Тема 2.1. Личность как объект социологического анализа. Социальный контроль и социальные отклонения.
Практическое занятие.
Основные вопросы практического занятия:
1.Понятие личности. Различные подходы к ее изучению.
2. Социализация личности. Социальный контроль.
3. Межличностное взаимодействие.
Цель занятия: научиться определять факторы, оказывающие влияние на взаимодействие личности и социальной группы, разрешать ролевые противоречия.
В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:
- принимать ответственные решения в нестандартных социальных ситуациях при осуществлении деятельности в группе;
- работать самостоятельно и, осуществляя взаимодействие, сотрудничать с другими членами группы;
Ключевые понятия: личность, потребности, социальное взаимодействие, сотрудничество, социализация, общественные нормы, социальный контроль.
Рекомендации по подготовке к практическому занятию.
При подготовке к занятию следует обратить внимание, что личность формируется через взаимодействие индивида и общества. Мы часто задаем вопрос: почему люди проявляют разную степень толерантности в общении с другими людьми; являются ли отдельные типы людей более пригодными для некоторых видов работ; как формируется личность и как совмещаются ее наследственные черты с воздействием среды обитания. Для социолога внешние факторы формирования личности (семья, коллектив сверстников) более весомы. В социологической задаче предлагается поразмышлять, как условия семьи формируют личность, что собой представляет семья как агент социализации.
Социализация — это приобретение индивидом социальных статусов и ролей, овладение им культурой общества. Социализация предполагает превращение индивида, обладающего определёнными задатками, в личность. Личность — это реализовавшийся индивид. |
Как личность человек может сформироваться и реализоваться только в обществе в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми — ему подобными индивидами. Набор правил и норм, которых придерживается индивид в повседневной жизни, он воспроизводит в различных жизненных ситуациях. Социологи исходят из благоприобретенного характера этих норм, поскольку навык следования им приобретается в процессе обучения, адаптации и социализации. Формирование личности начинается в семье, а продолжается в школе, в трудовом коллективе.
Для освоения компетенции темы студентам предлагается решение нестандартной социологической задачи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как соотносятся понятия «личность» и «индивид»?
2. Что такое социализация? Основные компоненты социализации?
3. Какие статусы и роли приобретает индивид в ходе социализации?
Вопросы для дискуссии:
1. Какие факторы являются определяющими при формировании личности?
2. Какие социальные роли и социальные статусы приходят в противоречие у участников социальных взаимодействий.
Вопросы для самостоятельного решения проблемы.
1. Какие агенты социализации оказывают большее влияние на социализацию личности?
2. Потребности в каких ценностях при их удовлетворении могут повлиять на взаимодействие индивидов и социальных групп?
Упражнения и задачи:
Задание 1. Решение нестандартной социологической задачи.
Американские социологи выявили связь между методами социализации и готовностью людей принимать гражданские нормы общества и брать на себя ответственность принимать решения. Все дело в социальном контроле со стороны родителей. Например, в зависимости от того, кем видят своих родителей юноши и девушки – карающими защитниками норм или помощниками – они либо бунтуют против существующей системы норм общества, либо легко вливаются в нее. Те, кто получает мало поддержки, но много замечаний по дисциплине (особенно от отцов), часто становятся неконформистами в вопросах религии, и многие из них бунтуют против сложившихся социальных отношений, противопоставляя свои собственные ценности ценностям общества.
Сообща, в мини-группе (3 чел.), определите:
1) Какие примеры рассогласования потребностей личности и гражданских норм отражены в данном тексте.
2) Какие социальные роли и социальные статусы приходят в противоречие у участников социальных взаимодействий? Обоснуйте свой ответ.
3) Потребности в каких ценностях могут повлиять на формирование социальных отношений юношей и девушек:
- видящих своих родителей надсмотрщиками.
- видящих своих родителей помощниками.
Задание 2. Определите ролевое противоречие:
Взаимодействуя с другими индивидами, человек проявляет себя в разных социальных ситуациях, выполняя разные социальные роли. Говорят, что каждая личность имеет ролевой набор. Подумайте, могут ли роли войти в противоречие друг с другом. Личность проявляет себя в отношениях с другими личностями. Приведите примеры социальных отношений. Какие примеры рассогласования потребностей личности и общественных норм. Варианты ответов представлены в списке (см.):
1. Вероятные взаимоотношения между преподавателем и студентом:_____________________________________________________________
2. Причины ценностного характера:
у студента __________________________________________________
у преподавателя______________________________________________
2. Вероятные взаимоотношения между студентом-отличником и студентом- задолжником: _____________________________________________
Причины ценностного характера:
у студента отличника _______________________________________
у студента-задолжника ______________________________________
3. Вероятные взаимоотношения между Вами и вашим преподавателем: ___________________________________________________________
Причины ценностного характера:
у Вас ______________________________________________________
у вашего преподавателя _______________________________________
Возможные варианты ответов: власть, политическая власть, почтение, внушение, преданность, уважение, выдача советов, престиж, увещевание, уважение, мораль, наставничество, одобрение, моральный авторитет, привязанность, аффективность, личное влияние, уважение, моральное влияние, любовь, благополучие, принуждение, террор, дисциплина, насилие, богатство, экономическая власть, высокое положение, торговля моральным авторитетом, продажность, мастерство, влияние экспертов, администрирование, казуистика, расположение, просвещение, консультирование, известность (слава), мудрость, симпатия.
Задание 3. Упражнения с техникой «коммуникативной толерантности». Тест В.В. Бойко.
Вам предстоит ответить на 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности вашего поведения в определенных условиях общения. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте искренни, вы отвечаете для себя.
0 баллов — неверно; 1 балл — верно в некоторой степени; 2 балла — верно в значительной степени; 3 балла — верно в высшей степени.
Вопросы:
№ блока | Утверждения | Баллы |
Насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. | ||
1 | 1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. 2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 3. Шумные детские игры переношу с трудом. 4. Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно. 5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня. | |
Есть ли у вас тенденция оценивать людей, исходя из собственного «Я» | ||
2 | 1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. 2. Меня раздражают любители поговорить. 3. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу. 4. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. 5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня. | |
В какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих | ||
3 | 1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда). 2. Некоторые люди производят неприятное впечатление своим бескультурьем. 3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне. 4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. 5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем. | |
В какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей | ||
4 | 1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. 2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен. 3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем. 4. Мне неприятны самоуверенные люди. 5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте. | |
Есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера | ||
5 | 1. Я имею привычку поучать окружающих. 2. Невоспитанные люди возмущают меня. 3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо. 4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. 5. Я люблю командовать близкими. | |
В какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными | ||
6 | 1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах. 2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка. 3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня. 4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают. 5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется. | |
Свойственна ли вам такая тенденция поведения | ||
7 | 1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам. 2. Меня часто упрекают в ворчливости. 3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю. 4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. 5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь. | |
В какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих | ||
8 | 1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях. 3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь. 4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг). 5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей. | |
Каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми | ||
9 | 1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам. 2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер. 3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе. 4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми. 5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав. |
Обработка и интерпретация результатов:
Внимание: чем больше балов, набранных испытуемым, тем ниже его уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно «заработать» – 135, говорит об абсолютной нетерпимости опрашиваемого к представителям социальных групп.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 997.