Дискуссия: Проблемы происхождения неравенства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На практическом занятии по социологии между студентами возник спор о происхождении и основах неравенства.

1 студен т: Мне кажется, что неравенство в различных обществах зависит от оценки важности разхнообразных видов деятельности. Для того, чтобы поощрить наиболее способных членов общества заниматься наиболее значимыми из них, общество открывает им доступ к социально значимым ресурсам, обеспечивает льготы и привилегии, определяя тем самым высокий престиж.

2 студент: К сожалению, не могу согласиться с тобой. Сплошь и рядом в современных обществах более высокие социальные позиции занимают не столько способные сколько наиболее богатые и состоятельные члены общества. Я думаю, что основой социального неравенства является экономическая дифференциация общества. Те социальные группы, которые контролируют средства производства, занимают более высокое положение в обществе по сравнению с теми, кто не может осуществлять подобный контроль. Именно объем собственности определяет отношение к тому или иному классу.

1 студент: Безусловно, экономические факторы влияют на социальные различия. Однако коренную причину социальной дифференциации я усматриваю в необходимости качественного исполнения функций социальной системы. Эта необходимость должна порождать закрепление за определенными группами специфических ролей и специализации в определенных областях деятельности.

3 студент: По моему мнению, неравенство не является одномерным, на него влияют не только экономические аспекты, такие как богатство и собственность, но и власть и престиж.

4 студент: Мне кажется, что в современносм обществе неравенство проистекает из неравного распределения власти и авторитета. Собственность и богатство лишь одни из форм реализации власти. Источниками же авторитета могут также выступать знания, образование, квалификация, необходимые навыки и умения и многое другое. Поэтому положение об экономических факторах детерминациинеравенства можно сегодня считать устаревшим и, в значительной степени, утратившим свою теоретическую ценность.

Задание:

1.Какая точка зрение, по вашему мнении, является наиболее убедительной и аргументированной?

2.Сформулируйте собственную позицию по обсуждаемому вопросу, аргументируйте.

ТЕМА 1.4. Социальные взаимосвязи. Социальные институты.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:   

1. Социальные институты современного общества. Семья, религия, образование как социальные институты .

2. Функции и дисфункции института строительства.

Цель занятия: приобрести умение анализировать структуру социальных институтов и социальные процессы, протекающие в различных институтах, определять функции и дисфункции институтов, выявлять социальные потребности в реформировании тех или иных социальных институтов.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов вы сможете:

1) анализировать процессы, протекающие в социальных институтах;

2) выделить дисфункции в строительной отрасли и наметить пути по их ликвидации.

Ключевые слова: социальные связи, социальное заимодействие, социальный институт, социальные функции, дисфункции, социальные роли.

Рекомендации по подготовке к теме:

При подготовке на первый вопрос нужно понять причины возникновения социальных институтов, их функции и роли в обществе. 

В качестве примера предлагается рассмотреть важнейшие для общества инстиуты семьи, образования и религии. Нужно обратить внимание на то, что процессы глобализации и культурной унификации, смены ценностных систем сказываются на состоянии семьи и брака. Институт семьи переживает трудности. Некоторые исследователи говорят о кризисе традиционной семьи. В обществах западного индустриального типа увеличивается количество разводов, растет число одиноких людей, снижается рождаемость, юридически закрепляются однополые браки. Особое внимание следует уделить анализу института семьи в России.

При анализе института религии особое внимание следует уделить анализу религиозного сознания и религиозного поведения молодежи. На основе результатов социологических опросов можно рассмотреть степень распрстраненности религиозных идей в молодежной среде.

При анализе института образования следует дать характеристику высшего образования сегодня. В рамках самстоятельной работы можно подвергнуть анализу учебные планы и рабочие программы в МГСУ и отметить, как отражается в них соответствие требованиям Болонского соглашения.

Рассмотрение второго вопроса дает студентам возможность осуществить анализ своей будущей профессиональной среды. Необходимо изучить сруктуру института строительства и выделить его основные явные и латентные функции, дисфункции. Институт строительства, как никакой другой, сегодня демонстрирует действие дисфункций. Найдите дисфунции в строительлной сфере России и дайте их характеристику.  При подготовке к занятию рекомендуется также ознакомиться с понятиями «устойчивое строительство», «зеленое строительство», «биоклиматическая архитектура», «климатозащитное строоительство» и изучить рекомендованную литературу. 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины возникновения социальных институтов?

