Тема 1.6. Внебюджетные (специальные) фонды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы: 1.Сущность, понятие внебюджетных фондов.

2.Социальные внебюджетные фонды: Фонд социальной защиты населения: задачи, функции, направления использования средств.

Методические указания

 

Вопрос 1.

Внебюджетные (специальные) фонды являются составной частью финансовой системы РБ. В финансовой системе РБ стали они создаваться с 1992 г. Главной причиной и целью их создания является наличие чрезвычайно важных для общества программ в условиях ограниченности бюджетных средств и необходимость обеспечения этих программ самостоятельными финансовыми ресурсами.

Внебюджетные фондыэто совокупность финансовых ресурсов, предназначенных для финансирования мероприятий непредусмотренных бюджетом.

Внебюджетные фонды государства – представляют совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении республиканских или местных органов самоуправления.

Внебюджетные (специальные) фонды – это фонды денежных средств, сформированные вне государственного бюджета и предназначенные для удовлетворения экономического и социального характера. Они позволяют привлекать дополнительные финансовые ресурсы, которые затем использовать на отдельные целевые мероприятии, не включенные в бюджет.

Посредством их формирования происходит перераспределение национального дохода органами власти и управление в пользу определенных социальных групп населения и требующих безотлагательного развития конкретных отраслей народного хозяйства. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

 

Внебюджетные фонды классифицируются по различным

признакам:

- целевому назначению (экономические и социальные);

- уровню управления фондом (республиканские и местные).

Количество и состав внебюджетных фондов в каждой стране определяет правительство.

Средства внебюджетных фондов предназначены для строго целевого использования, поэтому в названии самого фонда указана цель использования средств данного фонда. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности. В настоящее время к внебюджетным фондам в Республике Беларусь относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Вопрос № 2.

В Республике Беларусь система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 г. существовала система социального обеспечения, финансируемая главным образом из государственного казначейства. С 7 июня 1922 г. Управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.

В 1933 г. Социальное страхование было передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РБ № 2367-XII от 10.06.93 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования и начал функционировать с 1.07.93 г. ФСЗН является самостоятельной финансово-кредитной организацией. Его денежные средства с 1.04.2004 г. вошли в состав бюджета, не подлежат изъятию на другие цели помимо социальной защиты. В своей деятельности СФЗН базируется на Законе РБ “Об основах государственного социального страхования”, введенном в действие с 1.04.95 г.

Главными задачами Фонда являются:

1. сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством;

3. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

4. осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;

5. проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда;

6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования.

Функции ФСЗН:

1. методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

2. контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;

3. совершенствование государственного социального страхования;

4. организация информации по всей категории плательщиков и др.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов работодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы в соответствии с Законом РБ “О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ” и может уточняться Советом Министров.

Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:

1. Выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий.

2. Выплату пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, по болезни и временной нетрудоспособности и т.д.

Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, на повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д.

Пенсионное обеспечение в РБ осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация обо всех доходах, об уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, ликвидирует интерес сокрытия заработков, а значит, обеспечит рост поступлений в ФСЗН.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РБ от 30.12.99 г. № 2050 новая система персонифицированного учета введена с 1.01.2001 г. на территории Гомеля, Жлобина и Жлобинского района, а с 1.01.2003 г. на территории всей республики вступил в силу Закон “Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного социального страхования.

 

Вопросы для самоконтроля:

 (тема № 1.6.)

 

1. Дайте определение внебюджетных фондов.

2. Изложите порядок образования ФСЗН.

3. Раскройте задачи, функции ФСЗН.

4. Изложите сущность персонифицированного учета.

 



Тема 2.1. Содержание и принцип организации

Финансов организаций.

Вопросы: 1. Содержание финансов организаций.

         2. Функции финансов организаций.

         3. Принципы организации финансов организаций.

             4. Содержание финансовой работы.

         5. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции.

         6. Финансовые ресурсы и капитал предприятия.

Методические указания

Вопрос № 1.

