Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Признаки нормы права:
1) норма права – это абстрактный образец (критерий) поведения людей в обществе;
2) общая направленность действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права, многократностью применения к неограниченному их числу;
3) общеобязательность. Нормы права, это правила которые строго обязательны для всех людей и организаций, всех субъектов права. Другие нормы не имеют такой обязательности для всех;
4) обязательность норм права обеспечивается государственным принуждением. Только правовые нормы охраняются государством;
5) источником права всегда является государство. Норма права признается им или прямо издается государственными органами;
6) формальная определенность. Нормы права официально фиксируются государством в письменном виде, в специальной форме – в форме закона, судебного прецедента;
7) норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;
8) системность. Нормы права существуют и действуют не поодиночке, а в комплексах, в составе целых правовых институтов, которые, в свою очередь, объединяются в более обширные подразделения – отрасли права. Из отраслей права складывается система права;
9) двусторонний представительно - обязывающий характер норм права. Нормы права устанавливают для одних участников общественных отношений меру возможного поведения (субъективное право), а для других меру должного поведения (юридическую обязанность). Но каждый из субъектов права обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями.
Структура норм права
Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Структуры нормы права представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, обеспечивающих их функциональную самостоятельность. Существует 3 основные структуры правовой нормы:
1) юридическая;
2) логическая;
3) социологическая.
Юридическая структура состоит из 3-ёх взаимосвязанных элементов:
1) гипотезы;
2) диспозиции;
3) санкции.
Гипотеза указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях.
В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются 2 и более условий реализации нормы в конкретных отношениях.
Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.
Диспозиции бывают:
1) управомочивающие;
2) обязывающие;
3) запрещающие.
Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам определенные права, например, право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы.
Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.
Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.
Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий).
Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы. Существует следующая классификация санкции правовых норм:
1) уголовно-правовые санкции;
2) административно-правовые санкции;
3) дисциплинарно-правовые санкции;
4) гражданско-правовые санкции.
Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.
Классификация правовых норм
Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Существует несколько классификаций правовых ном. Например:
По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:
1) конституционного;
2) административного;
3) уголовного
4) гражданского;
5) финансового;
6) семейного;
7) трудового;
8) уголовно-процессуального;
9) гражданско-процессуального права.
В зависимости от способа правового регулирования выделяют:
1) материальные нормы - закрепляют права и обязанности субъекта правоотношений (гражданские, уголовные, экономические и пр.);
2) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).
По характеру диспозиции, по методу правового регулирования нормы права делят:
1) на императивные нормы – выражены в форме категорических предписаний и действуют независимо от воли субъекта права;
2) диспозитивные нормы – действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий, сторона имеет право выбора;
3) рекомендательные нормы – предлагают и рекомендуют определенное поведение, деятельность субъектов права в данной ситуации;
4) поощрительные нормы – стимулирующие социально полезное поведение.
Исходя из социального назначения норм права их делят на:
1) типичные – включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям.
2) и нетипичные (специализированные) нормы права – обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.
По основным функциям выделяют:
1) регулятивные нормы – определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (нормы Конституции РФ);
2) охранительные нормы – определяют условия применения к правонарушителю мер государственно – принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, Уголовный кодекс).
По характеру содержащихся в них предписаний выделяют:
1) управомочивающие нормы – представляют субъекту право совершать те или иные действия (обратиться с иском в суд, принять завещание…);
2) обязывающие нормы – возлагают на субъект обязанность совершить те или иные действия (уплачивать коммунальные услуги, вернуть долг в установленный срок..);
3) запрещающие нормы – нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий (например, нарушать правила дорожного движения..)
В зависимости от социального назначения выделяют также:
1) общезакрепительные;
2) декларативные;
3) дефинитивные;
4) коллизионные;
5) оперативные нормы.
В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на
1) абсолютно-определенные нормы – точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы
2) относительно-определенные – устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности.
3) и альтернативные – закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.
