Тема 9. Идея развития в философии
Методические рекомендации:
Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Раскройте понятия: развитие, движение, прогресс, регресс, детерминизм, индетерминизм. Особое внимание обратите на современный подход к идее развития в ее динамике, представление о необходимости и случайности, их характере. Изучите, составьте конспект статей, определенных для обсуждения на семинарском занятии, решите предложенные тесты, найдите ответы на вопросы, предлагаемые к семинарскому занятию. Подготовьте тезисы, раскрывающие различные толкования идеи развития, модели развития (градуалистическую (Спенсер), логико-гносеологическая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), эмерджментную, натуралистическую (Дарвин, Хаксли, Берталанфи), антропологическую, равновестно – интеграционную, диалектико-материалистическую и др.).
Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- определения основных категорий: необходимость, случайность, причина, следствие, количество, качество, мера и др.;
- основные понятия: диалектика, метафизика, детерминизм, индетерминизм, прогресс, регресс, система, структура и др.;
- признаки развития;
- принципы диалектики;
- исторические типы диалектики;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;
- давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам;
- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Развитие как феномен материальной и духовной реальности. Идея развития и ее исторические изменения. Категории, принципы и модели развития. Законы развития.
2. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к развитию. Догматика и эклектика как разновидности метафизики и альтернативы диалектики. Софистика, схоластика, формализм.
3. Принцип причинность и объективная целесообразность. Детерминизм, индетерминизм, закономерность. Современная трактовка детерминизма. Необходимость и случайность. Детерминизм в естествознании и обществознании.
4. Учение о самоорганизации сложных систем. Хаос и порядок. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность в развитии. Принцип системности.
Основные понятия
Единичное – философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфические неповторимые особенности, оставляющие их уникальную качественную и количественную определенность.
Закон - внутренняя, существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое, закономерное развитие.
Детерминация, отношение причинения – (лат. determinare – определять) - существование в мире отношений объективного обуславливания, генетическая связь между явлениями, при которых одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другой явление, называемое следствием.
Особенное – философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов – единичного и общего.
Структура – (лат. structura - строение) - закономерная, устойчивая связь и взаимоотношение частей и элементов целого, способ организации системы.
Форма – (лат. forma) - способ организации целого, сущность вещи, ее структура.
Качество – это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.
Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
Мера – это диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами.
Отношение причинения – такая генетическая связь между явлениями, при котором одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием.
Причина есть взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.
Следствие – результат взаимодействия.
Темы рефератов
1. Диалектика единичного, особенного и общего.
2. Категория «вероятность» и ее роль в науке.
3. Методологическая роль категорий диалектики в научном познании.
4. Перспективы развития материалистической диалектики.
5. Идеи развития в их истории философии.
6. Противоречия и гармония бытия.
7. Метафизика и диалектика.
8. Диалектика и ее альтернативы в истории философии.
9. Является ли регресс развитием вспять?
10. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
11. Диалектические законы Гегеля и современность.
12. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
13. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
Вопросы для самопроверки
1. Определите понятия «развитие», «движение».
2. Представьте основные модели развития в истории философской мысли.
3. Расскажите об альтернативах диалектики.
4. Что такое метафизика?
5. Дайте представление о законах диалектики.
6. Определите различие между законами существования и развития.
7. Представьте классификацию законов.
8. Расскажите о типах и видах скачков. Раскройте понятие «скачок».
9. Определите отличия софистики, эклектики от диалектики.
10. Раскройте понятия «прогресс», «регресс». Назовите критерии прогресса.
11. Дайте определение общественному прогрессу.
12. Раскройте понятие «противоречие», «борьба».
В курсе для закрепления полученных знаний по теме 9. Идея развития в философии, предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С.71) и проведение коллоквиума по темам: онтология и диалектика.
1. Необходимо повторить основополагающие положения курсов, определения категорий, понятий. Обратить внимание на категории: бытие, небытие, движение, пространство, время, свобода, необходимость, случайность, субстанция, материя, закон, закономерность, количество, качество, мера, скачок, противоречие, причина, следствие, отрицание, явление, форма, содержание, сущность, единичное, особенное, общее, развитие, плюрализм, монизм, дуализм, прогресс, регресс, система, структурность, связь, отношение, взаимодействие и др.
2. Повторить принципы диалектики, законы диалектики, исторические типы диалектики.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.