РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра социальных, психологических и правовых коммуникаций

        

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Методические указания к выполнению практических радот для студентов, обучающихся по направлению 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений»

 

Составители: Власенко Л.В., Иванова З.И., Прядко И.П.

 

              © Национальный исследовательский

                                                            Московский государственный,

                                                            Строительный университет, 2018

 

 

Москва, 2018

 

УДК 301

ББК 60.5

С 69

Рецензент:

 

С 69 Социология. [Электронный ресурс] : методические указания к выполнению практических работ для студентов специалитета очной формы обучения направления подготовки 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений», / М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т, каф. социальных, психологических и правовых коммуникаций ; сост. Власенко Л.В., Иванова З.И., Прядко И.П.

— Электрон. дан. и прогр. (Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2018. — Учебное сетевое электронное издание — Режим доступа: Загл. с титул. экрана.

 

Содержит методические указания по подготовке к практическим занятиям и выполнению практических работ: вопросы для самоконтроля, для дискуссии и самостоятельного решения проблемы; упражнения, задачи, кейсы.

   Методические указания соответствуют темам практических занятий, определенным в рабочей программе по курсу, и опираются на требования ФГОС3+.

Дается обширный список учебных пособий, теоретической и методической литературы к каждой теме для более глубокого усвоения материала, написания рефератов и эссе, подготовки к практическим занятиям и зачету.

   Для обучающихся по направлению  подготовки 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений» очной формы обучения.

 

© Национальный исследовательский

                                                                                  Московский государственный,

                                                                                  Строительный университет, 2018

 

 

Отв. за выпуск — кафедра социальных, психологических и правовых коммуникаций

 

Подписано к использованию. Уч.-изд. л.___ Объем данных

 

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Московский государственный
строительный университет» (НИУ МГСУ).
129337, Москва, Ярославское ш., 26.

Издательство МИСИ – МГСУ.
Тел. (495) 287-49-14, вн. 13-71, (499) 188-29-75, (499) 183-97-95.

E-mail: ric@mgsu.ru, rio@mgsu.ru

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. Общество как объект социологии: социальная структура

и социальные взаимосвязи.

Тема 1.1. Социология как наука и практика. Социология города и градостроительства.

Тема 1.2. Социологическое исследование.

Тема 1.3. Общество: типология, факторы развития.

Социальная структура общества.

Тема 1.4. Социальные взаимосвязи. Социальные институты.

Тема 1.5.Социальные группы и социальные организации.

Тема 1.6. Социальные изменения. Социальные процессы.

Процессы глобализации.

РАЗДЕЛ 2. Культура и личность.

Тема 2.1. Личность как объект социологического

анализа. Социальный контроль и социальные отклонения.

Тема 2.2. Многообразие культур. Межкультурное взаимодействие.

 






РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ.

Тема 1.1. Социология как наука и практика. Социология города и градостроительства.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1. Социологические методы в практике изучения социальных проблем.

2. Социальные процессы в современном городе, их отражение в сфере строительства и градостроительства.

3. Социальные аспекты, связанные со строительством уникальных зданий и сооружений: практические решения.

Цель занятия: рассмотреть социологические методы анализа социальных проблем; ознакомиться со спецификой социологии города и методами анализа социальных проблем градостроительства и сферы строительства; приобрести способность выделять социальные проблемы, связанные со строительством уникальных зданий и сооружений.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- анализировать и оценивать текущие социальные процессы в обществе, городе, сфере градостроительства и строительства, группе (коллективе);

-  анализировать социальные и социоэкологические проблемы высотного и подземного строительства. 

Ключевые слова: социологические методы, опрос, наблюдение, урбанизация, субурбанизация, агломерация, социоэкология, градостроительный конфликт, публичные слушания.  

Рекомендации по подготовке к теме:

При подготовке к первому вопросу студентам следует обратить внимание на то, что социология имеет возможность более глубокого проникновения в суть и содержание происходящих социальных процессов. Применяемые социологией методы позволяют обеспечить системный подход к анализу социальных явлений. Например, при изучении потребностей и намерений выпускников вузов по трудоустройству мы можем использовать сравнительный метод для того, чтобы посмотреть тенденцию по траекториям трудоустройства выпускников за последние 5 или 10 лет. Это нам позволит создать типичную модель сегодняшнего выпускника с его предпочтениями в занятии должности и в величине заработка. Следовательно, государство и общество должны быть готовыми к удовлетворению запросов выпускников и прогнозировать создание рабочих мест в будущем. Статистический метод позволит нам посмотреть, какой процент выпускников предпочтет работать по специальности, какое количество выпускников намеревается сменить род деятельности, сколько выпускников займется практической деятельностью, а какое количество уйдет в науку или образовательную деятельность. Для того, чтобы применить статистический метод, мы должны использовать собственно социологические методы оопроса, анализа документов.

При подготовке ко второму вопросу нужно ознакомиться с особенностями современного этапа урбанизации: процессами субурбанизации, рурурбанизации, увеличения числа и объема агломераций, мегаполисов, глобальных городов. Все эти новые тенденции порождают множество специфических социальных проблем, которых не было раньше. Например, миграционные процессы порождают в городах сегрегацию. Возникают этнические гетто с повышенной криминогенной ситуацией, опасностями возникновения конфликтов. Еще одно проявление современной сегрегации – джентрификация, которая означает превращение отдельных райнов города, в основном исторических центров) в элитные закрытые районы состоятельных людей.

Третий вопрос касается сферы строительства уникальных зданий и сооружений. Например, высотное или подземное строительство порождают большое количество социальных и социально-психологических проблем: обеспечение безопасности людей, находящихся в зданиях, естественное освещение, озеленение, вентиляция, водоснабжение и другие.

