Практическое занятие.
Основные вопросы практического занятия:
1. Глобализация как социальный процесс.
2. Последствия глобализационных процессов и их оценка.
3. Глобализация и регионализация.
Цель занятия: сформировать представления о глобализации как главном направлении социальных изменений, научиться распознавать социальные противоречия в развитии глобального мира.
В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:
· анализировать и оценивать текущие социальные изменения и процессы в обществе, группе (коллективе);
· учитывать возникающие социальные проблемы и противоречия в обществе в определении траектории собственного профессионального поведения.
Ключевые понятия: социальный процесс, глобализация, кризис, цивилизация, регионализация.
Рекомендации для подготовки к практическому занятию.
При подготовке к практическому занятию обратите внимание на то, что в современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями, государствами, растет взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Люди все глубже осознают себя в качестве единой общности, где каждый человек и каждая группа людей связаны со многими тысячами других на Земле. Возросла взаимосвязь и взаимозависимость между фрагментами мировой политической системы, субъектами мировой политики. Параллельно с этим в человеческом обществе мы наблюдаем непрерывную динамику, при которой увеличиваются возможности для контактов между представителями современного человечества. Связи устанавливаются помимо и поверх государственных границ.
Глобализационные процессы современной социологией анализируются в нескольких аспектах: культурно-историческом, структурном, социально-экономическом и политико-идеологическом. При выполнении задания учащийся должен учитывать многоаспектный характер глобализационных процессов. Примем во внимание определение, которое дается глобализации:
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности: экономической, политической, научной, социальной и культурной.
Впервые понятие «глобализация» использовал Карл Маркс, когда в письме Энгельсу сообщал о начале торговли зерновыми между Канадой и Японией. Сегодня, по прошествии более чем ста пятидесяти лет после этого события, и Япония, и Канада — лишь небольшая часть глобальной системы международных отношений. В новых условиях социальные процессы тоже приобретают всеобщий, глобальный характер. Стираются границы между обществами и государствами.
В гражданском обществе и среди экспертов существуют полярные оценки глобализационных процессов. С этим разнообразием оценок студент ознакомится, выполняя задания практической работы и отвечая на вопросы занятия.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких сферах социальной жизни происходит глобализация? Как Вы понимаете смысл этого слова?
2. С какими изменениями в социальной сфере связана глобализация?
3. Каковы направления глобализации? Каковы последствия глобализации?
Вопросы для дискуссии:
1. Можно ли остановить глобализационный процесс?
2. Каково место и роль России в глобализационном процессе?
Вопросы для самостоятельного решения проблемы:
1. Каково соотношение позитивных и негативных последствий глобализации?
2. Что означает термин глокализация? Объясните. Является ли глокализация альтернативой глобализации?
Упражнения и задачи:
Задание 1. Подготовка мини-докладов на тему: «Глобализация: светлое будущее или капкан цивилизации?». Докладчики должны сформулировать свое отношение к глобализации и дать ответ на вопросы:
1. Увеличивает или уменьшает глобализация социальное неравенство и неравенство между бедными и богатыми странами?
2. Каково Ваше собственное отношение к общественно-политическим событиям, происходящим в глобальном мире.
Прослушав доклады и выступление оппонентов, вам требуется индивидуально сравнить тезисы их авторов, заполнив таблицу:
Глобализация в оценке экспертов
Глобализация уменьшает неравенство между странами | Глобализация увеличивает неравенство | Глобализация не влияет на этот процесс | Особенности подачи материала докладчиком. | |
Докладчик А | ||||
Докладчик Б | ||||
Докладчик С |
Обсудите доклады в группах. Ответьте на вопросы: Чья точка зрения представляется Вам более обоснованной? А как бы Вы ответили на данный вопрос?
Задание 2. Мироые и региональные кризисы.
Рекомендации для подготовки задания: В рамках глобальной системы международных отношений мы выделяем региональный уровень. Именно на этом уровне происходит сложный процесс изменения отношений между государством и гражданским обществом. Новые виды таких отношений порождают кризисы. В задании, представленном ниже, студенты должны проанализировать ситуацию в одной из небольших частей глобального мира, предложат свои варианты разрешения социального кризиса.
Решите кейс. «Кризис в Испании …»
«Кризис в Испании обнажил проблемы в разных сферах жизни — не только новые, но и старые, решение которых откладывалось. Большая, чем в др. странах Европы, острота кризиса объясняется тем, что негативные эффекты наложились на структурные диспропорции, нерешенные социально-экономические проблемы. Кризис ударил по 3-м несущим опорам испанской модели экономического развития — строительству, иммиграции и туризму. В период кризиса выявились недостаточная диверсификация, технологическая отсталость. Уровень социального неравенства в Испании — самый высокий в Западной Европе. Доходы 10% богатых в 7,6 раза превышают доходы бедных. В 2010 г. 21,8% жили ниже уровня бедности. В состоянии кризиса пребывает политическое представительство граждан. В партиях отсутствуют открытые дискуссии. Явные черты недемократизма присущи и избирательной системе. В реформировании нуждается судебная система Испании. Хотя конституция установила принцип независимости судебной власти, на практике эта независимость не реализуется. Требует перемен и система автономий. В начале ХХI в. выявилась ее неспособность ответить на вызовы националистических сил во многих автономных сообществах (в Стране басков и Каталонии), которые стремятся изменить правила игры с центром. Ко всему сказанному следует добавить широкомасштабную коррупцию в разных сферах жизни.
После начала глобального кризиса правительство приняло пакет антикризисных мер (инвестиции в общественные работы, снижение ставки банковского процента, увеличение финансирования предприятий, отмена или сокращение отдельных налогов, программа поддержки экспорта и т. д.). Но программа антикризисных мер не принесла результата. Безработица и внешняя задолженность, продолжали усиливаться. …»
Сформулируйте отношение к анному общественно-политическому событию и обсудите в группе следующие вопросы:
1. В чем проявляются противоречия современного развития общества в описываемой европейской стране?
2. Какие социальные риски, по мнению автора, выявил мировой экономический кризис в современной Испании? Являются ли эти события специфичными для Испании?
3. Какие общественно-политические события, аналогичные испанским, характерны для других обществ? Приведите примеры.
4. Какие внутриэкономические и социальные аспекты кризиса отражены в данном тексте (происходившие в данной стране, общемирового характера)? В чем сильные и слабые стороны авторского анализа?
5. Согласны ли Вы с авторской оценкой происходящего? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3. Ознакомьтесь с материалами, посвященными «испанской» теме, в СМИ, в Интернете, вспомните теле- и радиопередачи на данную тему. Ответьте на вопросы:
1. Подтверждают ли они выводы, сделанные автором приведенного отрывка?
2. Какие прогнозы на будущее Вы можете дать, опираясь на доступный Вам материал?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 453.