Методические рекомендации:
Изучив предложенную литературу и материалы лекций, раскройте учение о познании, его аспектах и принципах в философии. Представьте специфику познавательного отношения, единство чувственного и рационального в познании, понятия: субъект и объект познания, познавательный образ, знание, истина. Раскройте специфику и границы чувственного и рационального познания. Особое внимание обратите на дискуссии в философии по вопросу о взаимоотношении эмпирического и рационального, рационального и иррационального, интуитивного и дискурсивного. Раскройте структуру познавательной деятельности, роль практики в познании. Особое внимание обратите на проблему объективности истины и соотношение относительного и абсолютного, конкретного и абстрактного в истине.
Изучите предлагаемые источники и дополнительную литературу по теме и подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия. Обратите внимание на познавательную роль языка, значение естественных и искусственных языков в современном познании.
Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- определения познания, истины, практики, субъекта и объекта познания, науки и др.;
- структуру познавательного процесса;
- формы чувственного и рационального познания;
- формы и виды познания;
- методы познания;
- особенности научного познания;
- теории истины;
- критерии истины;
- роль языка в познании;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;
- давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам;
- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1. Специфика философского подхода к познанию. Субъект и объект познания. Структура познавательных отношений. Творчество. Интуиция. Вера и знание. Вера и предрассудок. Понимание и объяснение. Вненаучные формы познания (обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное).
2. Роль языка в познании. Значение естественных и искусственных языков в современном познании. Язык и чувственное познание. Язык и рациональное знание. Структура языка и структура мышления. Взаимодействие языка и мышления в развитии познания.
3. Проблема истины: пути достижения истины, формы ее существования и реализация. Истина и ложь. Истина и заблуждения. Истина, оценка, ценность. Практика как критерий истины и ее разновидности.
4. Наука как социальный институт. Критерии научности, системность как фундаментальный принцип научного познания. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Становление научной теории и рост научного знания. Наука и творчество. Наука и научно-технический процесс.
5. Специфика познания социальных явлений. Социальное прогнозирование, его типы и методы. Алярмизм и гуманизм социального прогнозирования.
Основные понятия
Агностицизм – (гр. agnostos - неизвестный) – в узком смысле – учение о непознаваемости абсолютного, истинного, божественного бытия. В широком смысле – учение о непознаваемости истины, закономерностей и сущности окружающей человека действительности.
Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.
Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.
Знание - это результат познания, продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности человека, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики.
Темы рефератов
1. Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой деятельности.
2. Адаптивное поведение, репродуктивная и творческая деятельность.
3. Философия творчества.
4. Творчество, интуиция, познание.
5. Наука и нравственность.
6. Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.
7. Свобода научного поиска и ответственность ученых.
Темы докладов
Роль субъекта в концепции Ж.Пиаже.
Проблема познания в герменевтике.
Культурно-историческая обусловленность субъекно-объектных отношений.
Роль веры в познании.
Существует ли абсолютная истина?
Тезис Протагора “человек есть мера всех вещей” и проблема истины.
Многозначность понятия “знания” и его основные значения.
Значение веры и доверия в жизни человека.
Вера и предрассудок. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудка в познании.
Роль понимания и объяснения в познании мира духовного и природного.
Понимание в структуре познания: метод или искусство?
Диалогическая природа понимания.
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины в философии.
Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель.
Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм.
Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм.
Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.
Проблема критериев истины.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы функции и роль гносеологии в мировоззрении?
2. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и вненаучного) знания?
3. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания?
4. Каковы функции практики в познании?
5. Почему истина является предметом непрекращающихся дискуссий?
6. Существуют ли решающие доказательства истинности знания?
В курсе для закрепления полученных знаний по теме 11. Познание (гносеология) предусмотрена форма контроля письменная работа с использованием источников (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С. 82)
Модуль 4. Теория познания
Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.