2. Каковы основные признаки социальных инситутов?

3.  Каковы основные функции инстиитута семьи, религии, оюразования.

4. Что такое «функции» и «дисфункции» социальных институтов?

Вопросы для дискуссии:

1. Каковы достоинства и недостатки Болонской модели образования?

2. С чем Вы связываете дисфункции в строительной сфере? Каковы причины их возникновения?

3. Что означает понятие «устойчивое строительство»? Каковы основные характеристики «устойчивого строительства»?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы?

1.Изучите Концепцию устойчивого развития ООН. Выделите основные направления и ответьте на вопрос, как в сфере строительства можно обеспечить устойчивое развитие.

2. Что такое климатозащитное строительство? Как Вы могли бы реализовать эту стратегию в будущей профессиональной рдеятельности?

3. Что означает понятие «Образование в течение жизни» (Lifelong learning)? Как обеспечивается такое образование?

Упражнения и задачи:

Задание 1. Дисфункции в институте строительства.

Заполните таблицу, отразив в ней известные вам социальные дисфункции строительной сферы и возможные направления деятельности органов государственного и муниципального управления по нейтрализации этих дисфункций.

Социальные дисфункции строительной сферы Возможные направления деятельности органов государственного и муниципального управления по нейтрализации этих дисфункций.
   

 

Задание 2. Проблема реновации жилья в Москве.

Используя современные информационные ресурсы, применяя навыки сбора и анализа социологической информации, дайте комплексную характеристику экономических, градостроительных и социальных причин, обусловивших необходимость и возможность масштабной программы реновации жилья, осуществляемой в настоящее время в Москве:

Экономические причины: __________________________________________

Градостроительные причины: ______________________________________

Социальные причины:_____________________________________________

Задание 3. Групповая работа по проблеме «Какие компетенции формирует дисциплина «Социология»?

Составьте группы из 5 человек, внимательно изучите компетенции, обозначение в ФГОС3+ для специалистов по направлению «Строительство», обсудите и постарайтесь прийти к общему взгляду. Затем представитель каждой группы знакомит с результатами всю студенческую группу и отвечает на вопросы.

Задание 4. Дискуссия «Строительный комплекс в Европе, Азии и России». Для проведения дискуссии 4 студента заранее готовят сообщения и представляют в аудитории. Другая группа студентов (4 чел.) готовит вопросы для дискуссии.

Тема 1.5. Социальные группы и социальные организации.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1 Понятие социальной группы. Виды социальных групп.

2. Малая группа. Коллектив и команда. Групповая динамика.

3. Социальная организация: типы и виды.

4. Организационный конфликт и способы его разрешения.

Цель занятия: сформировать представление о социальной группе, организации, их структуре, процессах в них реализуемых.

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

-осознавать и анализировать социальные проблемы в группе (коллективе) в сфере своей профессиональной деятельности;

-работать самостоятельно и осуществляя взаимодействие, сотрудничать с другими членами группы;

-принимать ответственные решения в нестандартных социальных ситуациях при осуществлении деятельности в группе.

Ключевые понятия: социальная группа, организация, структура группы, структура организации, малая группа, групповая динамика, коллектив, команда, конфликт, бюрократия.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

Приступая к рассмотрению данной темы, необходимо разобрать понятие «социальная группа» и понять специфику социологического подхода к ней. Студентам, при изучении темы, необходимо остановиться на изучении тех социальных критериев, по которым выделяются социальные группы из других социальных общностей. Важно понять, что не всякую социальную общность мы можем называть «социальной группой». Обратите внимание на виды социальных групп, рассмотрите их значение для человека. Изучая структуру социальной группы определить роль формального и неформального лидера в группе, рассмотреть понятие групповой динамики. Студентам необходимо отметить следующие процессы групповой динамики – руководство и лидерство, нормообразование, конфликты, принятие групповых решений и других.

Особую позицию в типологии групп занимает коллектив. При изучения данного вопроса обратите внимание на признаки трудового коллектива и этапы его формирования. Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Дайте характеристику команде, перечислите виды команд.

