Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Тема 1-2. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

Методические рекомендации:

Руководствуясь «Методическими рекомендация по самостоятельной работе», изучив предложенную литературу (основную и дополнительную), материалы лекций, определите предмет философии, круг проблем, рассматриваемых в рамках данной дисциплины. Разберитесь с основные понятиями и категориями философии, выучите определение дисциплины и ее отличия от других наук. Обратите внимание на основной вопрос философии в его генезисе и современную трактовку. Определите суть материализма, идеализма и их разновидности. Обратите внимание на историю становления философии как науки, представьте философию как результат противостояния мифам. Выявите особенности мифологического, религиозного и философского мировоззрений, покажите своеобразие и функции. Раскройте основные направления философии, изучите историю становления основного вопроса философии и варианты его разрешения в истории философской и общественной мысли. Законспектировав необходимый материал, подготовьтесь к дискуссии на семинаре.

Дайте определение понятиям «наука», «культура», «мировоззрение», выделите их особенности. Определите предпосылки формирования философии, историю происхождения термина и современную трактовку «диалектики», «метафизики», «софистики», «эклектики». Выучите определения основных понятий темы: космоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, эмпиризм, рационализм и другие.

Обратите внимание на «Методические рекомендации по самостоятельной работе» и задания к первой теме, выполнив которые Вы получите полное представление о теме. Подготовьтесь к дискуссии по обозначенным проблемам. Определите актуальность данной темы на современном этапе.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- предмет философии;

- функции философии;

- место и значение философии в системе наук; 

- предпосылки возникновения философии, специфику западного и восточного стилей философствования;

- понятие мировоззрения, исторические типы мировоззрения;

- роль философии в жизни человека

- причины зарождения философской теоретической мысли;

- содержание философских концепций и учений, раскрывающих основной вопрос              философии, их авторов, источники;

- особенности материализма, идеализма и их разновидности;

- особенности эмпиризма и его значение;

- причины плюрализма философских взглядов;

 

уметь:

- анализировать предлагаемые исторические источники, выявлять общее и особенное в различных концепциях;

- участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Философия и круг ее проблем: предмет, объект исследования. Основной вопрос философии. Изменение предмета философии в ходе истории.

2. Структура философского знания. Функции философии, место и роль философии в культуре. Философия как самосознание культуры. И. Кант, Г.В.Ф. Гегель,            В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев о предназначении, смысле и функциях философии.

3. Онтология, гносеология и аксиология, их соотношение и место в философии. Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства.

  1. Гуманизм философского знания. Влияние философии на жизнь человека и общества. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
  2.  Проблема происхождения философии: гносеогенная, мифогенная, социоморфная гипотезы.
  3. Основные направления философии: материализм и идеализм; эмпиризм, рационализм, критицизм.
  4. Основные философские позиции: натурализм, социоцентризм, эгоцентризм. Причины плюрализма и проблема прогресса в философии.

Основные понятия

Философия – (греч. fileo – любовь, sofia – мудрость) – это теоретически сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм способ осмысления, степенью разработанности проблем и методов. Философия выступает в двух ипостасях: как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; как комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека.

Культура – (лат. culture – возделывание, обрабатывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способ их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе предметно-практической, общественно-исторической деятельности. Культура – феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности самого человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

Религия – (лат. religio – благочестие) – специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа. Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный, сверхъестественный.

Мифология – (греч. mithos – сказание) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

Гносеология – (греч. gnosis – знание) – раздел философии, изучающий взаимоотношение человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъектно-объектное отношение».

Центризм – подчинение всех элементов некоторой системы всеобщему эквиваленту, занимающему выделенное положение.

Эмпиризм - (лат. empeiria – опыт) – гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания.

Рационализм - (лат. ratio – разум) – целостная гносеологическая концепция, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.

 

Темы рефератов

  1. Философия и философствование.
  2. Философия – наука или мировоззрение?
  3. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
  4. Влияние мировоззрения на исторические судьбы че­ловека и общества.
  5. Мифология: прошлое и настоящее.
  6. Философия как самосознание эпохи.

 

Темы докладов

Проблема предмета философии.

Основной вопрос философии.

Язык философии.

Философия и наука.

Философия и религия.

Философия и искусство.

Место истории философии в системе гуманитарного знания.

Особенности мифологического мышления.

Есть ли прогресс в истории философии.

Истоки и истолкования плюрализма философских учений.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие мировоззрения.
  2. Философия как тип мировоззрения.
  3. Философия как наука.
  4. Критерии научного знания.
  5. Определение науки.
  6. Предмет философии.
  7. Объект философии.
  8. Функции философии.
  9. Гуманизм философского знания.
  10. Философия в системе культуры.
  11. Философия и мировоззрение.
  12. Понятие мифологии.
  13. Понятие религии.
  14. Своеобразие и функции мифологии.
  15. Основной вопрос философии.
  16. Материализм и его разновидности.
  17. Идеализм и его разновидности.
  18. Плюрализм философских учений.
  19. Место истории философии в науке.
  20. Основные направления философской мысли.
  21. Натурализм и эмпиризм.
  22. Рационализм и его особенности.

 

В курсе для закрепления полученных знаний по теме1-2. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии предусмотрена форма контроля – тест (См. Методические указания   к самостоятельной работ е студентов С. 12 Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы).

 

 

Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии

Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.