Методические рекомендации:
Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Выявите причины возникновения новых направлений в философии, покажите взаимосвязь с учения немецких классиков. Изучите причины распада школы Гегеля, выясните роль Гумбольдта. Выясните особенности развития научно-технического прогресса ХХ века и его проявление в философии. Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления. Обратите внимание на изменение интереса к современной религиозной философии.
Особое внимание обратите на развитие аналитической философии в ХХ веке, типы рациональности. Раскройте общее и особенное в трактовке основных философских проблем, обратите внимание на то, что в философии меняются акценты – на второй план уходит основной вопрос философии, особое внимание - проблеме языка. Изучите взгляды представителей «второго» и «третьего» позитивизма, покажите связь с прагматизмом, инструментализмом, герменевтикой и другими. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Раскройте причины перехода к новой картине мира и усиление роли научного знания в обществе, активизации интереса к проблеме личности. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений;
- особенности мировоззрения эпохи;
- основные философские школы и проблемы, рассматриваемого периода;
- философские взгляды экзистенциалистов;
- философские идеи марксизма.
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли;
- вести диалог и полилог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Предпосылки и отличительные особенности философии ХХ в. Родоначальники философии ХХ века: К.Маркс и материалистический взгляд на бытие и историю; А.Шопенгауэр и «ревизия» классического идеалистического рационализма; экзистенциальная философия С.Кьеркегора; «философия жизни» Ф.Ницше; позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер). Психоанализ З.Фрейда.
2. Основные философские школы и учения ХХ века: прагматизм Д. Дьюи, феноменология Э. Гуссерля, герменевтика В. Дильтея, М.Хайдеггера, Х.-Г.Гадамера, П.Рикера.
3. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К. Ясперс, Х.Аренд, М. Мерло-Понти, Г.Марсель. Персонализм.
4. Религиозная философия: неосхоластика Ж. Маритена, Э. Жильсона; религиозная антропология М.Шелера, П.Тейяр де Шардена; протестантская неоортодоксия К.Барта, Э.Бруннера, П.Тиллиха; диалоговая философия М. Бубера, О. Розеншток-Хюсси, Э. Левинаса.
5. Неопозитивизм: Б. Рассел, Д.Э. Мур, Л.Витгенштейн. Структурализм: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж.Лакан. Рационализм и неорационализм К. Поппера, Г. Башляра, М. Полани. Неофрейдизм: Э. Фромм, К. Хорни. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
Основные понятия
Герменевтика – (гр. hermeneutike - истолковать) – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.
Интуитивизм - идеалистическое течение непосредственно постигающее действительность на основе интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному мышлению.
Иррационализм – (лат. irrationalis –бессознательное) – направление в философии противоположное рационализму, поскольку отрицает или ограничивает возможности человеческого разума в процессе познания.
Отчуждение – понятие, характеризующее как процесс, так и результат превращения в определенных исторических условиях продуктов человеческой деятельности, а так же свойств и способностей человека в нечто независимое от них и господствующее над ними.
Парадигма – (гр. paradeigma – пример, образец) – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Сциентизм – (лат. scientia – наука) – философское течение, объявившее логику и философию науки главной областью философии и в своем почитании научного мышления квалифицировали всю остальную философию как спекулятивную метафизику.
Символизм - (гр. symbolon – символ – как форма выражения неведомой сущности) – философское течение, согласно которому реальный мир – это проблеск мира «потустороннего», идеального, о котором лишь мистическая интуиция художника может нам что-либо донести в художественном символе.
Теория – (гр. theoria – созерцание, исследование) – система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности.
Позитивизм – (лат. positivus – положительный) – субъективно-идеалистическое течение, отрицающее мировоззренческий характер философии, отвергающее традиционные философские проблемы как метафизические и непроверяемые в опыте. Основная его черта – попытка создать методологию или «логику науки», которая стояла бы выше противоположности материализма и идеализма.
Феномен – явление, постигаемое в чувственном опыте.
Экзистенция - (лат. ехistentia – существование) – основная категория экзистенциализма, философии существования. Под экзистенцией понимается неосознанное внутреннее бытие человека, отличное от его эмпирического существования, которое не есть действительное.
Темы рефератов
1. Синергетический подход в философии.
2. Компаративистский (сравнительно-исторический) подход и его возможности в философии.
3. Диалог различных систем в современных условиях.
4. Противоречия научно-технического прогресса и их отражения в современной философии.
5. Философская антропология: становление и развитие.
6. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ницше.