Финансы организаций – важная составная часть финансовой системы государства. Финансы организаций функционируют в рамках финансовой системы государства, занимая в структуре финансовых взаимоотношений экономики исходное и определяющее положение. На их основе исторически сформировались остальные звенья финансовой системы государства и более сложные категории, такие, как налоги, государственные доходы и расходы, государственный бюджет и др.

Финансовые отношения у предприятий возникают со следующими субъектами:

§ государством: по поводу уплаты налогов, сборов и отчислений в республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные и внебюджетные фонды; уплаты финансовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства и т.д.

§ наемными работниками: по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления; удержаний подоходного налога, взносов в фонд социальной защиты населения и других вычетов в соответствии с законодательством;

§ учредителями (собственниками):  при приеме новых участников, выплате доли в имуществе при выбытии участников, распределении и выплате дивидендов, процентов на вложенный капитал, а также по поводу управления имуществом и собственным капиталом;

§ хозяйствующими субъектами: нерезидентами РБ при осуществлении экспортно-импортных операций и других видов внешнеэкономической деятельности;

§ поставщиками и покупателями:  резидентами РБ по поводу приобретения и продажи продукции, товаров, материалов, применении экономических санкций;

§ финансово-кредитными институтами и другими предприятиями: по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых взносов и страховок возмещений долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Финансовые отношения предприятий охватывают процессы распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

ВВП – общая стоимость продукции, произведенной за год на территории страны.

Национальный доход -  вновь созданная стоимость или часть стоимости ВВП страны за вычетом израсходованных средств производства.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия включают все источники средств, имеющиеся в его распоряжении. Они формируются в результате осуществления различных видов деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и находятся в постоянном движении, обслуживая кругооборот средств предприятия. Финансовые ресурсы выражены в денежных доходах, фондах, резервах, капитале предприятия.

Состояние финансов предприятий оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Между общегосударственными финансами и финансами предприятий существует прямая зависимость: чем устойчивее финансовое положение предприятий, тем более полно удовлетворяются социально-культурные, инвестиционные и другие потребности и программы государства. Финансы играют важную роль в деятельности предприятий. Их называют кровеносной системой бизнеса. С одной стороны – правильная организация финансов является определяющим фактором успешной деятельности предприятий, а с другой (по принципу обратной связи – состояние финансов предприятий определяется, прежде всего, состоянием производственно-хозяйственных факторов.

В современных условиях предприятиям в РБ предоставлены широкие права в области финансов. Так, они вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, валютной выручкой и т.д. Предприятия сами определяют необходимый размер основного и оборотного капитала.

В условиях становления рыночной экономики в РБ необходимо научиться сочетать самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов.

Финансы предприятий, организаций, фирмы – экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы организаций  представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансы организаций – это система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств.

 

Основные признаки финансов организаций:

1.Денежные отношения, составляющие содержание финансов предприятия, возникают в процессе формирования и использования его финансовых ресурсов;

2.Формирование и использование финансовых ресурсов происходит в процессе движения денежных потоков.

3.Финансовые отношения предприятия возникают при осуществлении хозяйственных операций на основе денежных потоков;

4.Финансы предприятия всегда связаны с кругооборотом его средств.

5.Порядок ведения хозяйственных операций и организация финансовых отношений предприятий в той или иной мере регламентируются государством.

 

Вопрос № 2.

Сущность финансов предприятий реализуется посредством выполняемых ими функций.

Функции финансов организаций:

1. Обеспечивающая функция заключается в том, что предприятие должно быть обеспечено денежными средствами для финансирования своих расходов и участия в доходах бюджета. Иными словами, должен соблюдаться принцип самофинансирования. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников.

II .Воспроизводственная функция финансов предприятий заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых ресурсов и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Эта функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов.

III .Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и воспроизводственной, т.к. выручка от реализации распределяется и перераспределяется. В результате распределительных отношений на предприятиях образуются целевые фонды денежных средств (накопления, потребления, социальной сферы, резервной и др.).

Распределительные отношения оказывают серьезное влияние на конечные результаты деятельности предприятия – размер прибыли.