 Особые опасения вызывает негативное воздействие высотных зданий на биосферу и здоровье людей. По нормам инсоляции высотные здания требуют расстояний между строениями не менее 100 метров. Нижние этажи домов оказываются затененными даже при соблюдении норм. Вторые и третьи этажи тоже испытывают дефицит естественного освещения: качество жизни в данном месте ухудшается. Также соседство высокого дома может нарушить права соседей-владельцев собственности.

Все градостроительные проекты, которые затрагивают интересы горожан, должны проходить через публичные слушания. Рекомендуется изучить пример проведения публичных слушаний по какому-либо градостроительному проекту в Москве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась эмпирическая социология?

2. Какие методы социологических исследований чаще всего применяются на практике?

3. Каковы основные направления исследования города?

4. Какие методы социологических исследований применяются в практике градостроительства?

5. Каковы основные причины возникновения градостроительных конфликтов?

Вопросы для дискуссии:

1. В рамках каких теорий можно объяснить современные урбанистические процессы?

2. Каково будущее высотного строительства? Удастся ли решить социальные проблемы, порождаемые высотными зданиями?

3. Каковы социальные нормативы подземного строительства?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Рассмотрите в проектах современных известных архитекторов (Н.Фостера, К. Курокама, Р. Роджерса, З. Хадид и др.) методы решения социоэкологических проблем.

2. Дайте характеристику функций города по работе М. Вебера «Город».

Упражнения и задачи:

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1) Согласны ли вы с тем, что практическое значение социологии заключается в:

- получении реальной картины состояния общества;

- углублении самопознания и самопонимания;

- нахождении причин возникновения социальных проблем;

- восприимчивости к культурным различиям;

-выработке и отстаивании собственной гражданской позиции.

Аргументируйте свой ответ. Приведите свой пример применения знаний социологии на практике.

Задание 2. Решите кейс.

По решению администрации района вблизи города Светогорск отведено место для захоронения ядовитых бытовых отходов. Администрация района об этом не объявляла, но при отведении земельного участка получила большую сумму, которую планировала потратить на строительство новой школы и открытого спортивного комплекса для населения. Из сообщений газет и сюжетов по телевидению горожане узнали о том, что отходы опасные и через несколько лет могут оказать отрицательное воздействие на экологическую среду города (испарение ядовитых веществ попадают в воздух, посредством осадков загрязняется вода и так далее).

Задание:

1. Как могли бы быть удовлетворены интересы жителей, которые были наиболее ущемлены, ведь школа и спортивный комплекс необходимы району, но отходы вредят здоровью

2. Какие действия, на ваш взгляд, могут быть предприняты жителями?

3. Сформулируйте собственное отношение к данному общественно-политическому событию.

Тема 1.2. Социологическое исследование.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия.

1. Стратегия и методология конкретно-социологического исследования.

2. Этапы социологического исследования.

3. Программа социологического исследования.

Цель обучения: ознакомление студентов с возможностями использования конкретно-социологического исследования для решения социальных проблем, возникающих в сфере строительства. 

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- анализировать и оценивать текущие социальные изменения и процессы в обществе, группе (коллективе);

- работать самостоятельно и осуществляя взаимодействие, сотрудничать с другими членами группы;

- собирать и анализировать социологическую информацию при помощи социологических методов с целью принятия решения в нестандартных ситуациях;

- осознавать и анализировать социальные проблемы в группе (коллективе) в сфере своей профессиональной деятельности.

Ключевые понятия: прикладная социология, социологическое исследование, социальная проблема, программа исследования, методы исследования, социологический инструментарий, социологический отчет, репрезентативность.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

При подготовке к практическому занятию студенты должны обратить внимание на то, что цели конкретно-социологических исследований практические, они направлены на решение какой-либо назревшей проблемы в обществе.

Например, социологическое исследование в строительной сфере:

- направлено на изучение проблем строительной отрасли - отсутствие кадров, поиск причин социальных конфликтов в строительных организациях, выявление факторов нарушения условий труда и других отклонений в организации труда;

- рассматривает в качестве объекта профессиональные, демографические, территориальные, этнографические группы и общности, занятые строительным трудом и строительные организации, представляющие субъекты строительной деятельности.

КСИ поможет обнаружить социальные проблемы в строительной отрасли и оперативно их решить. Именно результаты социологического исследования могут стать основой для принятия решений по повышению эффективности функционирования строительной организации благодаря преодолению существующих в ее деятельности проблем.

Готовясь к практическому занятию по данной теме, студенты должны осуществить ряд организационных мероприятий: 1) Объединиться в мини-группы по 3-5 человек, для проведения учебного социологического исследования; 2) Выбрать социальную проблему, существующующую в современном обществе или, например, в строительной сфере, которая на их взгляд, является наиболее актуальной, интересной и перспективной в плане изучения (можете использовать направления и темы, предложенные ниже); 3) Собрать уже имеющуюся, вторичную информацию о выбранной ими проблемной ситуации. Источником информации могут служить – научные книги, научные статьи, результаты научных исследований и т. д.

Основная часть работы будет осуществляться в минигруппах, аудиторно.

Направления исследований:

- социальные аспекты урбанизации;

- миграция городского населения;

- социальная направленность жилищной политики;

- социально-демографические и этно-конфессиональные аспекты градостроительства;

-управление градостроительными процессами и др..

Темы исследований:

1) Проблема адаптации молодежи к условиям организации и требованиям общества.

2) Бюрократизм в системе управления строительной организацией: возможности минимизации с позиций студенчества.

3) Исследование наиболее значимых для студентов референтных и целевых группы (исследование их признаков и условий вхождения в них).

4) Точечная застройка: плюсы и минусы.

5) Образ государственной власти в представлении российской молодежи.

6) Реновация – перспективы развития городской среды.

7) Карьерные стратегии выпускников-строителей.

8) Проблемы ЖКХ и возможности их разрешения. (список может быть расширен).

Вопросы для дискуссии:

1. Какие социологические методы наиболее эффективны для изучения современного общества?

