Методические рекомендации:
Изучив предложенную литературу и материалы лекций, раскройте идеал и образы науки в философии, ее специфику, уровни и методы научного познания. Определите типы рациональности в истории науки. Раскройте понятие научной теории, роль гипотезы в научном познании, методологические и эвристические принципы построения научных теорий, роль интуиции и логики в познавательном процессе.
Особое внимание обратите на типы научного знания: естествознание, гуманитарное и техническое знание. Представьте специфику естествознания и классификацию естественных наук. Обратите внимание на особенности наук об обществе, специфику субъект-объектной связи в социальном познании, а так же на проблему предмета и методов гуманитарных наук.
Используя рекомендуемую литературу, подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия. Обратите внимание на концепции «философии техники», дайте трактовку понятиям техническое знание, технические науки, определите роль техники в жизни человека и общества.
Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- определения науки, техники, научной революции, типа рациональности и др.;
- классификацию наук;
- специфику естествознания, гуманитарных и технических наук;
- «образ» современной науки;
- понятие научной революции;
- роль науки и техники в жизни человека и общества;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;
- давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам;
- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Проблемы современной науки (логико-гносеологические, онтологические, аксиологические, философские). Философские проблемы естественных, социальных и гуманитарных наук.
2. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П. Энгельмейер) и философии науки. Новая техническая стратегия.
3. Научные революции и смены типов рациональности. Научное знание и его типы. Естествознание, гуманитарное и техническое знание. Кризис классического образа научного знания. Проблема эволюции научного знания (антифундаментализм, фаллибилизм, плюрализм, реабилитация метафизики).
4. Наука в современном мире. Социокультурная обусловленность научных открытий. Наука как фактор нравственного совершенствования человека и общества. Гуманистическая сущность науки, проблема нравственной ответственности ученого. Наука и будущее человечества.
Основные понятия
Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Термин «биосфера» введен в науку Э. Зюссом и развит В.И. Вернадским).
Научно-техническая революция (НТР) – коренное изменение производства в результате превращения науки в ведущий фактор развития производства.
Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, понятие, введенное в науку Е. Ле-Руа, Т. де Шарденом и развитое В.И. Вернадским.
Экологическая философия – направление философской мысли, изучающее методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы.
Темы рефератов
1. Человек перед лицом глобальных проблем.
2. Глобальные проблемы и социальный прогресс.
3. Современная экологическая ситуация и ее перспективы.
4. Научно-технический прогресс и его потенциал.
5. Освоение космоса: проблемы и перспективы.
6. Картина мира обозримого будущего в футурологических моделях.
7. Философия и ее миссия в спасении человечества.
Темы докладов
1. Типы рациональностей.
2. Рациональность в познании и деятельности.
3. Особенности постнеклассической науки.
4. Естественнонаучное и гуманитарное познание: сходство и отличия.
5. Что такое техника?
6. Научно-технологическая революция и ее последствия.
7. Философия техники П.К. Энгельмейера.
8. Философия науки и техники Э. Каппа.
9. Культура и научно-технический прогресс.
10. Научно-технический прогресс и его потенциал.
11. Освоение космоса: проблемы и перспективы.
12. Свобода научного поиска и ответственность ученых
Вопросы для самоконтроля:
1. Может ли существовать вненаучное знание?
2. Действительно ли для современного общества нет более страшной угрозы (как считает выдающийся французский математик А. Гротендик), чем сращивание безнравственной науки с безответственной бюрократией?
3. Может ли наука быть безнравственной?
4. Должна ли наука (как считает П. Фейерабенд) быть отделена от государства так же, как от него отделена религия?
5. Может ли наука (особенно гуманитарная) найти рецепт оздоровления общества
В курсе для закрепления полученных знаний по теме 13. Философские проблемы науки и техники предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С. 90) и эссе (требования к оформлению работы см. Методические указания к самостоятельной работ е студентов)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.