Тема 1.1. Социология как наука и практика. Социология города и градостроительства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия:

1. Социологические методы в практике изучения социальных проблем.

2. Социальные процессы в современном городе, их отражение в сфере строительства и градостроительства.

3. Социальные аспекты, связанные со строительством уникальных зданий и сооружений: практические решения.

Цель занятия: рассмотреть социологические методы анализа социальных проблем; ознакомиться со спецификой социологии города и методами анализа социальных проблем градостроительства и сферы строительства; приобрести способность выделять социальные проблемы, связанные со строительством уникальных зданий и сооружений.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- анализировать и оценивать текущие социальные процессы в обществе, городе, сфере градостроительства и строительства, группе (коллективе);

-  анализировать социальные и социоэкологические проблемы высотного и подземного строительства. 

Ключевые слова: социологические методы, опрос, наблюдение, урбанизация, субурбанизация, агломерация, социоэкология, градостроительный конфликт, публичные слушания.  

Рекомендации по подготовке к теме:

При подготовке к первому вопросу студентам следует обратить внимание на то, что социология имеет возможность более глубокого проникновения в суть и содержание происходящих социальных процессов. Применяемые социологией методы позволяют обеспечить системный подход к анализу социальных явлений. Например, при изучении потребностей и намерений выпускников вузов по трудоустройству мы можем использовать сравнительный метод для того, чтобы посмотреть тенденцию по траекториям трудоустройства выпускников за последние 5 или 10 лет. Это нам позволит создать типичную модель сегодняшнего выпускника с его предпочтениями в занятии должности и в величине заработка. Следовательно, государство и общество должны быть готовыми к удовлетворению запросов выпускников и прогнозировать создание рабочих мест в будущем. Статистический метод позволит нам посмотреть, какой процент выпускников предпочтет работать по специальности, какое количество выпускников намеревается сменить род деятельности, сколько выпускников займется практической деятельностью, а какое количество уйдет в науку или образовательную деятельность. Для того, чтобы применить статистический метод, мы должны использовать собственно социологические методы оопроса, анализа документов.

При подготовке ко второму вопросу нужно ознакомиться с особенностями современного этапа урбанизации: процессами субурбанизации, рурурбанизации, увеличения числа и объема агломераций, мегаполисов, глобальных городов. Все эти новые тенденции порождают множество специфических социальных проблем, которых не было раньше. Например, миграционные процессы порождают в городах сегрегацию. Возникают этнические гетто с повышенной криминогенной ситуацией, опасностями возникновения конфликтов. Еще одно проявление современной сегрегации – джентрификация, которая означает превращение отдельных райнов города, в основном исторических центров) в элитные закрытые районы состоятельных людей.

Третий вопрос касается сферы строительства уникальных зданий и сооружений. Например, высотное или подземное строительство порождают большое количество социальных и социально-психологических проблем: обеспечение безопасности людей, находящихся в зданиях, естественное освещение, озеленение, вентиляция, водоснабжение и другие.

 Особые опасения вызывает негативное воздействие высотных зданий на биосферу и здоровье людей. По нормам инсоляции высотные здания требуют расстояний между строениями не менее 100 метров. Нижние этажи домов оказываются затененными даже при соблюдении норм. Вторые и третьи этажи тоже испытывают дефицит естественного освещения: качество жизни в данном месте ухудшается. Также соседство высокого дома может нарушить права соседей-владельцев собственности.

Все градостроительные проекты, которые затрагивают интересы горожан, должны проходить через публичные слушания. Рекомендуется изучить пример проведения публичных слушаний по какому-либо градостроительному проекту в Москве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась эмпирическая социология?

2. Какие методы социологических исследований чаще всего применяются на практике?

3. Каковы основные направления исследования города?

4. Какие методы социологических исследований применяются в практике градостроительства?

5. Каковы основные причины возникновения градостроительных конфликтов?

Вопросы для дискуссии:

1. В рамках каких теорий можно объяснить современные урбанистические процессы?

2. Каково будущее высотного строительства? Удастся ли решить социальные проблемы, порождаемые высотными зданиями?

3. Каковы социальные нормативы подземного строительства?

Вопросы для самостоятельного решения проблемы:

1. Рассмотрите в проектах современных известных архитекторов (Н.Фостера, К. Курокама, Р. Роджерса, З. Хадид и др.) методы решения социоэкологических проблем.

2. Дайте характеристику функций города по работе М. Вебера «Город».

Упражнения и задачи:

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1) Согласны ли вы с тем, что практическое значение социологии заключается в:

- получении реальной картины состояния общества;

- углублении самопознания и самопонимания;

- нахождении причин возникновения социальных проблем;

- восприимчивости к культурным различиям;

-выработке и отстаивании собственной гражданской позиции.