В зависимости от сферы действия выделяют:
1) региональные, действующие на территории субъектов РФ;
2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.
По времени действия выделяют:
1) временные - действие ограничено во времени, действуют определенный срок в конкретном регионе (указ президента о введении чрезвычайного положения);
2) по степени обязательности постоянные – действуют без указания срока действия (закон).
По юридической силе выделяют:
1) правовые нормы законов. Закон – это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, а также их изменение и отмена (это высший нормативный акт государства);
2) и правовые нормы подзаконных актов.
В зависимости от содержания выделяют:
1) исходные нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы (декларативные нормы, провозглашающие принципы);
2) общие нормы – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли;
3) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений.
Эффективность норм права
Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.
Норма права является основанием всей системы права и в определении эффективности ее действия, нуждаются и законодатели, и правоприменительные органы, и рядовые граждане. (Правовая норма – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, которое регулирует общественные отношения, и выступает нормативной предпосылкой правопорядка.)
Соотношение между фактическим результатом действия правовой нормы и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, называется эффективностью нормы права.
Эффективность правовых норм связывают с их действенностью, результативностью, то есть способностью оказывать влияние на общественные отношения.
Классификация видов эффективности норм права может быть проведена по различным основаниям.
Существует юридическая и социальная эффективность правовых норм.
1) Юридическая эффективность правовых норм определяется поведением человека в соответствии с требованиями данной нормы
2) Социальная эффективность. Она определяет соответствие юридических предписаний социальным потребностям.
3) Политическая эффективность. Она зависит от того, насколько нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение им своих функций.
4) Специально-юридическая эффективность. Специально-юридические факторы, влияющие на эффективность юридических норм, означают и реальную обеспеченность соответствующих предписаний санкциями либо поощрениями, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении.
5) Формальная эффективность. Эффективность норм права зависит также от того, в какую форму они облечены, в каком источнике права выражены.
6) Процедурная эффективность. Данный вид эффективности можно рассматривать в 2-х аспектах:
· во-первых, здесь имеется в виду соблюдение процедур подготовки и принятия правовых норм;
· во-вторых, принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля за их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны.
7) Материально-организационная эффективность означает, что нормативные акты должны быть обеспечены материальными средствами и кадровыми ресурсами.
В процессе реализации правовой нормы становится ясной ее действительная, реальная эффективность. Она может быть выше прогнозируемой, это так называемая случайная эффективность нормы.
Но чаще действительная эффективность правовой нормы ниже той, к которой стремился правотворческий орган.
Иногда характер эффекта зависит от специфики норм и от характера действий субъектов соответствующих отношений. Так, эффективность запрещающих норм, предполагающих их соблюдение, будет выражаться в правомерном бездействии.
В юридической науке существует проблема отрицательной эффективности норм права. (например, вместо уменьшения числа определенных правонарушений издание данной нормы вызвало их рост).
Здесь можно говорить о побочном отрицательном эффекте правовой нормы.
На эффективность правовых предписаний оказывают влияние и психологические факторы. С этих позиций следует выделить и психологическую эффективность норм права. Правовые предписания воплотятся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. Можно сказать, что разграничение видов эффективности правовых норм способствует более глубокому анализу причин бездействия и нерезультативности принимаемых нормативных актов.
Условия эффективности правовых норм относятся к самому праву, к деятельности правоприменительных органов, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдению или нарушению требований правовой нормы.
Суммируя все вышеизложенное, можно определить следующие условия эффективного воздействия норм права на общественные отношения:
1) совершенствование процесса правоприменения;
2) отображение в правовых нормах требований социально-экономических и политических ситуаций общества;
3) соответствие правовых норм требованиям морали данного общества;
4) надлежащий уровень правовой культуры;
5) режим законности.
Говоря об эффективности нормы права, можно сказать об эффективности правового регулирования. Это – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
Итак, эффективность норм права – определяет соотношение между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 642.