Тема 1.5. Государственный кредит и государственный долг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:  1. Понятие государственного кредита.

                2. Государственный долг. Управление государственным долгом.

Методические указания

Вопрос № 1.

 

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования государственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит  -- представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство (заемщик), а кредиторами являются физические или юридические лица.

Существенным отличием государственного кредита от банковского кредита является то, что средства, взятые взаймы государством чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты РБ.

Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Государственные займы -- привлечение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц путем выпуска и размещения государственных облигаций.

Государственная облигация  -- ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства, она дает ее держателю право получить при погашении в установленный срок основную сумму долга и проценты:

Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом (тот, кто выпускает ценную бумагу) т.е. государством.

Эта цена выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее % в установленный срок.

Курсом займа называется цена облигации займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов:

- альпари – в данном случае цена совпадает с номиналом;

- ажио – цена выше номинала;

- дизажио – цена ниже номинала.

Классификация государственных займов:

I . По праву эмиссии (выпуска).

а) государственные займы выпускаемые центральными органами управления.

б) государственные займы выпускаемые местными органами власти.

II . По форме выплаты доходов:

а) процентные (выплата %);

б) выигранные (на основе лотереи);

в) с нулевым купоном, т.е. они, продаются со скидкой с номинальной цены, а выкупаются (погашаются) по номинальной цене.

III . По срокам погашения:

а) краткосрочные (до 1-го года);

б) среднесрочные (до 5 лет)

в) долгосрочные (свыше 5 лет).

VI . В зависимости от метода определения дохода:

а) с твердым (фиксированным) доходом;

б) с плавающим (изменяющимся) доходом.

Вопрос № 2.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к образованию государственного долга.

  Государственный долг  -- вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

  Государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления. Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточ­ной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

Виды государственного долга:

1. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

2. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

3. Внешний государственный долг Республики Беларусь – общаясумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени; совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

4. Внутренний государственный долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года; совокупность обязательств государства перед резидентами.

 

Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

♦ кредитные соглашения и договора, заключённые от имени
Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организация­ми, иностранными государствами, международными организаци­ями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

♦ государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

♦ государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

♦ соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторами, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление государственным долгом  -- комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов.

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Обслуживание государственного долга предусматривает уплату процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам, кроме погашения государственного долга.

Под погашением государственного долга РБ понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств РБ в части основного долга.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств, однако в условиях, когда наблюдается рост государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием государственного долга  понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Для достижения эффективности функционирования государственного кредита, государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

1) Конверсия  -- изменение доходности займов, т.е. государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение %-ов).

2) Консолидация -- изменение условий займов, связанных со сроком, т.е. увеличение срока действия уже выпущенных займов.

3) Унификация займов -- это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

4) В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой.

5) Аннулирование государственного долга -- это мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по займу.

.

Вопросы для самоконтроля:

 (тема № 1.5.)

1. Дайте определение государственного кредита.

2. Объясните отличие государственного кредита от банковского.

3. Дайте определение государственных займов, государственной облигации.

4. Раскройте классификацию государственных займов.

5.Дайте определение рефинансирования государственного долга, управлению государственным долгом.

6. Дайте определение государственного долга.

7. Изложите виды государственного долга.

8. Раскройте сущность мер в области управления государственным долгом.

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.