2. Как соотносятся методы социологического исследования (опроса) и изучение общественного мнения?

3. Какие основные качества должны быть присущи выводам и рекомендациям, составляющим заключительную часть исследования.

Упражнения и задачи:

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1. Понятие общества. Типология обществ.

2. Понятие социальной структуры. Социальная стратификация и классы.

3. Бедность как социальное явление.

4. Социальная мобильность: сущность, типы и формы.

Цель занятия: сформировать представление о социальной стратификации общества, уметь выделить и анализировать причины социальной дифференциации, социального неравенства, в том числе, и в профессиональной сфере.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов вы сможете:

- уметь применить социологические теории и методы к анализу проблем общества и его социальной структуры;

- анализировать и оценивать текущие социальные изменения и процессы в обществе, группе (коллективе);

Ключевые слова: общество, социальная структура, неравенство, социальная стратификация, рабство, касты, сословия, классы, бедность, социальная мобильность.

Рекомендации по подготовке к теме:

Студентам нужно обратить особе внимание на то, что существует различные концептуальные кодходы к категориям «общество» и «социальная структура общества». Важно понять, что многие зарубежные и отечественные социологи, рассматривают общество как целостность или систему и выделяют ее специфические признаки.

Вопрос второй связан в необходимостью рассмотрения понятий «социальная структура» и «социальная стратификация». При изучении этого вопроса обратите внимание на то, что существует несколько подходов к пониманию социальной структуры. Изучая социальную структуру, исследователи указывают на то, что общество любого типа представляет собой систему социального неравенства. Наиболее востребованными в современных обществах считают теории стратификации К. Маркса и М. Вебера. Ознакомтесь с работами этих авторов. Как определяет социальный статус М. Вебер. Важно обратить внимание на особенности социальной стратификации современного российского общества.

Готовясь по третьему вопросу необходимо отметить то, что бедность является характеристикой лишь части общества. Важно развести понятия бедность и нищета. Выясните, аковы причины бедности в России?

При изучении последнего вопроса, необходимо связать понятия «социальная структура общества» и «социальная мобильность». Обратите внимание на то, какие существуют виды и показатели мобильности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как происходило формирование социальной структуры современного российского общества?

2. Что такое социальное неравенство, его природа и виды проявления в обществах разного типа? Соотношение социального неравенства и социальной справедливости.

3. Каковы основные измерения стратификации. Перечислите и объясните их.

4. Охарактеризуйте типы стратификационных систем?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Актуальные проблемы социальной мобильности в современной России?

2. Основные социальные проблемы, связанные с массовой миграцией?

3. Формирование маргинальных слоев и групп населения. Тенденции развития этого процесса в России.

Упражнения и задачи:

Задание 1. Интерпретируйте понятие «общество».

1.Проведите сравнение традиционного и современного общеста. Дайте иллюстрацию структуры современного российского общества.

2.Что вы видите общего и в чем различие между традиционным и современным обществом?

3.Считаете ли вы, что современное общество характеризуется высокой степенью мобильности и почему?

4.Какие каналы социальной мобильности вы бы выбрали в традиционном обществе и какие каналы мобильности (социальной и профессиональной) вы выберете сейчас?

Задание 2. По оценкам Российского социолога Т. И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества (1990-е годы), составляет примерно 11% от экономически активного населения, что значительно меньше, чем в других странах. К каким социальным, экономическим и политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость структуры современного российского общества? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в современной России?

Задание 3.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:   

1. Социальные институты современного общества. Семья, религия, образование как социальные институты .

2. Функции и дисфункции института строительства.

Цель занятия: приобрести умение анализировать структуру социальных институтов и социальные процессы, протекающие в различных институтах, определять функции и дисфункции институтов, выявлять социальные потребности в реформировании тех или иных социальных институтов.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов вы сможете:

1) анализировать процессы, протекающие в социальных институтах;

2) выделить дисфункции в строительной отрасли и наметить пути по их ликвидации.

Ключевые слова: социальные связи, социальное заимодействие, социальный институт, социальные функции, дисфункции, социальные роли.

Рекомендации по подготовке к теме:

При подготовке на первый вопрос нужно понять причины возникновения социальных институтов, их функции и роли в обществе. 

В качестве примера предлагается рассмотреть важнейшие для общества инстиуты семьи, образования и религии. Нужно обратить внимание на то, что процессы глобализации и культурной унификации, смены ценностных систем сказываются на состоянии семьи и брака. Институт семьи переживает трудности. Некоторые исследователи говорят о кризисе традиционной семьи. В обществах западного индустриального типа увеличивается количество разводов, растет число одиноких людей, снижается рождаемость, юридически закрепляются однополые браки. Особое внимание следует уделить анализу института семьи в России.

При анализе института религии особое внимание следует уделить анализу религиозного сознания и религиозного поведения молодежи. На основе результатов социологических опросов можно рассмотреть степень распрстраненности религиозных идей в молодежной среде.

При анализе института образования следует дать характеристику высшего образования сегодня. В рамках самстоятельной работы можно подвергнуть анализу учебные планы и рабочие программы в МГСУ и отметить, как отражается в них соответствие требованиям Болонского соглашения.

Рассмотрение второго вопроса дает студентам возможность осуществить анализ своей будущей профессиональной среды. Необходимо изучить сруктуру института строительства и выделить его основные явные и латентные функции, дисфункции. Институт строительства, как никакой другой, сегодня демонстрирует действие дисфункций. Найдите дисфунции в строительлной сфере России и дайте их характеристику.  При подготовке к занятию рекомендуется также ознакомиться с понятиями «устойчивое строительство», «зеленое строительство», «биоклиматическая архитектура», «климатозащитное строоительство» и изучить рекомендованную литературу. 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины возникновения социальных институтов?

2. Каковы основные признаки социальных инситутов?

3.  Каковы основные функции инстиитута семьи, религии, оюразования.

4. Что такое «функции» и «дисфункции» социальных институтов?

