Структура бюджетной системы РБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 


Вышестоящий бюджет - бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы.

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

       Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

    К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.


Вопрос № 4

 Доходы бюджета  -- выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Доходы делятся на три категории:

          1. Текущие доходы включают:

§ все невозвратные обязательные поступления;

§ добровольные и компенсируемые поступления средств от услуг, представляемых государственными учреждениями;

§ штрафы и санкции;

К группе текущих доходов относятся: налоговые доходы (обязательные платежи в бюджет); социальные отчисления – обязательные взносы и отчисления работодателей и работающих в специализированные фонды; неналоговые  -- доходы от возмездных и безвозмездных операций, полученных от предоставления государством разного вида услуг, доходы от государственной собственности, предпринимательской деятельности государства, штрафы, пени, санкции, конфискации и т.п.

2. Капитальные доходы  классифицируются по видам реализуемых основных фондов и состоят:

§ из невозвратных операций, связанных с приобретением, передачей, сооружением или продажей основных фондов (зданий,сооружений, оборудования и т.д.), предназначенных для многократного использования;

§ поступления от реализации непроизводственных ценностей, ряда нематериальных активов.

К группе капитальных доходов относятся: налоговые доходы (налоги на имущество, на недвижимость, на наследуемое имущество и т.д.), капитальные неналоговые доходы  -- нефинансовые (произведенные) активы, непроизводственные активы (доходы от продажи земли и нематериальных активов и т.д.

3. Закрепленные и регулирующие доходы.

Закрепленные -- это доходы, поступающие сразу же в конкретный бюджет. Например, подоходный налог, земельный и основная часть экологического налога, составляющие источники доходов местных бюджетов.

Регулирующие доходы -- республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативным устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

 

Расходы государственного бюджета --  это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Из республиканского бюджета финансируются :

1. капитальные вложения (затраты на строительство, ремонт) в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

2.  природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

3.  мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

4.  общегосударственные программы по социальной защите населения;

5.  другие общегосударственные целевые программы;

6.  затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

7.  государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

8.  затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

9.  расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

10.  национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

11. другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

Расходные статьи бюджета делятся на:

 1.Защищенные - перечень защищенных статей дается ежегодно в законе о бюджете. К перечню защищенных статей относят: заработная плата рабочих и служащих; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия и другие выплаты населению); погашение государственного долга. Эти статьи называются защищенными, т.е. не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат секвестру – т.е. пропорциональному сокращению расходов по всем статья бюджета и блокированию  -- т.е. временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

Незащищенные.

Вопрос № 5

     Состояние общегосударственных финансов – один из важнейших экономических показателей любой страны. Идеальным вариантом состояния общегосударственных финансов является сбалансированность доходов и расходов. По определению сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие называется балансом бюджета или сбалансированным годовым бюджетом. Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.  Превышение одного (из показателей (доходов или расходов) приводит к разбалансированности бюджета.

   Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

   Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит  -- это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников.

 Бюджетный дефицит тесно взаимосвязан с таким понятием как государственный долгом.

Государственный долгэто сумма задолженности государства своим или иностранным физическим или юридическим лицам.

Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту госбюджета следует подходить очень внимательно.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым сталкиваются все страны в те или иные периоды своей истории.

 

Причины возникновения бюджетного дефицита:

1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В данном случае он отражает не кризис экономики, а государственное регулирование экономической конъюнктуры.

2. Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, катастрофы и т.д.), когда необходимо изыскивать дополнительные источники денежных ресурсов.

3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета в РБ в разные годы являлись эмиссионные кредиты Национального банка РБ, выпуск государственных ценных бумаг, кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств в разных соотношениях. С 2004 г. на финансирование дефицита не используются эмиссионные кредиты Национального банка. Вопросы управления бюджетным дефицитом актуальны для РБ, поскольку сумма получаемых в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Вопросы для самоконтроля:

 (тема 1.4.)

 

1. Дайте понятие государственного бюджета.

2. Раскройте функции государственного бюджета.

3. Охарактеризуйте такие понятия как бюджетная система, бюджетное устройство.

4. Дайте понятие консолидированного бюджета.

5. Охарактеризуйте принципы построения бюджетной системы.

6. Раскройте группы (категории) доходов государственного бюджета. Дайте определение доходов государственного бюджета.

7. Дайте определение расходов государственного бюджета. Охарактеризуйте классификацию бюджетных расходов.

8. Изложите структуру бюджетной системы РБ.

     9. Изложите понятие, причины возникновения бюджетного дефицита.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.