Аргументируйте свой ответ. Приведите свой пример применения знаний социологии на практике.

Задание 2. Решите кейс.

По решению администрации района вблизи города Светогорск отведено место для захоронения ядовитых бытовых отходов. Администрация района об этом не объявляла, но при отведении земельного участка получила большую сумму, которую планировала потратить на строительство новой школы и открытого спортивного комплекса для населения. Из сообщений газет и сюжетов по телевидению горожане узнали о том, что отходы опасные и через несколько лет могут оказать отрицательное воздействие на экологическую среду города (испарение ядовитых веществ попадают в воздух, посредством осадков загрязняется вода и так далее).

Задание:

1. Как могли бы быть удовлетворены интересы жителей, которые были наиболее ущемлены, ведь школа и спортивный комплекс необходимы району, но отходы вредят здоровью

2. Какие действия, на ваш взгляд, могут быть предприняты жителями?

3. Сформулируйте собственное отношение к данному общественно-политическому событию.

Тема 1.2. Социологическое исследование.

Практическое занятие.

Основные вопросы практического занятия.

1. Стратегия и методология конкретно-социологического исследования.

2. Этапы социологического исследования.

3. Программа социологического исследования.

Цель обучения: ознакомление студентов с возможностями использования конкретно-социологического исследования для решения социальных проблем, возникающих в сфере строительства. 

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- анализировать и оценивать текущие социальные изменения и процессы в обществе, группе (коллективе);

- работать самостоятельно и осуществляя взаимодействие, сотрудничать с другими членами группы;

- собирать и анализировать социологическую информацию при помощи социологических методов с целью принятия решения в нестандартных ситуациях;

- осознавать и анализировать социальные проблемы в группе (коллективе) в сфере своей профессиональной деятельности.

Ключевые понятия: прикладная социология, социологическое исследование, социальная проблема, программа исследования, методы исследования, социологический инструментарий, социологический отчет, репрезентативность.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

При подготовке к практическому занятию студенты должны обратить внимание на то, что цели конкретно-социологических исследований практические, они направлены на решение какой-либо назревшей проблемы в обществе.

Например, социологическое исследование в строительной сфере:

- направлено на изучение проблем строительной отрасли - отсутствие кадров, поиск причин социальных конфликтов в строительных организациях, выявление факторов нарушения условий труда и других отклонений в организации труда;

- рассматривает в качестве объекта профессиональные, демографические, территориальные, этнографические группы и общности, занятые строительным трудом и строительные организации, представляющие субъекты строительной деятельности.

КСИ поможет обнаружить социальные проблемы в строительной отрасли и оперативно их решить. Именно результаты социологического исследования могут стать основой для принятия решений по повышению эффективности функционирования строительной организации благодаря преодолению существующих в ее деятельности проблем.

Готовясь к практическому занятию по данной теме, студенты должны осуществить ряд организационных мероприятий: 1) Объединиться в мини-группы по 3-5 человек, для проведения учебного социологического исследования; 2) Выбрать социальную проблему, существующующую в современном обществе или, например, в строительной сфере, которая на их взгляд, является наиболее актуальной, интересной и перспективной в плане изучения (можете использовать направления и темы, предложенные ниже); 3) Собрать уже имеющуюся, вторичную информацию о выбранной ими проблемной ситуации. Источником информации могут служить – научные книги, научные статьи, результаты научных исследований и т. д.

Основная часть работы будет осуществляться в минигруппах, аудиторно.

Направления исследований:

- социальные аспекты урбанизации;

- миграция городского населения;

- социальная направленность жилищной политики;

- социально-демографические и этно-конфессиональные аспекты градостроительства;

-управление градостроительными процессами и др..

Темы исследований:

1) Проблема адаптации молодежи к условиям организации и требованиям общества.

2) Бюрократизм в системе управления строительной организацией: возможности минимизации с позиций студенчества.

3) Исследование наиболее значимых для студентов референтных и целевых группы (исследование их признаков и условий вхождения в них).

4) Точечная застройка: плюсы и минусы.

5) Образ государственной власти в представлении российской молодежи.

6) Реновация – перспективы развития городской среды.

7) Карьерные стратегии выпускников-строителей.

8) Проблемы ЖКХ и возможности их разрешения. (список может быть расширен).

Вопросы для дискуссии:

1. Какие социологические методы наиболее эффективны для изучения современного общества?

2. Как соотносятся методы социологического исследования (опроса) и изучение общественного мнения?

3. Какие основные качества должны быть присущи выводам и рекомендациям, составляющим заключительную часть исследования.

Упражнения и задачи:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 443.