Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Тема 1-2. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.
Методические рекомендации:
Руководствуясь «Методическими рекомендация по самостоятельной работе», изучив предложенную литературу (основную и дополнительную), материалы лекций, определите предмет философии, круг проблем, рассматриваемых в рамках данной дисциплины. Разберитесь с основные понятиями и категориями философии, выучите определение дисциплины и ее отличия от других наук. Обратите внимание на основной вопрос философии в его генезисе и современную трактовку. Определите суть материализма, идеализма и их разновидности. Обратите внимание на историю становления философии как науки, представьте философию как результат противостояния мифам. Выявите особенности мифологического, религиозного и философского мировоззрений, покажите своеобразие и функции. Раскройте основные направления философии, изучите историю становления основного вопроса философии и варианты его разрешения в истории философской и общественной мысли. Законспектировав необходимый материал, подготовьтесь к дискуссии на семинаре.
Дайте определение понятиям «наука», «культура», «мировоззрение», выделите их особенности. Определите предпосылки формирования философии, историю происхождения термина и современную трактовку «диалектики», «метафизики», «софистики», «эклектики». Выучите определения основных понятий темы: космоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, эмпиризм, рационализм и другие.
Обратите внимание на «Методические рекомендации по самостоятельной работе» и задания к первой теме, выполнив которые Вы получите полное представление о теме. Подготовьтесь к дискуссии по обозначенным проблемам. Определите актуальность данной темы на современном этапе.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- предмет философии;
- функции философии;
- место и значение философии в системе наук;
- предпосылки возникновения философии, специфику западного и восточного стилей философствования;
- понятие мировоззрения, исторические типы мировоззрения;
- роль философии в жизни человека
- причины зарождения философской теоретической мысли;
- содержание философских концепций и учений, раскрывающих основной вопрос философии, их авторов, источники;
- особенности материализма, идеализма и их разновидности;
- особенности эмпиризма и его значение;
- причины плюрализма философских взглядов;
уметь:
- анализировать предлагаемые исторические источники, выявлять общее и особенное в различных концепциях;
- участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Философия и круг ее проблем: предмет, объект исследования. Основной вопрос философии. Изменение предмета философии в ходе истории.
2. Структура философского знания. Функции философии, место и роль философии в культуре. Философия как самосознание культуры. И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев о предназначении, смысле и функциях философии.
3. Онтология, гносеология и аксиология, их соотношение и место в философии. Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства.
Основные понятия
Философия – (греч. fileo – любовь, sofia – мудрость) – это теоретически сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм способ осмысления, степенью разработанности проблем и методов. Философия выступает в двух ипостасях: как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; как комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека.
Культура – (лат. culture – возделывание, обрабатывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способ их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе предметно-практической, общественно-исторической деятельности. Культура – феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности самого человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.
Религия – (лат. religio – благочестие) – специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа. Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный, сверхъестественный.
Мифология – (греч. mithos – сказание) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.
Гносеология – (греч. gnosis – знание) – раздел философии, изучающий взаимоотношение человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъектно-объектное отношение».
Центризм – подчинение всех элементов некоторой системы всеобщему эквиваленту, занимающему выделенное положение.
Эмпиризм - (лат. empeiria – опыт) – гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания.
Рационализм - (лат. ratio – разум) – целостная гносеологическая концепция, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.
Темы рефератов
Темы докладов
Проблема предмета философии.
Основной вопрос философии.
Язык философии.
Философия и наука.
Философия и религия.
Философия и искусство.
Место истории философии в системе гуманитарного знания.
Особенности мифологического мышления.
Есть ли прогресс в истории философии.
Истоки и истолкования плюрализма философских учений.
Вопросы для самоконтроля:
В курсе для закрепления полученных знаний по теме1-2. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии предусмотрена форма контроля – тест (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С. 12 Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы).
Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.