Прибыль  -- основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. Участие в прибыли в распределительном процессе происходит по двум направлениям. Часть прибыли изымается государством у предприятия в форме налогов, сборов и других платежей; часть прибыли направляется предприятиям на погашение ссуд, возмещение убытков, оказание финансовой помощи. Оставшаяся часть прибыли используется внутри предприятия и направляется в фонды накопления, потребления, резервные фонды или переходит на следующий отчетный период в форме нераспределенной прибыли.

IV .Стимулирующая функция заключается в стимулировании эффективной деятельности подразделений и отдельных работников предприятия, а также в увеличении заинтересованности собственников предприятия.

V .Контрольная функция  -- это управленческая функция. Она связана с использованием различных нормативов, лимитов, санкций, стимулов, а также соответствующих финансовых показателей. Контрольная функция реализуется в процессе финансового планирования (предварительный контроль); финансирования затрат (текущий контроль), финансового анализа (последующий контроль).

VI .Функция регулирования денежных потоков четко отражает специфику общественного назначения финансов предприятий. Эта функция непосредственно связана с формированием и использованием финансовых ресурсов. В свою очередь эти процессы происходят в результате совершения конкретных хозяйственно-финансовых операций.

 

Вопрос № 3.

Принципы организации финансов организаций:

I. Принципы самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость означает, что затраты на производство и реализацию продукции должны полностью покрываться из выручки от реализации продукции.

Самофинансирование  подразумевает, что собственных источников достаточно для покрытия текущих затрат, обновления основных фондов, финансирования социальных программ предприятия, и участия в доходах государственного бюджета.

II. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития предприятия, планировании своей деятельности, выборе форм предпринимательской деятельности, способов формирования капитала, формировании прибыли, распоряжении имуществом, выпущенной продукцией и прибылью после уплаты налогов.

III. Принцип материальной ответственности выражается в том, что за нарушение договорных, налоговых, кредитных, расчетных обязательств, правил осуществления кассовых и валютных операций, продажу товаров, которые причиняют вред здоровью граждан, коммерческие предприятия несут ответственность. Согласно белорусскому законодательству, они уплачивают штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций.

IV. Принцип заинтересованности в результатах деятельности.

Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности, т.е. систематическим получением прибыли. От размера прибыли в свою очередь зависит инвестиционная привлекательность предприятия, материальное стимулирование работников, производственное и социальное развитие.

V. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью имеет своей целью предотвратить операции, которые могут привести к экономическим потерям, убыткам, снизить риск банкротства, изыскать резервы увеличения финансовых ресурсов.

VI. Принцип плановости выражается в разработке различных по срокам финансовых планов (перспективные, текущие, оперативные).

VII. Принцип формирования финансовых резерв связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая связана с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые ресурсы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вопрос 4.

Под финансовой работой понимается деятельность по управлению финансами предприятия.

Эту работу выполняют специализированные финансовые, а при их отсутствии – другие экономические службы предприятия.

Финансовая работа включает следующие направления:

ü финансово-кредитное планирование;

ü управление процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

ü финансирование затрат предприятия;

ü анализ эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового состояния предприятия;

ü организацию выполнения денежных расчетов по финансовым обязательствам в установленные сроки и в требуемых объемах;

ü контроль за выполнением финансовых планов, смет и бюджетов предприятия, соблюдением норм законодательства в области финансов;

ü разработку мероприятий по устранению имеющихся на предприятии недостатков в управлении финансовыми ресурсами и капиталом, направленных на повышение эффективности производства.

В сфере пристального внимания финансовых работников предприятий находятся такие вопросы, как регулирование денежных потоков в целях своевременного финансирования затрат и обязательств; управление реализацией, реализацией продукции и услуг, оперативный контроль за поступлением выручки от реализации; управление основным и оборотным капиталом, разработка мероприятий по сохранности оборотных средств и т.д.

Управление потоками денежных средств  предполагает разработку плана сдвижения денежных средств, учет и анализ денежных потоков.