При ответе на третий вопрос необходимо дать определение социальной организации, отметив особенности и отличительные признаки организационной деятельности, условий возникновения и существования. Говоря о модели организации, студенту необходимо остановится на ее структурных элементах (целях, технологиях, членах организации и особенно социальной структуре). Рассуждая об организациях необходимо указать выполняемые ими функции и дать их классификацию.

При изучении данного вопроса необходимо остановиться на понятии «бюрократия» введенного немецким социологом М. Вебером. Рассмотрев специфические свойства бюрократии, важно представить ее как идеальный тип управления организации, вместе с тем отмечая определенные недостатки.

Социальные конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни, являясь неизбежным свойством социальной системы. Особенность такого взаимодействия состоит в том, что его результаты могут привести как позитивным последствиям (развитию личности, группы или организации), так и негативным последствиям.

При рассмотрении последнего вопроса, необходимо обратить внимание на определение причин конкретного организационного конфликта, на выявление его характеристик. Важным моментом в ответе на данный вопрос является знание студентом классификации существующих в организациях конфликтов, поскольку от этого может зависеть выбор стратегий управления конфликтной ситуацией. Ответ желательно иллюстрировать примерами.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия «социальная группа»?

2.Что заставляет людей создавать организации? Какой эффект при этом наблюдается? Какие виды строительных организаций вы знаете?

5.Как формируется социальная структура организации? Что понимается под термином «бюрократия»?

7.В чем причины социальных конфликтов в строительных организациях?

Вопросы для дискуссии:

1.Какова роль социальной группы в жизни человека? Какие группы имеют наибольшее влияние на индивида?

2. Каково соотношение понятий «команда» и «коллектив»?  Почему сегодня больше используется понятие «команда»?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Постройте простейшую схему организации и обозначьте ее основные элементы.

2. Изучите социальную структуру города. Выделите современные городские сообщества.

Упражнения и задачи:

Задание 1. Изучение внутригрупповой структуры. Составьте группы из 5-7 человек и проанализируйте неформальную структуру вашей учебной группы. Разработайте социометрическую карту для проведения социометрического анализа группы. Опишите процедуру социометрического исследования по этапам. Затем составьте схему и представьте ее всей учебной группе для обсуждения.

Задание 2. Решите кейс.

Ситуация 1. Вы приняли на работу молодого способного специалиста П., который превосходно справляется с поставленной задачей, хорошо и качественно выполняет свою работу, но резок и заносчив в общении с коллегами.

Задание. Предложите ваши варианты действий.

Ситуация 2. Ваши подчиненные обращаются к вам за советом, подходят к вам с личными и конфиденциальными вопросами, которые никак не связаны с выполняемой работой.

Задание. Предложите ваши варианты действий.

Задание 3. Современная организация.

Ответьте для себя на вопрос, что такое организация? Прочитайте приведенные ниже определения организации и назовите наиболее точные, на ваш взгляд, определения. Аргументируйте свой ответ.

Организация-это:

1. Деятельность, направленная на упорядочение, регулирования процессов; 2. Учреждение, объединяющее множество людей для достижения определенных целей; 3. Группа взаимодействующих людей;

4. Не менее двух человек, непосредственно работающих для достижения общей цели; 5. Субординация должностей и распределение функции в учреждении.

Задание 4. Характеристики рациональной бюрократии. Макс Вебер выделил в качестве обязательных условий «идеального типа» бюрократии несколько характеристик. В таблице перечислены эти характеристики и приведено их описание. Назовите пропущенные характеристики и сформулируйте их содержание.

Характеристика «идеального типа» бюрократии Содержание
1.Специализация 1) Каждому подразделению вменяются определенные обязанности и ответственность, вся деятельность регламентирована системой последовательных правил и указаний, которые координируют основные задания и единообразие их выполнения независима от изменений в персонале
2.Иерархия 2) Каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре, имеющих вид пирамиды, и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству.
3.? 3)?
4.Безличность 4) Работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет.
5.? 5)?

 

1) Рассмотрите бюрократию как явление в строительной сфере? Аргументируйте свой ответ.

2) Бюрократия и бюрократизм – в чем вы видите разницу? Аргументируйте свой ответ.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 504.