Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия в краткосрочном периоде при соблюдении условий совершенной конкуренции. В основе модели лежит закон рынков или закон Сея (Жан-Батист Сей 1762-1832): предложение товаров создает свой собственный спрос.
Т.е. произведенный объем продукции обеспечивает суммарный доход, достаточный для полной ее реализации (или ВВП, рассчитанный методом добавленной стоимости, совпадает с величиной ВВП, рассчитанной методом суммирования доходов).
В основе модели лежит предпосылка о гибкости всех цен, гибкой зарплате (она уравновешивает спрос и предложение на рынке труда); ставка процента уравновешивает спрос и предложение на рынке денег.
Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, и вмешательство государства оказывается ненужным.
Но во времена великой депрессии эта теория была неспособна дать трактовку кризисным явлениям.
Появилось направление – кейнсианство.
Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес государство и заграница при различном уровне цен в стране (при прочих равных условиях). Основные компоненты совокупного спроса:
- потребительские расходы (С)
- инвестиционные расходы (I)
- государственные расходы (G)
- чистый экспорт (Nx)
Кривая совокупного спроса (AD) – напоминает кривую спроса из микроэкономики, но на оси Х – реальный объем производства (реальный ВВП), на оси Y – уровень цен или дефлятор (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Кривая совокупного спроса
Кривая иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домохозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Отрицательный наклон кривой связан с 3 эффектами:
- эффект процентной ставки: если повышается уровень цен в стране, то сокращается объем реальной денежной массы, следовательно повышается ставка процента и тем ниже инвестиционный спрос (а также и потребительский – т.к. связан с кредитом);
- эффект реальных денежных запасов: изменение уровня цен в стране влияет на величину реального богатства населения, уменьшается покупательная способность денег и сбережений, а следовательно снижается потребительский спрос;
- эффект импортных закупок: при повышении уровня цен в стране, товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле, следовательно уменьшится объем экспорта и увеличится импорт (т.е. уменьшится чистый экспорт).
Неценовые факторы изменения совокупного спроса:
- изменения в предпочтениях потребителей;
- изменение инфляционных ожиданий населения;
- изменение объема денежной массы;
- изменения в условиях предоставления кредита;
- изменения в политике государственных расходов и налогообложения.
Совокупное предложение (AS) – отражает объем выпуска, который намерены предложить фирмы при каждом уровне цен в стране.
Обычная кривая совокупного предложения (совокупный выпуск ВВП и средний уровень цен) имеет положительный наклон – отражает рост издержек на единицу продукции по мере роста ВВП.
Рис. 10.3. Кривая совокупного предложения
Теперь построим «синтетическую» кривую совокупного предложения – отражает синтез представителей кейнсианства и неоклассиков (Рис. 10.4).
В масштабе всей экономики могут сложиться 3 различные ситуации:
- состояние неполной занятости – горизонтальный отрезок I (кейнсианский)
- состояние, приближающееся к уровню полной занятости – II (промежуточный)
- состояние полной занятости – вертикальный отрезок III (классический).
Рис. 10.4. Синтетическая кривая совокупного предложения
Согласно 1 подходу: экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения уровня цен. Причина негибкости цен: экономика депрессивна, поэтому вовлечение в производство незагруженных мощностей, незанятой рабочей силы не будет сопровождаться требованиями повышения зарплаты, повышения аренды и т.д.
2: экономика приближается к состоянию потенциального ВВП и начинают появляться «узкие места». В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и мощности. И в такой ситуации необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные ресурсы, это повлечет рост издержек на единицу продукции, и поэтому повысятся цены.
3: рыночный механизм, если в его действие не вмешается государство, сам по себе обеспечивает состояние полной занятости. Экономика функционирует на уровне, соответствующем потенциальному ВВП, возможностей для расширения производства больше нет. Поэтому реакция производителей одна – повышение цен.
Неценовые факторы изменения совокупного предложения:
- изменения в уровне зарплаты (повышение зарплаты - влево)
- изменения в ценах на сырье и материалы
- изменение степени монопольной власти производителей на рынках
- изменения в налогообложении фирм
Макроэкономическое равновесие – такое состояние экономики, когда намерения всех покупателей приобрести созданный ВВП при данном уровне цен совпадают с намерениями всех продавцов предложить объем совокупного выпуска при том же уровне цен.
Исходя из кривой совокупного предложения может быть три варианта равновесия (модель AD-AS) (Рис. 10.5):
Рис. 10.5. Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»
Е1 – равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен (без инфляции). При отклонениях возвращение в эту точку будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВВП, а не колебаний цен.
Е2 – равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости (возвращение и за счет объемов выпуска и уровня цен)
Е3 – равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией (возвращение только за счет изменения гибких цен и зарплаты)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.