Вопросы: 1. Понятие и экономическая сущность бюджета.
2. Понятие бюджетной системы, бюджетного
устройства. Принципы построения бюджетной системы.
3.Структура бюджетной системы РБ.
4. Понятие доходов и расходов бюджета.
5. Проблемы сбалансированности бюджета.
Методические указания
Вопрос № 1.
Термин “бюджет” английского происхождения. Он означает мешок с деньгами, чемодан. Понятие экономической сущности категории “бюджет” до настоящего времени в учебных пособиях, научных статьях, в законодательных актах не имеет единой трактовки. Он определяется и как финансовый план, смета доходов и расходов, баланс доходов и расходов государства и как фонд, форма, основное звено финансовой системы и т.п. Так, в частности, в Законе РБ “О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах” в разделе “Основные термины и определения” :
бюджет - определен как основной финансовый план: формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития РБ или соответствующих административно-территориальных единиц.
Бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория, выражающая содержательную составляющую часть государственных финансов и объединяющая главные доходы и расходы государства.
Являясь экономической категорией, бюджет должен отражать систему финансовых отношений по формированию и использованию централизованного денежного фонда государства для обеспечения его функций.
Специфика экономической природы бюджета обусловлена его формой, материальным (экономическим) содержанием и особым общественным назначением (функциями). Ведь только в бюджете централизуются финансовые ресурсы государства в виде налогов и сборов, составляющих его доход. Только из бюджета финансируются расходы на оборону, управление, на реализацию социальной политики и т.д.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
По экономическому содержанию государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Сущность государственного бюджета как экономической
Категории реализуется через его функции.
1) Распределительная функция – через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.
2) Государственное регулирование экономики – изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику.
3) Контрольная функция -- движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.
Финансовое обеспечение социальной политики и общегосударственных программ.
Вопрос № 2
Для выполнения своих функций бюджет имеет разветвленную сеть структурных подразделений, которые обеспечивают аккумулирование денежных средств и финансирование определенных направлений на различных региональных уровнях, и представляет бюджетную систему.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь и основывается на следующих принципах:
Единство бюджетной системы
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.
Полнота бюджетов
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Реальность бюджетов
Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов
Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Самостоятельность бюджетов
Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.
Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Законом ’’О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах’’ и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной деятельности:
1. Составление проектов бюджетов;
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. Исполнение бюджетов;
4. Составление отчёта об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.
Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.
Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами).
Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.
Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному) году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.
Исполнение бюджета – процесс получения доходов и осуществления расходов по статьям утверждённого в стране бюджета.
Бюджетное планирование - определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц;
Бюджетное регулирование - перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Вопрос № 3.
В бюджетную систему включаются как самостоятельные части республиканский и местные бюджеты.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.