Тема 10. Проблема сознания в философии
Методические рекомендации:
Изучив предложенную литературу, рассмотрите основные концепции происхождения, природы и сущности сознания, особое внимание обратите на работы Гельвеция, Радищева, Рубинштейна, Иванова, Спиркина. Раскройте историю вопроса: дискуссии по вопросу природы и источников сознания. Изучите современное состояние проблемы в философии. Раскройте проблему бессознательного в философии: концепции З.Фрейда, Г. Юнга. Э. Фромма, учение. Обратите внимание на биологические основы сознания, на функциональную асимметрию мозга и особенности мыслительной деятельности. Рассмотрите роль сознания в структуре человеческой деятельности, связь сознательного и бессознательного.
Выявите особенности современных подходов к изучению диалектики общественного бытия и общественного сознания. Определите формы общественного сознания и их специфику, раскройте функции форм общественного сознания и их взаимосвязь. Изучите структуру самосознания. Изучите дополнительную литературу, предлагаемую в разделе «Материал для обсуждения на семинарском занятии», подготовьтесь к дискуссии. Обозначьте актуальность данной темы на современном этапе.
Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- определения: сознание, самосознание, общественного бытие, общественное сознание, мышление, воля, разум, интеллект и др.;
- формы общественного сознания;
- диалектику сознательного и бессознательного в деятельности;
- связь индивидуального и общественного сознания, их различие и единство;
- структуру сознания и самосознания;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;
- давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам;
- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1. Сознание как форма жизнедеятельности человека. Генезис сознания. Сознание, его структура и источники. Сознание и мозг. Мышление, воля, эмоции. Самосознание. Структура и формы сознания.
2. Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного в философии. Проблема «искусственного интеллекта» в философии.
3. Диалектика общественного бытия и общественного сознания. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания: нравственное, политическое, правовое, религиозное, эстетическое. Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.
Основные понятия
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.
Общественное сознание – исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем «объективного духа», «коллективного разума» человечества.
Идеальное – гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, которые подлежат реализации в деятельности человека.
Темы рефератов
Темы докладов
Проблема носителя идеального образа.
Можно ли мыслить без помощи языка?
Мыслят ли животные?
Правомерно ли отождествлять духовную деятельность с сознанием?
Общественное и индивидуальное сознание. Что первично?
Проблема классификации форм общественного сознания.
Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
Развитие представлений о сознании в истории философской мысли.
Понимание сознания в античности и в средние века.
Понимание сознания в Новое время.
Понимание сознания у К.Маркса и З.Фрейда.
Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, мир надорганики).
Проблема идеального. "Теория отражения" и ее критика.
Сознание, мышление, язык и общение.
Самосознание.
Понятие самосознания.
Роль самосознания в структуре сознания.
Индивидуальный и общественный уровни проявления самосознания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему проблема сознания является предметом не только социально-научных, но и философских дискуссий?
2. Влияет ли язык на ценностно-мировоззренческую ориентацию человека?
3. Какова роль бессознательного в процессе становления личности?
В курсе для закрепления полученных знаний по теме 10. Проблема сознания в философии предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С.77)
Модуль 4. Теория познания
Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.