Нормы права: понятие и признаки

Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.

Признаки нормы права:

1) норма права – это абстрактный образец (критерий) поведения людей в обществе;

2) общая направленность действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права, многократностью применения к неограниченному их числу;

3) общеобязательность. Нормы права, это правила которые строго обязательны для всех людей и организаций, всех субъектов права. Другие нормы не имеют такой обязательности для всех;

4) обязательность норм права обеспечивается государственным принуждением. Только правовые нормы охраняются государством;

5) источником права всегда является государство. Норма права признается им или прямо издается государственными органами;

6) формальная определенность. Нормы права официально фиксируются государством в письменном виде, в специальной форме – в форме закона, судебного прецедента;

7) норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;

8) системность. Нормы права существуют и действуют не поодиночке, а в комплексах, в составе целых правовых институтов, которые, в свою очередь, объединяются в более обширные подразделения – отрасли права. Из отраслей права складывается система права;

9) двусторонний представительно - обязывающий характер норм права. Нормы права устанавливают для одних участников общественных отношений меру возможного поведения (субъективное право), а для других меру должного поведения (юридическую обязанность). Но каждый из субъектов права обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями.

 

Структура норм права

Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.

Структуры нормы права представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, обеспечивающих их функциональную самостоятельность. Существует 3 основные структуры правовой нормы:

1) юридическая;

2) логическая;

3) социологическая.

Юридическая структура состоит из 3-ёх взаимосвязанных элементов:

1) гипотезы;

2) диспозиции;

3) санкции.

Гипотеза  указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются 2 и более условий реализации нормы в конкретных отношениях.

Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства.

Казуистическая  гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.

Диспозиции бывают:

1) управомочивающие;

2) обязывающие;

3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам определенные права, например, право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.

Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий).

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы. Существует следующая классификация санкции правовых норм:

1) уголовно-правовые санкции;

2) административно-правовые санкции;

3) дисциплинарно-правовые санкции;

4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

 

Классификация правовых норм

Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.

Существует несколько классификаций правовых ном. Например:

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

1) конституционного;

2) административного;

3) уголовного

4) гражданского;

5) финансового;

6) семейного;

7) трудового;

8) уголовно-процессуального;

9) гражданско-процессуального права.

 

В зависимости от способа правового регулирования выделяют:

1) материальные нормы - закрепляют права и обязанности субъекта правоотношений (гражданские, уголовные, экономические и пр.);

2) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

 

По характеру диспозиции, по методу правового регулирования нормы права делят:

1) на императивные нормы – выражены в форме категорических предписаний и действуют независимо от воли субъекта права;

2) диспозитивные нормы – действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий, сторона имеет право выбора;

3) рекомендательные нормы – предлагают и рекомендуют определенное поведение, деятельность субъектов права в данной ситуации;

4) поощрительные нормы – стимулирующие социально полезное поведение.

Исходя из социального назначения норм права их делят на:

1) типичные – включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям.

2) и нетипичные (специализированные) нормы права – обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

 

По основным функциям выделяют:

1) регулятивные нормы – определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (нормы Конституции РФ);

2) охранительные нормы – определяют условия применения к правонарушителю мер государственно – принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, Уголовный кодекс).

По характеру содержащихся в них предписаний выделяют:

1) управомочивающие нормы – представляют субъекту право совершать те или иные действия (обратиться с иском в суд, принять завещание…);

2) обязывающие нормы – возлагают на субъект обязанность совершить те или иные действия (уплачивать коммунальные услуги, вернуть долг в установленный срок..);

3) запрещающие нормы – нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий (например, нарушать правила дорожного движения..)

В зависимости от социального назначения выделяют также:

1) общезакрепительные;

2) декларативные;

3) дефинитивные;

4) коллизионные;

5) оперативные нормы.

 

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на

1) абсолютно-определенные нормы – точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы

2) относительно-определенные – устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности.

