1. МПБ как педагогическая наука. Отличия школьных разделов биологии (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии и др.) от соответствующих разделов биологических наук. Проблемы и задачи МПБ на современном историческом этапе.
2. Методика преподавания биологии как наука и учебная дисциплина.
1. Система средств обучения биологии, их классификация и дидактические функции.
3. Развитие школьного естествознания о второй половине XVIII в. Государственная реформа среднего образования. Деятельность В.Ф. Зуева. Первый учебник по естестознанию для народных школ.
4. Развитие школьного естествознания в первой половине XIХ в. Деятельность А.М. Теряева. Причины разития школьных естественно-научных дисциплин после 1912 г. и запрещения преподавания естествезнания после 1928 г.
5. Развитие школьного естествознания во второй половине XIX. Причины возвращение естествознания в средние учебные заведения 1846-1848 гг. Деятельность А. Любена, А.Я. Герда, А.Н. Бекетова.
6. Борьба старой петербургской и новой московской школ методики
преподавания естествознания. Деятельность Б.Е. Райкова и
Б.В. Всесвятского.
7.Развитие школьных предметов “естествознание” и “биология”. Линейная и концентрическая системы изложения биологического содержания.
8. Биологическое образование на разных исторических этапах: социальный заказ, цели, содержание и структура (советский и постсоветский
периоды). Роль биологического образования в формирования современной личности.
9. Содержание и особенности школьной биологии. Критерии отбора содержания. Развитие основных биологических понятий в школьном курсе биологии.
10. Методы преподавания биологии. Классификация по
Н.М. Верзилину и В.М. Корсунской.
11. Методические приемы. Что такое методический прием? Классификация по Н.М. Верзилину и В.М.Корсунской.
12. Цель, объекты и предмет изучения методики преподавания биологии, ее задачи.
13. Методы активизации познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
14. Система форм преподавания биологии. Краткая характеристика форм преподавания биологи в школе. Урок биологии. Структура урока. Проблемный урок.
15. Принципы и правила организации и проведения школьной биологической экскурсии. Ботанические и зоологические школьные экскурсии, их общие черты и отличия.
16. Воспитание в процессе преподавания биологии в разные периоды истории нашего государства: в дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
17. Внеурочные и внеклассные занятия. Домашние работы по биологии и их разнообразие. Организация фенологических и других наблюдений. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа школьников, природоохранная деятельность в школе.
18. Материальная база преподавания биологии. Оборудование кабинета
биологии. Живой уголок и принципы подбора животных. Теплица. Учебно-опытный школьный участок и организация урочных и внеурочных работ на этой базе.
19. Годовое, тематическое и поурочное планирование работы учителя.
Значение планирования в процессе преподавания биологии. Учет знаний на уроке биологии. Система школьных отметок в России и зарубежных странах.
20. Структура современного урока биологии. Межпредметные связи в
преподавании биологии.
21. Лабораторная работа как форма обучения биологии.
22. Формирования знаний, умений и ценностных ориентаций на уроках
биологии в среднем школьном возрасте. Общественно-полезная работа учащихся в процессе изучения биологии, ее формы и методы.
23. Формирование основных понятий в курсах ботаники и зоологии.
24. Правила проведения ботанических и зоологии экскурсий в природе.
25. Формирования знаний, умений и ценностных ориентаций на уроках
биологии в старших классах.
26. Формирование основных понятий в курсах анатомии и физиологии общей биологии. Лабораторные работы и решение биологических задач в старших классах.
27. Методика подготовки и проведения урока освоения новых знаний.
28. Рефлексия в обучении биологии. Методика организации рефлексии на уроках биологии.
29. Организация биологического образования на основе компетентностного подхода. Виды компетенций в школьной биологии.
30. Урок как основная форма организации обучения биологии. Требования к школьному уроку биологии.
31. Проблемный подход в обучении биологии.
32. Современные проблемы методики преподавания биологии
33. Лабораторные работы в системе обучения биологии.
31. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
35. Комплексный подход к обучению биологии. Личностноориентированная и практическая направленность подготовки учащихся.
36. Методика подготовки и проведения уроков систематизации и обобщения знаний и умений.
37. Формирование экологической культуры на уроках биологии.
38. Внеурочная учебная деятельность учащихся по биологии.
39. Дидактическая модель изучения темы (по указанию преподавателя).
40. Методика применения аудиовизуальных средств обучения биологии.
41. Внутрипредметные и межпредметные связи школьного предмета «Биология».
42. Методы и виды контроля достижений учащихся по биологии.
43. Личностно-ориентированные технологии обучения биологии.
44. Система средств обучения биологии, их классификация и дидактические функции.
45. Школьный эколого-биологический комплекс. Организация работы учащихся на пришкольном учебно-опытном участке.
46. Мотивация учебной деятельности учащихся, факторы формирования познавательного интереса к биологии.
47. Содержание школьного биологического образования, принципы его построения.
48. Модульное обучение в системе школьной биологии.
49. Тестирование как форма контроля учебных достижений учащихся.
50. Технологии развивающего обучения биологии.
51. Материальная база обучения биологии. Школьный кабинет биологии.
52. Биологические понятия как основные дидактические элементы знаний. Виды биологических понятий. Методика формирования школьных биологических понятий.
53. Типы и виды школьных уроков биологии по дидактическим целям. Структура уроков биологии разных типов.
54. Характеристика наглядных методов обучения биологии.
55. Методика подготовки и проведения уроков контроля и коррекции знаний и умений.
56. Цели и задачи биологического образования в средней школе.
57. Внеклассная учебная деятельность учащихся по биологии.
58. Методика использования вербально-информационных средств обучения биологии.
59. Технологии развивающего обучения биологии.
60. Мониторинг учебных достижений учащихся: использование уровневых отметок при оценке умений излагать биологический материал, отвечать на вопросы, решать задачи.
62. Подготовка учителя к уроку биологии. Перспективное и поурочное планирование. План-конспект школьного урока биологии.
63.Характеристика словесных методов обучения биологии.
64.Классификация умений в школьной биологии. Методика формирования биологических умений.
65.Деятельностный и развивающий характер обучения биологии.
Приложение 6
Дата: 2018-12-21, просмотров: 599.