7. «Экзистенциализм — это гуманизм» Ж.-П.Сартр.
8. «Первый», «второй», «третий» позитивизм - проблема преемственности.
9. В чем причина повышенного внимания философии XX века к проблеме языка?
10. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.
11. Эволюция религиозной философии в ХХ веке.
12. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите причины, вызвавшие необходимость появления новых философских гипотез.
2. Расскажите о позитивизме и его разновидностях
3. Определите, в чем отличие метафизики от позитивизма.
4. Чем отличается позитивизм от неопозитивизма?
5. Объясните особенности «философии жизни». Назовите представителей этого философского направления.
6. Представьте философские взгляды Ф. Ницше. В чем различие между идеями Ф. Ницше и А. Шопенгауэра?
7. Раскройте суть герменевтики, назовите ее представителей.
8. Представьте анализ проблемы бессознательного в философии З. Фрейда, Г.Юнга, Э. Фромма. Покажите различия в подходах.
9. Расскажите о прагматизме.
10. Представьте основные направления аналитической философии ХХ века.
11. Расскажите о вкладе аналитиков в разработку методологии научно-исследовательских программ.
12. Расскажите о религиозно-идеалистической философии ХХ века (Т. де Шарден, Э. Жильсон и др.)
13. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии (Шелер, Гелен).
14. Каковы основные направления экзистенциальной философии?
15. Представьте интуитивистскую философию А. Бергсона и Н.О. Лосского.
16. Раскройте суть феноменологии Э. Гуссерля.
В курсе для закрепления полученных знаний по теме6. Современная западная философия, предусмотрена контрольная работа (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С. 51: Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы) и тест.
Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии
Тема 7. Русская философия.
Методические рекомендации:
Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в России. Обратите внимание на особенности русской философии, ее этапы. Определите истоки формирования, влияние различных школ и направлений на становление философии в России (Иларион, Климент Смолятич, Кирилл Туровский). В средневековой России особо следует выделить борьбу между рационализмом (Иосиф Волоцкий) и мистицизмом (Нил Сорский). Изучите религиозные взгляды Феофана Прокоповича, Георгия Сковороды.
Особое внимание уделите периоду XVIII – XIX веков, когда закладывались основы современной философии. Изучите взгляды М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, раскройте содержание гуманистических идей В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. В XIX веке Россия начинается осознавать свое национальное лицо, что проявляется в творчестве выдающихся поэтов и писателей (А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский). Особое внимание следует уделить кружку любомудров (Веневитинов, Киреевский), славянофилам и западникам, показать роль декабристов, революционно-демократического направления в России. Раскройте идеи В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, И.А. Ильина и других. Обратите внимание на течение русского космизма, его вклад в развитие естественно-научной мысли в России.
Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений;
- особенности русской философии;
- основные этапы формирования философии в России;
- основные философские учения;
- философские взгляды В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П. Флоренского.
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли;
- вести диалог и полилог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
Основные понятия
Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности и сродности
Интуитивизм – (лат. intueri – пристально смотреть) – идеалистическое течение, которое противопоставляет рациональному познанию непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как род интеллектуальной симпатии, непосредственное знание, как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному мышлению.
Космизм – уникальное философское направление, поставившее принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества, исходя из представления о человеке как о личности активной, ищущей и, одновременно, укорененной во всеобщем, в целом.
Персонализм – (лат. persona – личность) – философское течение, признающее личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем личность понимается как духовный первоэлемент бытия.
Соборность – единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей.
Сродность – начало, объединяющее род человека и природу, обеспечивающее родство мира и человека.
Темы рефератов
1. Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков.
2. Религиозно-идеалистическая философия в России.
3. Русское зарубежье и его значение.
4. Философское наследие А.Ф. Лосева.
5. Развитие позитивизма в России.
6. Философская мысль в России XIX века.
7. Вольтерианство в России.
8. Масонство в России.
9. В.И. Вернадский и его вклад в развитие философии в России.
10. Развитие марксизма в России.
11. Современная философская мысль в России.
12. Место русской философии в мировой культуре.
13. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
14. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
15. П.Я.Чаадаев и его историософская концепция.
16. П.Я. Чаадаев и Д.И. Писарев: общее и особенное.
17. Георгий Сковорода и В.С. Соловьев: связь поколений.
Вопросы для самоконтроля:
Для проверки знаний у студентов (курсантов) по итогам работы с модулем 2 предусмотрена форма контроля – эссе (основные требования к оформлению работы смотрите в Методические указания к самостоятельной работ е студентов )
Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.