Вопросы для дискуссии:

1. Каковы достоинства и недостатки Болонской модели образования?

2. С чем Вы связываете дисфункции в строительной сфере? Каковы причины их возникновения?

3. Что означает понятие «устойчивое строительство»? Каковы основные характеристики «устойчивого строительства»?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы?

1.Изучите Концепцию устойчивого развития ООН. Выделите основные направления и ответьте на вопрос, как в сфере строительства можно обеспечить устойчивое развитие.

2. Что такое климатозащитное строительство? Как Вы могли бы реализовать эту стратегию в будущей профессиональной рдеятельности?

3. Что означает понятие «Образование в течение жизни» (Lifelong learning)? Как обеспечивается такое образование?

Упражнения и задачи:

Задание 1. Дисфункции в институте строительства.

Заполните таблицу, отразив в ней известные вам социальные дисфункции строительной сферы и возможные направления деятельности органов государственного и муниципального управления по нейтрализации этих дисфункций.

Социальные дисфункции строительной сферы Возможные направления деятельности органов государственного и муниципального управления по нейтрализации этих дисфункций.
   

 

Задание 2. Проблема реновации жилья в Москве.

Используя современные информационные ресурсы, применяя навыки сбора и анализа социологической информации, дайте комплексную характеристику экономических, градостроительных и социальных причин, обусловивших необходимость и возможность масштабной программы реновации жилья, осуществляемой в настоящее время в Москве:

Экономические причины: __________________________________________

Градостроительные причины: ______________________________________

Социальные причины:_____________________________________________

Задание 3. Групповая работа по проблеме «Какие компетенции формирует дисциплина «Социология»?

Составьте группы из 5 человек, внимательно изучите компетенции, обозначение в ФГОС3+ для специалистов по направлению «Строительство», обсудите и постарайтесь прийти к общему взгляду. Затем представитель каждой группы знакомит с результатами всю студенческую группу и отвечает на вопросы.

Задание 4. Дискуссия «Строительный комплекс в Европе, Азии и России». Для проведения дискуссии 4 студента заранее готовят сообщения и представляют в аудитории. Другая группа студентов (4 чел.) готовит вопросы для дискуссии.

Тема 1.5. Социальные группы и социальные организации.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1 Понятие социальной группы. Виды социальных групп.

2. Малая группа. Коллектив и команда. Групповая динамика.

3. Социальная организация: типы и виды.

4. Организационный конфликт и способы его разрешения.

Цель занятия: сформировать представление о социальной группе, организации, их структуре, процессах в них реализуемых.

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

-осознавать и анализировать социальные проблемы в группе (коллективе) в сфере своей профессиональной деятельности;

-работать самостоятельно и осуществляя взаимодействие, сотрудничать с другими членами группы;

-принимать ответственные решения в нестандартных социальных ситуациях при осуществлении деятельности в группе.

Ключевые понятия: социальная группа, организация, структура группы, структура организации, малая группа, групповая динамика, коллектив, команда, конфликт, бюрократия.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

Приступая к рассмотрению данной темы, необходимо разобрать понятие «социальная группа» и понять специфику социологического подхода к ней. Студентам, при изучении темы, необходимо остановиться на изучении тех социальных критериев, по которым выделяются социальные группы из других социальных общностей. Важно понять, что не всякую социальную общность мы можем называть «социальной группой». Обратите внимание на виды социальных групп, рассмотрите их значение для человека. Изучая структуру социальной группы определить роль формального и неформального лидера в группе, рассмотреть понятие групповой динамики. Студентам необходимо отметить следующие процессы групповой динамики – руководство и лидерство, нормообразование, конфликты, принятие групповых решений и других.

Особую позицию в типологии групп занимает коллектив. При изучения данного вопроса обратите внимание на признаки трудового коллектива и этапы его формирования. Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Дайте характеристику команде, перечислите виды команд.

При ответе на третий вопрос необходимо дать определение социальной организации, отметив особенности и отличительные признаки организационной деятельности, условий возникновения и существования. Говоря о модели организации, студенту необходимо остановится на ее структурных элементах (целях, технологиях, членах организации и особенно социальной структуре). Рассуждая об организациях необходимо указать выполняемые ими функции и дать их классификацию.

При изучении данного вопроса необходимо остановиться на понятии «бюрократия» введенного немецким социологом М. Вебером. Рассмотрев специфические свойства бюрократии, важно представить ее как идеальный тип управления организации, вместе с тем отмечая определенные недостатки.

Социальные конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни, являясь неизбежным свойством социальной системы. Особенность такого взаимодействия состоит в том, что его результаты могут привести как позитивным последствиям (развитию личности, группы или организации), так и негативным последствиям.

При рассмотрении последнего вопроса, необходимо обратить внимание на определение причин конкретного организационного конфликта, на выявление его характеристик. Важным моментом в ответе на данный вопрос является знание студентом классификации существующих в организациях конфликтов, поскольку от этого может зависеть выбор стратегий управления конфликтной ситуацией. Ответ желательно иллюстрировать примерами.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия «социальная группа»?

2.Что заставляет людей создавать организации? Какой эффект при этом наблюдается? Какие виды строительных организаций вы знаете?

5.Как формируется социальная структура организации? Что понимается под термином «бюрократия»?

7.В чем причины социальных конфликтов в строительных организациях?

Вопросы для дискуссии:

1.Какова роль социальной группы в жизни человека? Какие группы имеют наибольшее влияние на индивида?

2. Каково соотношение понятий «команда» и «коллектив»?  Почему сегодня больше используется понятие «команда»?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Постройте простейшую схему организации и обозначьте ее основные элементы.

2. Изучите социальную структуру города. Выделите современные городские сообщества.