Главная цель этой работы  -- обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательскую деятельность, своевременно определить меры по восполнению дефицита денежных средств в отдельные периоды года.

В рыночной экономике основным источником финансовых ресурсов предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Поэтому для поддержания платежеспособности и выполнения обязательств предприятия должны регулировать движение денежных средств. Финансовые работники предприятия контролируют изготовление продукции, выполнение планов по ее поставкам, поступление выручки от реализации по срокам.

Успешное функционирование предприятий невозможно без наличия достаточного объема собственных оборотных средств. Финансовая работа предполагает определение плановой потребности в оборотных средствах, организацию контроля за покупкой ТМЦ, выявление резервов улучшения использования оборотных средств.

Выполнение в срок и в полном объеме денежных обязательств – основная задача финансовых служб предприятий.

В структуре обязательств важное место занимает выплата налогов и приравненных к ним платежей. Нестабильность налогового законодательства делает этот участок финансовой работы трудоемким. Данное направление финансовой работы имеет прямое отношение к финансовому благополучию предприятия. т.к. финансовые санкции оплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вопрос № 5.

Финансовая работа на предприятиях организуется и выполняется финансовыми службами.

На крупных предприятиях для этого создаются специальные финансовые управления или отделы.

На средних предприятиях могут создаваться финансовые отделы или финансовые группы в составе других подразделений (бухгалтерии, отделов, служб по анализу и др.).

На малых предприятиях  финансовая работа возлагается на главного бухгалтера.

Финансовым службам дано право получать необходимую информацию от всех других служб предприятий. Начальник финансового управления (отдела), как правило, подчиняется руководителю предприятия или его заместителю по экономическим вопросам и вместе с ними несет ответственность за финансовое состояние предприятия, сохранность собственных оборотных средств, за выполнение плана реализации и т.д.

Основные задачи финансовой службы:

· обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций;

· выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками.

Финансовая служба предприятия определяет способы и методы финансирования затрат. Ими могут быть самофинансирование, привлечение банковских и коммерческих кредитов, привлечение акционерного капитала, получение бюджетных средств и т.д.

Задачи финансовой службы:

· содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, инвестиций, ТМЦ;

· осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечению их сохранности;

· контроль за правильностью организации финансовых отношений.

Функции финансовой службы:

· планирование;

· финансирование;

· инвестирование;

· организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;

· организация материального стимулирования, разработка систем премирования;

· выполнение обязательств перед бюджетом и т.д.

Функции финансового отдела (службы) и бухгалтерии тесно перемежаются и могут иногда совпадать. Тем не менее, между ними есть существенные различия. Бухгалтерия фиксирует и отражает уже совершившиеся факты, а финансовая служба анализирует информацию, занимается планированием и прогнозированием финансовой деятельности, представляет руководству предприятия заключения, расчеты для принятия управленческих решений, разрабатывает и реализует финансовую политику.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия и организацию его финансовой деятельности влияют различные факторы, которые можно объединить в следующие группы:

- позитивные - положительно, благотворно влияющие на деятельность организации;

- негативные – отрицательно влияющие на деятельность организации;

- внутренние – зависящие от деятельности самой организации.

- внешние– не зависящие от деятельности самой организации.

К внутренним относятся факторы, связанные:

- с личностью руководителя;

- с ускорением научно-технического прогресса и внедрением инноваций;

- с организационно-правовой формой хозяйствования и т.п.

К внешним относятся факторы, связанные с изменениями:

- конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;

- политической обстановки;

- инфляционных процессов, экономической и финансовой политики государства и т.п.

Вопрос № 6.

Финансовые ресурсы предприятия – денежные накопления, фонды и другие источники денежных средств, аккумулируемые предприятием, По своей сути это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные, заемные и привлеченные средства.

Классификация источников формирования финансовых ресурсов:

 

 

УСТОЙЧИВЫЕ ПАССИВЫ            

Для деятельности предприятия решающее значение имеют фонды собственных средств. К ним относятся: уставный и резервный капитал (фонды), фонды накопления, амортизационный и другие фонды.

