1.Система форм обучения биологии.
2.Урок – основная форма обучения биологии. Требования к уроку. Система уроков. Структура урока. Типы и виды уроков.
3.Экскурсии, их виды; место и значение в обучении.
4.Внеурочные работы как форма обучения. Требование к внеурочным занятиям. Виды внеурочной деятельности.
5. Внеклассная работа и ее значение в обучении биологии.
1. Форма обучения отражает внешнюю сторону организации этого процесса, его конструкцию, определяющуюся количеством, степенью самостоятельности учеников, характером деятельности и взаимосвязи участников процесса обучения. Согласно этим критериям выделяют три основные формы обучения: индивидуальную, классно-урочную и лекционно-семинарскую.
Индивидуальное обучение – исторически самая ранняя форма, возникшая еще в первобытно-общинном строе. Позже, когда в общем процессе воспроизводства общественной жизни выделились отдельные люди, чьей основной деятельностью была передача опыта младшим поколениям, каждому учителю приходилось брать несколько учеников. Однако основная особенность индивидуальной формы, заключающаяся в том, что учитель одновременно работает только с одним ребенком, сохранялась. Начало и окончание занятий, содержание и сроки обучения для каждого ученика были различны. В настоящее время индивидуальное обучение используется в форме индивидуальных консультаций, занятий с репетитором, в специальном обучении (некоторые виды спортивных тренировок, обучение игре на музыкальном инструменте и т.п.).
Классно-урочная форма обучения возникла в ответ на запросы практики совершенствовать организацию процесса обучения так, чтобы он мог охватить большее количество учащихся. Теоретическую разработку этой наиболее распространенной формы осуществил Я.А. Коменский еще в XVII веке. Классно-урочная форма обучения предполагает распределение всех учащихся в классы по возрастам, постоянный состав класса на весь период обучения, общие занятия, идущие по одному учебному плану и единым учебным программам, наличие единого учебного года, каникул, расписания занятий. Основной единицей занятий является урок–часть процесса обучения, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников. Типы уроков могут выделяться в зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности, методов обучения, конкретных педагогических задач, решаемых в процессе урока.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее гибкую и разнообразную структуру, а также сводящее к минимуму репродуктивную деятельность ученика. Как правило, такие уроки строятся на отношениях взаимопонимания с учениками, требуют отказа от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении, предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную творческую деятельность. В таких уроках решаются многие дидактические проблемы: реализации воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса, мотивации учения, связи теоретических знаний с практикой, активности учащихся и прочности результатов обучения Урок органично дополняется другими формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся, из которых в школе наиболее распространены консультации, домашняя работа, дополнительные занятия, экскурсии, предметные кружки, олимпиады.
Лекционно-семинарская форма обучения зародилась с созданием первых университетов. Она используется, в основном, в практике высшего и послевузовского образования, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности и сформированы общеучебные умения и навыки. Основными характеристиками такой формы обучения выступают: разделение учебного года на два семестра и выделение в конце каждого семестра экзаменационной сессии; наличие лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ, зачетов и экзаменов; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы студентов; большой удельный вес самостоятельной работы, которая носит не только учебно-познавательный, но и научно-исследовательский характер.
Индивидуальная работа характеризуется отсутствием контакта между учениками и, как правило, представляет собой самостоятельную работу над конкретным заданием. Несмотря на широкое распространение, классно-урочная система обучения имеет такие недостатки, как уравнительный подход к учащимся, ориентированность на среднего ученика, невозможность полного учета и развития индивидуальности, стандартное построение урока. Педагогическое совершенствование процесса обучения привело к появлению различных технологических структур занятий, а также нестандартных уроков.
2. Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям: урок изложения и усвоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок выработки умений и навыков, обобщающий урок, урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок.
Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов). Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К.Д. Ушинский.
Типы и структура уроков.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Типы.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б.П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1. Изучение нового материала.
2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5. Комбинированный или смешанный урок.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 544.