3) и альтернативные – закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют:

1) региональные, действующие на территории субъектов РФ;

2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;

3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

 

По времени действия выделяют:

1) временные - действие ограничено во времени, действуют определенный срок в конкретном регионе (указ президента о введении чрезвычайного положения);

2) по степени обязательности постоянные – действуют без указания срока действия (закон).

 

По юридической силе выделяют:

1) правовые нормы законов. Закон – это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, а также их изменение и отмена (это высший нормативный акт государства);

2) и правовые нормы подзаконных актов.

В зависимости от содержания выделяют:

1) исходные нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы (декларативные нормы, провозглашающие принципы);

2) общие нормы – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли;

3) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений.

 

Эффективность норм права

Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.

Норма права является основанием всей системы права и в определении эффективности ее действия, нуждаются и законодатели, и правоприменительные органы, и рядовые граждане. (Правовая норма – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, которое регулирует общественные отношения, и выступает нормативной предпосылкой правопорядка.)

Соотношение между фактическим результатом действия правовой нормы и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, называется эффективностью нормы права.

 

Эффективность правовых норм связывают с их дей­ственностью, результативностью, то есть способностью оказывать влияние на общественные отношения.

Классификация видов эффективности норм права может быть проведена по различным основаниям.

Существует юридическая и социальная эффективность правовых норм.

1) Юридическая эффективность правовых норм определяется поведением человека в соответствии с требованиями данной нормы

2) Социальная эффективность. Она определяет соответствие юридиче­ских предписаний социальным по­требностям.

3) Политическая эффективность. Она зависит от того, насколько нор­мы права способствуют достиже­нию целей и задач государства и обеспечивают выполнение им сво­их функций.

4) Специально-юридическая эффективность. Специально-юридические факторы, влияющие на эффективность юридических норм, означают и реальную обеспеченность соответствующих предписаний санкциями либо поощрениями, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении.

5) Формальная эффективность. Эффективность норм права зависит также от того, в какую форму они облечены, в каком источнике права выражены.

6) Процедурная эффективность. Данный вид эффективности можно рассматривать в 2-х аспектах:

· во-первых, здесь имеется в виду со­блюдение процедур подготовки и принятия правовых норм;

· во-вторых, принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля за их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны.

7) Материально-организационная эффективность означает, что нормативные акты должны быть обеспечены материальными сред­ствами и кадровыми ресурсами.

В процессе реали­зации правовой нормы ста­новится ясной ее действительная, реальная эффективность. Она может быть выше прогнозируемой, это так называемая случайная эффективность нор­мы.

Но чаще действительная эффективность правовой нормы ниже той, к которой стремился правотворческий орган.

Иногда характер эффекта зависит от спе­цифики норм и от характера дей­ствий субъектов соответствующих отношений. Так, эффективность запрещающих норм, предполагаю­щих их соблюдение, будет выра­жаться в правомерном бездействии.

В юридической науке существует проблема отрицательной эффек­тивности норм права. (например, вмес­то уменьшения числа определенных правонарушений издание данной нормы вызвало их рост).

Здесь можно говорить о побочном отрица­тельном эффекте правовой нормы.

На эффективность правовых пред­писаний оказывают влияние и пси­хологические факторы. С этих по­зиций следует выделить и психоло­гическую эффективность норм пра­ва. Правовые предписания воплотят­ся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответ­ствующее психологическое отноше­ние к ним. Можно сказать, что разгра­ничение видов эффективности право­вых норм способствует более глубокому анализу причин бездействия и нерезультативности принимаемых нор­мативных актов.

 

Условия эффективности правовых норм относятся к самому праву, к деятельности правоприменительных органов, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдению или нарушению требований правовой нормы.

Суммируя все вышеизложенное, можно определить следующие условия эффективного воздействия норм права на общественные отношения:

1) совершенствование процесса правоприменения;

2) отображение в правовых нормах требований социально-экономических и политических ситуаций общества;

3) соответствие правовых норм требованиям морали данного общества;

4) надлежащий уровень правовой культуры;

5) режим законности.

Говоря об эффективности нормы права, можно сказать об эффективности правового регулирования. Это – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.

 

Итак, эффективность норм права – определяет соотношение между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 29.