Государство, в свою очередь, воздействует на право:

1) государство воздействует на право в плане правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму.

2) Государство обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти - судебной, надзорной и контрольной.

3) Государство оказывает праву идеологическую поддержку – воспитывая в населении уважение к праву и закону.

Есть 3 подхода к решению проблемы взаимодействия государства и права. Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы 2 противоположные теоретические позиции по этой проблеме:

1) этатиский подход. Исходя из превосходства государства над правом. Право рассматривается, как продукт гос. деятельности, как следствие государства. Такой подход – в советское время. Право – совокупность норм, издаваемых государством. Государство - это причина, а право – следствие. Государство порождает право. Если оно порождает право - значит оно должно господствовать над этим правом. Приоритет отдаётся государству;

2) сторонники школы естественного права (либеральная концепция) – базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению. В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально- экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга;

3) функциональный подход. Наиболее взвешенный. Между государством и правом существуют не причинно-следственные, а функциональные связи. Говорят, что причины порождающие государство и право нужно искать в экономике, социальной структуре, политике.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

 

Вывод – государство и право не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

 

 


Дата: 2018-09-13, просмотров: 134.