Методические рекомендации:
Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций, выполните задания, обозначенные в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в эпоху Древнего мира. Определите причины зарождения философской теоретической мысли, специфику западного и восточного стилей философствования. Изучите основные философские учения Древней Индии и Древнего Китая, Древней Греции и Рима. Изучите основные философские учения, выявите философские школы, основные идеи их представителей. Изучите основные положения философских школ. Объясните влияние культуры восточной и западной культуры на развитие философских идей. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений;
- особенности философского мировоззрения Древнего Востока, основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая, Древней Греции и Рима;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Зарождение и предпосылки формирования философской теоретической мысли. Философия Древнего мира (Египет, Вавилон) как пра-философия.
2. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Характеристика основных школ.
3. Характерные особенности китайской философии. Философские школы Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен) и их характеристика.
4. Предпосылки возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме, периодизация и характерные черты античной философии. Основные проблемы античной философии
5. Натурфилософия Милетской школы: проблема первоосновы бытия. Диалектика Гераклита Эфесского. Элеаты: учение о бытии, проблема различения истины и мнения. Софисты. Механизм и атомизм античной философии: Эмпедокл. Анаксагор, Демокрит.
6. Классический период. Этический антропологизм Сократа, учение о знании. Открытие идеальной реальности и соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом Платоном. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
7. Философия эллинско-римского периода. Этика эпикурейства и стоицизма. Эклектики, скептики, неоплатоники.
8. Особенности восточного и западного стилей философствования. Влияние древневосточной и древнегреческой философии на формирование европейской философии.
Основные понятия
Апория – (гр. аporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.
Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности.
Гедонизм – (гр. hedone – наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение.
Идеал – (гр. idea – идея) – совершенство или высшая цель стремлений.
Идея - (гр. idea – идея) – то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. В науке на смену ему пришел термин понятие.
Космос – (гр. kosmos - порядок) – мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое; вселенная, вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, солнечную систему, все галактики.
Субстанция – (лат. substantia – сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества, материала. В философии – нечто устойчивое, неизменное по отношению к меняющимся состояниям, свойствам.
Субъект - (лат. sudjectum – лежащий в основе) – то же, что и субстанция. Под субъектом понимается активно действующий сознанием и волей человек.
Объект – (лат. objectum – предмет) – вещь, предмет, который противостоит субъекту, то есть сознанию, внутреннему миру.
Антропоцентризм – (гр. antropos – человек) – принцип философии, согласно которому человек - центральное звено мироздания.
Пантеизм – (гр. pan – все, theos – бог) – философское учение, согласно которому бог и природа совпадают друг с другом, составляют единое целое.
Темы рефератов
1. Философские аспекты буддизма.
2. Социальный космос Древнего Китая.
3. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы: сравнительный анализ.
4. Даосизм и экологическое значение представлений о естественном законе, естественных циклах, равновесии, самодвижении.
5. Нравственность конфуцианства.
6. Йога: философия и практика.
7. Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.
8. Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).
9. Натурфилософская мысль Древней Греции и Рима.
10. Сократ: начало логики и этики.
11. От Пифагора к Платону – становление образа единого Космоса.
12. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
13. Пифагор и учение о числах.
14. Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство.
Темы докладов и эссе
1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего мира и Вавилонии?
2. Философия даосов о естественном пути всех вещей и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
3. Философия Древнего Востока и идеи всеединства В.С. Соловьева.
4. Определите черты схожести философских систем Древнего Восток и античности.
5. Можно ли считать философскими мировоззрения народов Древнего мира и Вавилона?
6. Первые «университеты» в истории человечества: пифагорейская школа, платоновская академия, Ликея Аристотеля, Сад Эпикура.
7. Античная диалектика (Гераклит).
8. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
9. Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).
10. Диалектика древнегреческой философии и современность
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные философские школы Древнего Востока.
2. Определите исторические корни философии.
3. Назовите материалистические школы Древнего Востока.
4. Раскройте этические идеи конфуцианства.
5. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства.
6. Раскройте содержание философских учений ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии.
7. Расскажите о философии буддизма.
8. Назовите основные философские школы Древнего Китая.
9. Назовите основные черты античной философии и определите основные школы Древней Греции.
10. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.
11. Назовите основные материалистические школы.
12. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.
13. Дайте представление о софистах.
14. Расскажите о философии Пифагора и его учеников.
15. Раскройте толкование проблемы истины античными мыслителями.
16. Определите основные идеи философии Сократа.
17. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.
18. Диалектика формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.
19. Античная диалектика и ее отличительные особенности.
20. Расскажите об идеальном государстве Платона.
21. Определите суть спора Платона и Аристотеля.
22. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.
В курсе для закрепления полученных знаний по теме3. Философия Древнего мира, предусмотрена контрольная работа (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С. 19 Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы) и тест.
Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии
Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.