Деловая игра «Социологическое исследование»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа выполняется аудиторно, в мини-группах.

Подготовительный этап

1. Подготовительный этап включает в себя разработку программы социологического исследования. Напишите мини-программу по данной теме, придерживаясь определенной последовательности шагов, используя методическое пособие. Оформите используя пример.

2. Кроме подготовки программы, исследовательские группы должны осуществить выбор метода сбора первичной социологической информации, который должен быть адекватен целям и задачам исследования. Разработать необходимый инструментарий (анкету, бланк интервью, карточка наблюдателя и др.). С помощью вы сможете собрать нужную для решения данной проблемы информацию.

Основной этап: Необходимые методы, приемы и средства познания, позволяют перейти от созерцания и интуиции к исследованию, как способу познания, который существует в социологии, используя разработанный инструментарий для сбора первичной информации.

Используйте методическое пособие. Оформите используя пример.

Заключительный этап: Заключительный этап конкретного социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Результатом данной работы становится отчет по социологическому исследованию, выполненный студентами.

В совем отчете студенты должны отметить, как результаты социологических исследований можно использовать при решении социальных проблем возникающих в обществе, группе, организации, в строительной сфере.

Тема 1.3. Общество: типология, факторы развития. Социальная структура общества.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1. Понятие общества. Типология обществ.

2. Понятие социальной структуры. Социальная стратификация и классы.

3. Бедность как социальное явление.

4. Социальная мобильность: сущность, типы и формы.

Цель занятия: сформировать представление о социальной стратификации общества, уметь выделить и анализировать причины социальной дифференциации, социального неравенства, в том числе, и в профессиональной сфере.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов вы сможете:

- уметь применить социологические теории и методы к анализу проблем общества и его социальной структуры;

- анализировать и оценивать текущие социальные изменения и процессы в обществе, группе (коллективе);

Ключевые слова: общество, социальная структура, неравенство, социальная стратификация, рабство, касты, сословия, классы, бедность, социальная мобильность.

Рекомендации по подготовке к теме:

Студентам нужно обратить особе внимание на то, что существует различные концептуальные кодходы к категориям «общество» и «социальная структура общества». Важно понять, что многие зарубежные и отечественные социологи, рассматривают общество как целостность или систему и выделяют ее специфические признаки.

Вопрос второй связан в необходимостью рассмотрения понятий «социальная структура» и «социальная стратификация». При изучении этого вопроса обратите внимание на то, что существует несколько подходов к пониманию социальной структуры. Изучая социальную структуру, исследователи указывают на то, что общество любого типа представляет собой систему социального неравенства. Наиболее востребованными в современных обществах считают теории стратификации К. Маркса и М. Вебера. Ознакомтесь с работами этих авторов. Как определяет социальный статус М. Вебер. Важно обратить внимание на особенности социальной стратификации современного российского общества.

Готовясь по третьему вопросу необходимо отметить то, что бедность является характеристикой лишь части общества. Важно развести понятия бедность и нищета. Выясните, аковы причины бедности в России?

При изучении последнего вопроса, необходимо связать понятия «социальная структура общества» и «социальная мобильность». Обратите внимание на то, какие существуют виды и показатели мобильности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как происходило формирование социальной структуры современного российского общества?

2. Что такое социальное неравенство, его природа и виды проявления в обществах разного типа? Соотношение социального неравенства и социальной справедливости.

3. Каковы основные измерения стратификации. Перечислите и объясните их.

4. Охарактеризуйте типы стратификационных систем?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Актуальные проблемы социальной мобильности в современной России?

2. Основные социальные проблемы, связанные с массовой миграцией?

3. Формирование маргинальных слоев и групп населения. Тенденции развития этого процесса в России.

Упражнения и задачи:

Задание 1. Интерпретируйте понятие «общество».

1.Проведите сравнение традиционного и современного общеста. Дайте иллюстрацию структуры современного российского общества.

2.Что вы видите общего и в чем различие между традиционным и современным обществом?

3.Считаете ли вы, что современное общество характеризуется высокой степенью мобильности и почему?

4.Какие каналы социальной мобильности вы бы выбрали в традиционном обществе и какие каналы мобильности (социальной и профессиональной) вы выберете сейчас?

Задание 2. По оценкам Российского социолога Т. И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества (1990-е годы), составляет примерно 11% от экономически активного населения, что значительно меньше, чем в других странах. К каким социальным, экономическим и политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость структуры современного российского общества? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в современной России?

Задание 3.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 580.