Фонды заемных средств включают кредиты (банковские и товарные (коммерческие)), факторинг, другие виды кредиторской задолженности, кроме задолженности поставщикам ТМЦ.

Фонды привлеченных средств имеют двойственный характер. С одной стороны они находятся в обороте предприятия, в его распоряжении. С другой стороны, средства этих фондов предназначены работникам предприятия, т.е. принадлежат им, или отражают средства, относящиеся к будущим периодам. Фонды привлеченных средств включают фонды потребления, расчеты по дивидендам, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

Для своевременного выполнения обязательств по выплате заработной платы, дивидендов, уплате налогов предприятия периодически создают оперативные денежные фонды.

Финансовые ресурсы предприятия могут иметь нефондовую форму, например, нераспределенную прибыль.

Формирование, распределение и использование финансовых ресурсов хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно.

Финансовые ресурсы предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров, для осуществления затрат по расширению, реконструкции производства, приобретения новых основных средств для оплаты труда и материального стимулирования работников предприятия и для финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы, которые предприятие использует для покупки сырья, материалов, товаров, орудий труда, рабочей силы и других элементов производства, представляют капитал в его денежной форме.

Капитал – это часть финансовых ресурсов, авансированная в производственно-торговый процесс.

 

Структура капитала в денежной форме включает:

§ средства, авансированные в основные средства (фонды);

§ нематериальные активы;

§ оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Формирование собственного капитала имеет важное значение в финансовой работе предприятия.

 

Собственный капитал состоит из:

-уставного капитала (фонда);

-добавочного капитала (фонда);

-резервного капитала (фонда);

-нераспределенной прибыли;

-централизованных источников финансирования.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного капитала (фонда) установлен в законодательном порядке и измеряется в евро.

Величина уставного фонда может быть увеличена за счёт прибыли организации, добавочного фонда или дополнительных взносов учредителей с одновременным внесением изменений в устав.

Добавочный капитал (фонд) предприятия включает:

§ результаты переоценки основных средств;

§ эмиссионный доход акционерного общества (от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу);

§ безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

§ поступления на пополнение оборотных средств.

Резервные фонды (капитал) образуются как в силу требований законодательства, так и по решению предприятий. В законодательном порядке резервный капитал образуют иностранные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями. Он образуется за счет прибыли до ее налогообложения в установленных размерах к уставному капиталу. На отечественных предприятиях резервный фонд образуется за счет отчислений чистой прибыли по их усмотрению.

Централизованные источники (целевое финансирование и поступления) включают средства, получаемые из бюджета, внебюджетных, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения.

В практике предприятий широко используются понятия активов и пассивов.

Под активами понимают совокупность имущества и имущественных прав предприятия. В финансах активы предприятия принято разделять по характеру и времени обращения в хозяйственном процессе на оборотные и внеоборотные. В свою очередь оборотные активы делятся на запасы и затраты, т.е. активы, прямо участвующие в процессе производства, и денежные средства, расчеты и финансовые вложения, т.е. оборотные активы, обслуживающие процесс производства и обращения.

Внеоборотные активы по физическим признакам принято разделять на материальные (здания, сооружения, земля и т.д.), и нематериальные (патенты, торговые марки, программное обеспечение и т.д.).

Пассивы – это совокупность долгов и обязательств предприятия. По срокам обязательств различают долгосрочные пассивы и краткосрочные пассивы, т.е. текущие обязательства. В краткосрочных пассивах кроме кредитов и займов в особую группу выделяют кредиторскую задолженность.

В рыночной экономике важное значение имеют чистые активы. Чистые активы  в широком смысле означают собственные средства предприятий.

Чистый оборотный капитал – это разность между текущими активами и текущими обязательствами.

Вопросы для самоконтроля:

 (тема № 2.1.)

1. Дайте определение финансов предприятий.

2. Опишите финансовые отношения предприятий.

3. Охарактеризуйте основные признаки финансов предприятий.

4. Изложите функции финансов предприятий.