Упражнения и задачи:

Задание 1. Изучение внутригрупповой структуры. Составьте группы из 5-7 человек и проанализируйте неформальную структуру вашей учебной группы. Разработайте социометрическую карту для проведения социометрического анализа группы. Опишите процедуру социометрического исследования по этапам. Затем составьте схему и представьте ее всей учебной группе для обсуждения.

Задание 2. Решите кейс.

Ситуация 1. Вы приняли на работу молодого способного специалиста П., который превосходно справляется с поставленной задачей, хорошо и качественно выполняет свою работу, но резок и заносчив в общении с коллегами.

Задание. Предложите ваши варианты действий.

Ситуация 2. Ваши подчиненные обращаются к вам за советом, подходят к вам с личными и конфиденциальными вопросами, которые никак не связаны с выполняемой работой.

Задание. Предложите ваши варианты действий.

Задание 3. Современная организация.

Ответьте для себя на вопрос, что такое организация? Прочитайте приведенные ниже определения организации и назовите наиболее точные, на ваш взгляд, определения. Аргументируйте свой ответ.

Организация-это:

1. Деятельность, направленная на упорядочение, регулирования процессов; 2. Учреждение, объединяющее множество людей для достижения определенных целей; 3. Группа взаимодействующих людей;

4. Не менее двух человек, непосредственно работающих для достижения общей цели; 5. Субординация должностей и распределение функции в учреждении.

Задание 4. Характеристики рациональной бюрократии. Макс Вебер выделил в качестве обязательных условий «идеального типа» бюрократии несколько характеристик. В таблице перечислены эти характеристики и приведено их описание. Назовите пропущенные характеристики и сформулируйте их содержание.

Характеристика «идеального типа» бюрократии Содержание
1.Специализация 1) Каждому подразделению вменяются определенные обязанности и ответственность, вся деятельность регламентирована системой последовательных правил и указаний, которые координируют основные задания и единообразие их выполнения независима от изменений в персонале
2.Иерархия 2) Каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре, имеющих вид пирамиды, и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству.
3.? 3)?
4.Безличность 4) Работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет.
5.? 5)?

 

1) Рассмотрите бюрократию как явление в строительной сфере? Аргументируйте свой ответ.

2) Бюрократия и бюрократизм – в чем вы видите разницу? Аргументируйте свой ответ.

 

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1. Глобализация как социальный процесс.

2. Последствия глобализационных процессов и их оценка.

3. Глобализация и регионализация.

Цель занятия: сформировать представления о глобализации как главном направлении социальных изменений, научиться распознавать социальные противоречия в развитии глобального мира.

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

· анализировать и оценивать текущие социальные изменения и процессы в обществе, группе (коллективе);

· учитывать возникающие социальные проблемы и противоречия в обществе в определении траектории собственного профессионального поведения.

Ключевые понятия: социальный процесс, глобализация, кризис, цивилизация, регионализация.

Рекомендации для подготовки к практическому занятию.

При подготовке к практическому занятию обратите внимание на то, что в современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями, государствами, растет взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Люди все глубже осознают себя в качестве единой общности, где каждый человек и каждая группа людей связаны со многими тысячами других на Земле. Возросла взаимосвязь и взаимозависимость между фрагментами мировой политической системы, субъектами мировой политики. Параллельно с этим в человеческом обществе мы наблюдаем непрерывную динамику, при которой увеличиваются возможности для контактов между представителями современного человечества. Связи устанавливаются помимо и поверх государственных границ.

Глобализационные процессы современной социологией анализируются в нескольких аспектах: культурно-историческом, структурном, социально-экономическом и политико-идеологическом. При выполнении задания учащийся должен учитывать многоаспектный характер глобализационных процессов. Примем во внимание определение, которое дается глобализации:

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности: экономической, политической, научной, социальной и культурной.

Впервые понятие «глобализация» использовал Карл Маркс, когда в письме Энгельсу сообщал о начале торговли зерновыми между Канадой и Японией. Сегодня, по прошествии более чем ста пятидесяти лет после этого события, и Япония, и Канада — лишь небольшая часть глобальной системы международных отношений. В новых условиях социальные процессы тоже приобретают всеобщий, глобальный характер. Стираются границы между обществами и государствами.

В гражданском обществе и среди экспертов существуют полярные оценки глобализационных процессов. С этим разнообразием оценок студент ознакомится, выполняя задания практической работы и отвечая на вопросы занятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких сферах социальной жизни происходит глобализация? Как Вы понимаете смысл этого слова?

2. С какими изменениями в социальной сфере связана глобализация?

3. Каковы направления глобализации? Каковы последствия глобализации?

Вопросы для дискуссии:

1. Можно ли остановить глобализационный процесс?

2. Каково место и роль России в глобализационном процессе?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Каково соотношение позитивных и негативных последствий глобализации?

2. Что означает термин глокализация? Объясните. Является ли глокализация альтернативой глобализации?

Упражнения и задачи:

Задание 1. Подготовка мини-докладов на тему: «Глобализация: светлое будущее или капкан цивилизации?». Докладчики должны сформулировать свое отношение к глобализации и дать ответ на вопросы:

1. Увеличивает или уменьшает глобализация социальное неравенство и неравенство между бедными и богатыми странами?

2. Каково Ваше собственное отношение к общественно-политическим событиям, происходящим в глобальном мире.

Прослушав доклады и выступление оппонентов, вам требуется индивидуально сравнить тезисы их авторов, заполнив таблицу:

Глобализация в оценке экспертов                                                                                                 

Глобализация уменьшает неравенство между странами Глобализация увеличивает неравенство Глобализация не влияет на этот процесс Особенности подачи материала докладчиком.
Докладчик А
Докладчик Б
Докладчик С

 

Обсудите доклады в группах. Ответьте на вопросы: Чья точка зрения представляется Вам более обоснованной? А как бы Вы ответили на данный вопрос?

Задание 2. Мироые и региональные кризисы.

