правовой нормы (т.е. толкование «вовне»).

Виды толкования права:

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет).

2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3) казуальное толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы республик.

 

Можно сделать вывод, что деятельность по толкованию правовых норм имеет целью правильное и единообразное понимание и применение юридических предписаний.

 

 

Право и мораль.

 

Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль (нравственность) – это система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Различия права и морали:

1) право возникает одновременно с гос-вом, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2) нормы права устанавливаются гос-вом, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3) мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4) нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются гос-вом;

5) право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 

 

Правосознание.

 

Правосознание - это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности

Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям

 

Правосознание: структура

 

Структура правосознания состоит из правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Она представлена:

1) научными идеями (например, представления о справедливом государственном строе реализуются в идее правового государства);

2) положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология - это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, на качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов.

 

Правосознание: виды

 

Принято выделять:

1) индивидуальное;

2) групповое;

3) и массовое правосознание.

Индивидуальное правосознание зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической. Индивидуальное правосознание является необходимым условием правовой социализации личности, фактором её включённости в политическую жизнь общества,

Групповое правосознание означает принадлежность к определённому классу или социальному слою.

Массовое правосознание проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов

В зависимости от наличия в правосознании рационального и эмоционального компонентов, по глубине отражения принято выделять:

1) обыденное;

2) профессиональное;

3) и научное (теоретическое, доктринальное) правосознание.

Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы.

Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики.

Научное познание - теории, концепции, взгляды, выражающиеся в монографиях, , научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах учёных-юристов, преподавателей юридических дисциплин

Самое основное свойство правосознания, на мой взгляд, это толерантность. Оно предполагает терпимость к образу жизни людей других конфессий, к их поведению в правовой сфере.

 

Правовой нигилизм

Правовой нигилизм – это состояние общественного сознания, проявляющееся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном их отрицании

Существует несколько форм правового нигилизма: умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур власти; нарушение прав и свобод человека.

Правовой нигилизм может выступать в 2 разновидностях или формах:

1) теоретической (идеологической);

2) и практической.

В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование прав.нигилизма, когда ученые, философы, политологи думают, , что есть более важные ценности (напр., мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор гос-ва против своего народа.

Причины возникновения:

1) деспотичный характер гос. власти;

2) особенность исторического развития гос-ва;

3) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

4) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. Например, анархия, политический экстремизм. Для правового нигилизма характерно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах.

Основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в гос-ве:

1) гарантирование гос-вом прав и свобод человека и гражданина;

2) укрепление режима законности на территории гос-ва;

3) осуществление верховенства основного и др.законов гос-ва;

4) совершенствование правовой системы гос-ва;

5) осуществление правового порядка в гос-ве;

6) повышение авторитета правоохранит.органов;

7) проведение в гос-ве правового воспитания.

 

Правовой идеализм

 

Антиподом правовому нигилизму называют правовой идеализм или юридический фетишизм (юридический романтизм).

Он представляет собой форму деформации правового сознания, выражающуюся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений. Причины: непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе. В нашей стране правовой идеализм большого развития не получил.

Пример правового идеализма.

В начале 90-х годов провозглашались такие лозунги как ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность . Все это хотели в короткие сроки закрепить на законодательном уровне. Закрепили. А результата не получили. Распространению юридического идеализма способствовало и то, что в России долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву, право воспринималось как орудие, инструмент, средство, рычаг. В соответствии с этим на право возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались.

Основные направления по борьбе с прав. идеализмом:

1) укрепление в гос-ве режима законности и правопорядка;

2) гарантирование предоставления населению гос-ва провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;

3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;

4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;

5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;

6) осуществление правового воспитания. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – его переоценку.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 20.