5. Раскройте принципы организации финансов предприятий.

6. Дайте характеристику финансовых ресурсов.

7. Охарактеризуйте капитал предприятия.

8. Раскройте направления финансовой работы на предприятии.

9. Изложите основные задачи финансовой службы.

10. Охарактеризуйте функции финансовой службы.


Тема № 2.2. Финансовое планирование.

Вопросы: 1. Значение и задачи финансового планирования.

              2. Принципы финансового планирования.

              3. Методы финансового планирования.

              4. Виды финансовых планов.


Методические указания

Вопрос № 1.

Финансовое планирование - это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защитить себя от финансовых неудач и банкротства.

Значение финансового планирования:

1) намеченные стратегические цели предприятия отражаются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, с/с, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2) устанавливаются стандарты для отражения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении

3) определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия

и т.д.

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.

 

Основные задачи финансового планирования:

1) обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные финансовые инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

2) Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования различных доходов предприятия;

3) определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми и вышестоящими организациями; работниками предприятия;

4) контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразностью планируемых операций и ситуаций;

5) соблюдение интересов акционеров и инвесторов

 и др.

 

Вопрос № 2.

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными принципами:

1) Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т.е. предоставляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели;

2) Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими;

3) Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании;

4) Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла, разработанные планы непрерывно сменять друг друга (план закупок          план производства      план по маркетингу).

5) Принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств;

6) Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия;

7) Принцип платежеспособности – т.е. планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;

8) Принцип сбалансированности рисков – т.е. особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений);

9) Принцип приспособленности к потребностям рынка – важно учитывать конъюнктуру рынка и зависимость предприятия от предоставления кредитов

и др.

 

Вопрос № 3.

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования.  Финансовые показатели могут планироваться различными методами:

1. Расчетно-аналитический метод  планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий год. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимность между показателями устанавливается не прямо, а косвенно, т.е. на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом планируется потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и т.д.

2) Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются: ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений и др. Это самый простой и доступный метод. Зная норматив, и соответствующий объемный показатель, легко можно вычислить планируемый финансовый показатель.

3) Балансовый метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, что благодаря балансу имеющихся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления) и т.д.

4) Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев: (минимум приведенных затрат, максимум текущих расходов; минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования и др.) и другие методы планирования.

 

Вопрос № 4.

Предприятия самостоятельно разрабатывают финансовые планы своей деятельности.

В зависимости от периода, на который разрабатывается финансовый план различают:

-- долгосрочные финансовые планы;

-- годовые (текущие) финансовые планы;

-- оперативные финансовые планы и расчеты к ним.

По формам финансовые планы могут быть:

-- расчетные балансы доходов и расходов (финансовые планы)

-- бюджеты

-- сметы

-- финансовые расчеты к бизнес-плану.

Перспективное стратегическое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3—5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Стратегическим планом предприятия некоторые считают бизнес-план. Бизнес-план состоит из следующих разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; финансовый план; резюме. В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т.е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем.

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий (годовой) финансовый план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия. Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре—декабре года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса РБ на планируемый год.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционером либо учредителем предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

Оперативное финансовое планирование – планирование на квартал с разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день.

Основной формой оперативного финансового плана является платежный календарь. Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведения до исполнителей в форме плановых заданий. Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической целесообразности. Он может быть равен месяцу, 15 дням, декаде, 5 или 1 дню.

Установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе 2-х разделов:

1) Предстоящие расходы и платежи.

2) Предстоящие поступления денежных средств.

Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план.

Кассовый план -- это план оборота наличных денежных средств, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырёх разделов: поступление наличных денежных средств; расход наличных денежных средств; расчёт выплаты заработной платы; календарь выплат заработной платы и приравненных к ней выплат.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 (тема № 2.2.)

               1. Раскройте значение и задачи финансового планирования.

              2. Опишите принципы финансового планирования.

              3. Изложите методы финансового планирования.

              4. Охарактеризуйте виды финансовых планов.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.