Рекомендации для подготовки задания: В рамках глобальной системы международных отношений мы выделяем региональный уровень. Именно на этом уровне происходит сложный процесс изменения отношений между государством и гражданским обществом. Новые виды таких отношений порождают кризисы. В задании, представленном ниже, студенты должны проанализировать ситуацию в одной из небольших частей глобального мира, предложат свои варианты разрешения социального кризиса.

Решите кейс.  «Кризис в Испании …»

«Кризис в Испании обнажил проблемы в разных сферах жизни — не только новые, но и старые, решение которых откладывалось. Большая, чем в др. странах Европы, острота кризиса объясняется тем, что негативные эффекты наложились на структурные диспропорции, нерешенные социально-экономические проблемы. Кризис ударил по 3-м несущим опорам испанской модели экономического развития — строительству, иммиграции и туризму. В период кризиса выявились недостаточная диверсификация, технологическая отсталость. Уровень социального неравенства в Испании — самый высокий в Западной Европе. Доходы 10% богатых в 7,6 раза превышают доходы бедных. В 2010 г. 21,8% жили ниже уровня бедности. В состоянии кризиса пребывает политическое представительство граждан. В партиях отсутствуют открытые дискуссии. Явные черты недемократизма присущи и избирательной системе. В реформировании нуждается судебная система Испании. Хотя конституция установила принцип независимости судебной власти, на практике эта независимость не реализуется. Требует перемен и система автономий. В начале ХХI в. выявилась ее неспособность ответить на вызовы националистических сил во многих автономных сообществах (в Стране басков и Каталонии), которые стремятся изменить правила игры с центром. Ко всему сказанному следует добавить широкомасштабную коррупцию в разных сферах жизни.

После начала глобального кризиса правительство приняло пакет антикризисных мер (инвестиции в общественные работы, снижение ставки банковского процента, увеличение финансирования предприятий, отмена или сокращение отдельных налогов, программа поддержки экспорта и т. д.). Но программа антикризисных мер не принесла результата. Безработица и внешняя задолженность, продолжали усиливаться. …»

Сформулируйте отношение к анному общественно-политическому событию и обсудите в группе следующие вопросы:

1. В чем проявляются противоречия современного развития общества в описываемой европейской стране?

2. Какие социальные риски, по мнению автора, выявил мировой экономический кризис в современной Испании? Являются ли эти события специфичными для Испании?

3. Какие общественно-политические события, аналогичные испанским, характерны для других обществ? Приведите примеры.

4. Какие внутриэкономические и социальные аспекты кризиса отражены в данном тексте (происходившие в данной стране, общемирового характера)? В чем сильные и слабые стороны авторского анализа?

5. Согласны ли Вы с авторской оценкой происходящего? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3. Ознакомьтесь с материалами, посвященными «испанской» теме, в СМИ, в Интернете, вспомните теле- и радиопередачи на данную тему. Ответьте на вопросы:

1.  Подтверждают ли они выводы, сделанные автором приведенного отрывка?

2. Какие прогнозы на будущее Вы можете дать, опираясь на доступный Вам материал?

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1.Понятие личности. Различные подходы к ее изучению.

2. Социализация личности. Социальный контроль.

3. Межличностное взаимодействие.

Цель занятия: научиться определять факторы, оказывающие влияние на взаимодействие личности и социальной группы, разрешать ролевые противоречия.

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- принимать ответственные решения в нестандартных социальных ситуациях при осуществлении деятельности в группе;

- работать самостоятельно и, осуществляя взаимодействие, сотрудничать с другими членами группы;

Ключевые понятия: личность, потребности, социальное взаимодействие, сотрудничество, социализация, общественные нормы, социальный контроль.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

При подготовке к занятию следует обратить внимание, что личность формируется через взаимодействие индивида и общества. Мы часто задаем вопрос: почему люди проявляют разную степень толерантности в общении с другими людьми; являются ли отдельные типы людей более пригодными для некоторых видов работ; как формируется личность и как совмещаются ее наследственные черты с воздействием среды обитания. Для социолога внешние факторы формирования личности (семья, коллектив сверстников) более весомы. В социологической задаче предлагается поразмышлять, как условия семьи формируют личность, что собой представляет семья как агент социализации.

Социализация — это приобретение индивидом социальных статусов и ролей, овладение им культурой общества. Социализация предполагает превращение индивида, обладающего определёнными задатками, в личность. Личность — это реализовавшийся индивид.

Как личность человек может сформироваться и реализоваться только в обществе в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми — ему подобными индивидами. Набор правил и норм, которых придерживается индивид в повседневной жизни, он воспроизводит в различных жизненных ситуациях. Социологи исходят из благоприобретенного характера этих норм, поскольку навык следования им приобретается в процессе обучения, адаптации и социализации. Формирование личности начинается в семье, а продолжается в школе, в трудовом коллективе.

Для освоения компетенции темы студентам предлагается решение нестандартной социологической задачи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся понятия «личность» и «индивид»?

2. Что такое социализация? Основные компоненты социализации?

3. Какие статусы и роли приобретает индивид в ходе социализации?

Вопросы для дискуссии:

1. Какие факторы являются определяющими при формировании личности?

2. Какие социальные роли и социальные статусы приходят в противоречие у участников социальных взаимодействий.

Вопросы для самостоятельного решения проблемы.

1. Какие агенты социализации оказывают большее влияние на социализацию личности?

2. Потребности в каких ценностях при их удовлетворении могут повлиять на взаимодействие индивидов и социальных групп?

Упражнения и задачи:

Задание 1. Решение нестандартной социологической задачи.

Американские социологи выявили связь между методами социализации и готовностью людей принимать гражданские нормы общества и брать на себя ответственность принимать решения. Все дело в социальном контроле со стороны родителей. Например, в зависимости от того, кем видят своих родителей юноши и девушки – карающими защитниками норм или помощниками – они либо бунтуют против существующей системы норм общества, либо легко вливаются в нее. Те, кто получает мало поддержки, но много замечаний по дисциплине (особенно от отцов), часто становятся неконформистами в вопросах религии, и многие из них бунтуют против сложившихся социальных отношений, противопоставляя свои собственные ценности ценностям общества.

