В современных условиях хозяйствования главную лепту в механизме управления товарными потоками на предприятии розничной торговли вносит объём поступления товаров из различных источников как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп.
Источниками поступления товарных ресурсов в организациях и на предприятиях торговли по данным федеральной статистики являются организации оптовой торговли, посреднические фирмы; предприятия-производители, физические лица.
За 1995 – 2004 гг. доля поступления товаров от предприятий-изготовителей снизилась с 39 до 30%, тогда же как поступление от различного рода посредников возросла с 45 до 50%, а от частных лиц – с 16 до 20% всего поступления товаров. Естественно, наличие посредников да еще таких, удельный вес которых в общем объёме поступления товарных ресурсов за последние три года прочно занимает половину всех ресурсов, поступающих в каналы розничной торговли, приводит на практике к увеличению (зачастую экономически неоправданному) продажной стоимости товара, так как каждый посредник к покупной цене товара добавляет свою торговую надбавку (наценку).
Многие десятилетия в России приоритетным всегда являлось поступление потребительских товаров в каналы розничной торговли именно от предприятий-изготовителей, что служило основой для снижения себестоимости торговых процессов на предприятии, организации, а также повышения качества производимой продукции.
Доминирование же посреднического звена в поставке товаров в организации розничной торговли говорит о том, как показывает практика, что многие посредники зачастую были неразборчивы в качестве приобретаемых товаров, особенно импортных товаров; для них главная цель – за счёт разницы в ценах (покупной и продажной цены) – получение максимальной прибыли. В результате значительное количество импортных товаров, а также и отечественных, поступивших на потребительский рынок страны и отдельных ее регионов, было забраковано и понижено в сортности органами госторгинспекции.
Так, в частности, было забраковано и снижено в сортности в процентах от общего объёма проинспектированных импортных товаров в динамике за последние три года; мяса всех видов 26,9 – 70,1%; рыбы, рыбопродуктов и сельди – от 36,2 до 59,9; консервов мясных и мясорастительных – от 28,5 до 71,9%; парфюмерно-косметических товаров – от 26,8 до 48,9; швейных изделий – от 44 до 56,8%; бельевого трикотажа – от 48 до 61,2%; радиоаппаратуры – от 28,6 до 43,3% и т.д.
На исследуемом предприятии в прочее выбытие товаров включено, во-первых, планируемое снижение товарных запасов на конец будущего года путем предложения данных товаров другим хозяйствующим субъектам, в том числе и торговым предприятиям, во-вторых, прогнозируемая уценка сезонных товарных запасов в разрезе сложившихся за последние три года ее удельных весов и объема продаж товаров как в целом, так и в ассортиментном разрезе.
Завершающим этапом прогнозирования (планирования) розничного товарооборота, является составление прогноза поступления товаров, т.е. расчёта товарного обеспечения товарооборота на будущий год. Этот раздел объёма розничного товарооборота имеет прямое отношение к оценке деятельности коммерческой работы на предстоящий период. Данный расчёт составляется как в целом по объёму, так и в ассортиментном разрезе, а также по отдельным поставщикам. Из беседы с руководителем предприятия выяснилось, что ни с одним поставщиком оно не имело в отчетном году договорных отношений на поставку товаров. Вся информация о наличии товарных ресурсов черпалась из средств массовой информации.
Как уже отмечалось ранее поступление товаров от различных конкурентов составляет его коммерческую тайну. Но тем не менее вполне реальным является расчёт составления прогнозной модели расчёта товарного обеспечения розничного товарооборота на предстоящий год. С этой целью рекомендуют составить табл. 3.3.1.
Таблица 3.3.1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 383.