Сообща, в мини-группе (3 чел.), определите:

1) Какие примеры рассогласования потребностей личности и гражданских норм отражены в данном тексте.

2) Какие социальные роли и социальные статусы приходят в противоречие у участников социальных взаимодействий? Обоснуйте свой ответ.

3) Потребности в каких ценностях могут повлиять на формирование социальных отношений юношей и девушек:

- видящих своих родителей надсмотрщиками.

- видящих своих родителей помощниками.

Задание 2. Определите ролевое противоречие:

Взаимодействуя с другими индивидами, человек проявляет себя в разных социальных ситуациях, выполняя разные социальные роли. Говорят, что каждая личность имеет ролевой набор. Подумайте, могут ли роли войти в противоречие друг с другом. Личность проявляет себя в отношениях с другими личностями. Приведите примеры социальных отношений. Какие примеры рассогласования потребностей личности и общественных норм. Варианты ответов представлены в списке (см.):

1. Вероятные взаимоотношения между преподавателем и студентом:_____________________________________________________________

2. Причины ценностного характера:

у студента __________________________________________________

у преподавателя______________________________________________

2. Вероятные взаимоотношения между студентом-отличником и студентом- задолжником: _____________________________________________

Причины ценностного характера:

у студента отличника _______________________________________

у студента-задолжника ______________________________________

3. Вероятные взаимоотношения между Вами и вашим преподавателем: ___________________________________________________________

Причины ценностного характера:

у Вас ______________________________________________________

у вашего преподавателя _______________________________________

Возможные варианты ответов: власть, политическая власть, почтение, внушение, преданность, уважение, выдача советов, престиж, увещевание, уважение, мораль, наставничество, одобрение, моральный авторитет, привязанность, аффективность, личное влияние, уважение, моральное влияние, любовь, благополучие, принуждение, террор, дисциплина, насилие, богатство, экономическая власть, высокое положение, торговля моральным авторитетом, продажность, мастерство, влияние экспертов, администрирование, казуистика, расположение, просвещение, консультирование, известность (слава), мудрость, симпатия.

Задание 3. Упражнения с техникой «коммуникативной толерантности». Тест В.В. Бойко.

Вам предстоит ответить на 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности вашего поведения в определенных условиях общения. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте искренни, вы отвечаете для себя.

0 баллов — неверно; 1 балл — верно в некоторой степени; 2 балла — верно в значительной степени; 3 балла — верно в высшей степени.

Вопросы:

№ блока Утверждения Баллы

Насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей.

1 1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. 2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 3. Шумные детские игры переношу с трудом. 4. Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно. 5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.  

Есть ли у вас тенденция оценивать людей, исходя из собственного «Я»

2 1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. 2. Меня раздражают любители поговорить. 3. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу. 4. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. 5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня.  

В какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих

3 1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда). 2. Некоторые люди производят неприятное впечатление своим бескультурьем. 3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне. 4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. 5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.  

В какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей

4 1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. 2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен. 3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем. 4. Мне неприятны самоуверенные люди. 5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.  

Есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера

5 1. Я имею привычку поучать окружающих. 2. Невоспитанные люди возмущают меня. 3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо. 4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. 5. Я люблю командовать близкими.  

В какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными

6 1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах. 2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка. 3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня. 4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают. 5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.  

Свойственна ли вам такая тенденция поведения

7 1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам. 2. Меня часто упрекают в ворчливости. 3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю. 4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. 5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.  

В какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих

8 1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях. 3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь. 4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг). 5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.  

Каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми

9 1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам. 2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер. 3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе. 4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми. 5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.  

Обработка и интерпретация результатов:

Внимание: чем больше балов, набранных испытуемым, тем ниже его уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно «заработать» – 135, говорит об абсолютной нетерпимости опрашиваемого к представителям социальных групп.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия.

1. Культура как система ценностей и норм.

2. Культурные универсалии.

3. Культурные, этнические, конфессиональные различия.

Цель занятия: ознакомиться с особенностями межкультурного взаимодействия в современном обществе, научиться анализировать ценности и нормы культтуры других людей и учитывать их при социальном взаимодеймствии в обществе и профессиональной сфере.

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- использовать техники повышения межкультурной сензитивности,

- осуществлять межкультурное взаимодействие на принципах культурного релятивизма.

Ключевые понятия: культура, этноцентризм, сензитивность, культурный релятивизм, мультикультурализм, этническая идентичность.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

В рамках практического задания предполагается формирование навыков межкультурного взаимодействия в современном поликультурном обществе с использованием «культурных ассимиляторов». Цель, которую ставят при использовании культурных ассимиляторов,  научить человека видеть и осознавать повседневные ситуации с точки зрения членов чужой группы (т.е. аутгруппы), понимать их видение мира.

В отношении восприятия ценностей другой культуры существуют две противоположные установки:

· Этноцентризм – представление о том, что культура того общества, к которому относится индивид, является эталоном. Все остальные культуры рассматриваются как отклонение от этой нормы-образца. Этноцентризм помогает социальной группе выжить в неблагоприятной социальной среде. Но он может стать причиной этнической нетерпимости.

· Культурный релятивизм – противоположная тенденция, связанная с представлением об относительности культурных норм вообще. Культурный релятивизм позволяет посмотреть на нормы и ценности своей культуры со стороны.

Культурные ассимиляторы помогают освободиться от крайностей этноцентризма. Они предполагают анализ конкретных случаев. Они состоят из описаний ситуаций (обычно 35 - 200), где во взаимодействие вступают представители двух непохожих друг на друга культур. В завершение приводятся четыре интерпретации возможных мотивов поведения участников ситуации – каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Их содержание подбирается таким образом, чтобы представить ситуации, в которых обнаруживаются существенные, наиболее значимые и ключевые различия между сопоставляемыми культурами. Подбор ситуаций должен учитывать взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и пр.

Упражнения и задачи:

Задание 1. Рассмотрите культурные ассимиляторы.

Объясните поведение участников представленного ниже кейса, выбрав из предлагаемых вариантов ответов один наиболее достоверный.

Ситуация 1. «Размолвка с коллегой-иностранцем»: Ивану Васильеву повезло: сразу после окончания института он устроился на работу в совместное предприятие. Очень часто после рабочего дня он вместе со своими немецкими коллегами заходил в бар выпить пива и поболтать. Отношение, как думалось Ивану, из деловых все больше превращались в товарищеские. На следующий день после очередных «посиделок» Иван обратился к сидящему с ним рядом в офисе Мартину Вольфу: «А помнишь, ты вчера рассказывал, как вы с Питером учинили погром в гостинице?» На что последовал резкий ответ: «Иван, занимайся своим делом». Молодой сотрудник оказался обескуражен — вчера они с Мартином были лучшими друзьями, а сегодня такое обращение. Как бы Вы объяснили Ивану причину размолвки с немецким коллегой?

Выберите вариант ответа и обоснуйте свой выбор:

1. Мартин — невоспитанный, грубый собеседник;

2. Мартин убежден, что то, что было рассказано в частной беседе, не стоит предавать огласке;

3. Мартин полагает, что на рабочем месте не стоит говорить о посторонних вещах;

4. Мартину неприятно вспоминать случай из своей прошлой жизни, о котором он рассказал, сильно «употребив».

Обоснование вывода: Я выбрал (а) вариант __, потому что ________

Интерпретация выбора

Вы выбрали объяснение № 1. В представленном тексте нет указаний на невоспитанность германского коллеги. Наоборот, Иван, довольно давно с ним общавшийся, явно обескуражен резким ответом друга. Перечитайте внимательно текст и постарайтесь сделать выбор еще раз.

Вами выбран вариант № 2. Довольно вероятный ответ, поскольку он не противоречит правилам этикета, который диктует, что не следует оглашать публично содержание частной беседы. Но в кейсе не содержатся указания, что коллеги присутствовали при разговоре Ивана и Мартина, сидящих в офисе рядом. Попробуйте еще раз.

Выбрано объяснение № 3? На этот раз Вами выбран лучший из предложенных вариант. Немцы не склонны смешивать отношения дружбы и отношения по работе. Отсюда представители германского бизнеса убеждены, что в пивной за кружкой можно касаться любых тем, а в офисе – только на темы, непосредственно связанные с бизнесом. Русский сотрудник, взаимодействующий с германскими партнерами и не учитывающий в коммуникативных ситуациях данного правила, может прослыть бесцеремонным, бестактным, невоспитанным и даже навязчивым.

Вами выбрано четвертое объяснение. Исключать данный вариант нельзя, и тогда негативная реакция Мартина на высказывания Ивана понятна. Но это объяснение не раскрывает ситуацию полностью. Попытайтесь найти более точное объяснение.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра социальных, психологических и правовых коммуникаций

        

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Методические указания к выполнению практических радот для студентов, обучающихся по направлению 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений»

 

Составители: Власенко Л.В., Иванова З.И., Прядко И.П.

 

              © Национальный исследовательский

                                                            Московский государственный,

                                                            Строительный университет, 2018

 

 

Москва, 2018

 

УДК 301

ББК 60.5

С 69

Рецензент:

 

С 69 Социология. [Электронный ресурс] : методические указания к выполнению практических работ для студентов специалитета очной формы обучения направления подготовки 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений», / М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т, каф. социальных, психологических и правовых коммуникаций ; сост. Власенко Л.В., Иванова З.И., Прядко И.П.

— Электрон. дан. и прогр. (Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2018. — Учебное сетевое электронное издание — Режим доступа: Загл. с титул. экрана.

 

Содержит методические указания по подготовке к практическим занятиям и выполнению практических работ: вопросы для самоконтроля, для дискуссии и самостоятельного решения проблемы; упражнения, задачи, кейсы.

   Методические указания соответствуют темам практических занятий, определенным в рабочей программе по курсу, и опираются на требования ФГОС3+.

Дается обширный список учебных пособий, теоретической и методической литературы к каждой теме для более глубокого усвоения материала, написания рефератов и эссе, подготовки к практическим занятиям и зачету.

   Для обучающихся по направлению  подготовки 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений» очной формы обучения.

 

© Национальный исследовательский

                                                                                  Московский государственный,

                                                                                  Строительный университет, 2018

 

 

Отв. за выпуск — кафедра социальных, психологических и правовых коммуникаций

 

Подписано к использованию. Уч.-изд. л.___ Объем данных

 

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Московский государственный
строительный университет» (НИУ МГСУ).
129337, Москва, Ярославское ш., 26.

Издательство МИСИ – МГСУ.
Тел. (495) 287-49-14, вн. 13-71, (499) 188-29-75, (499) 183-97-95.

E-mail: ric@mgsu.ru, rio@mgsu.ru

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. Общество как объект социологии: социальная структура

и социальные взаимосвязи.

Тема 1.1. Социология как наука и практика. Социология города и градостроительства.

Тема 1.2. Социологическое исследование.

Тема 1.3. Общество: типология, факторы развития.

Социальная структура общества.

Тема 1.4. Социальные взаимосвязи. Социальные институты.

Тема 1.5.Социальные группы и социальные организации.

Тема 1.6. Социальные изменения. Социальные процессы.

Процессы глобализации.

РАЗДЕЛ 2. Культура и личность.

Тема 2.1. Личность как объект социологического

анализа. Социальный контроль и социальные отклонения.

Тема 2.2. Многообразие культур. Межкультурное взаимодействие.

 






РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 489.