Тема 8 Средства обучения биологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Система средств обучения. Классификация средств наглядности.

2. Подбор средств обучения к разделам курса.

1. Средства обучения - разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебнойдеятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные, средства. Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения иксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности.

Реальные, или натуральные, объекты - это микропрепараты, организмы живые или фиксированные. Реальные свойства изучаемых объектов могутвосприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов, экосистем, круговорота веществ и пр. Сюда же относятся схемы,

фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например, модель ДНК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Как особая группа изобразительных пособий, выступают компьютерные мультимедийные средства обучения.

Словесные, или вербальные средства - это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроль за достижениями), тесты и рабочие тетради. Средства обучения, которые фиксируют учебное содержание, обычно используются для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в среднейшколе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность», так как его используют длявыражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность как средство обучения предназначена для создания уучащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной.

Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование - вспомогательные. Среди технических, как особую группу часто выделяют аудио-визуальныесредства, в том числе средства статической экранной проекции, динамической, а также звуковые. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, нои при других форма обучения биологии. Средства наглядности на основании их характера и значения в обучениибиологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные.

Итак, среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО). В свою очередь, натуральные наглядные пособия, используемые на урокахбиологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные средства наглядности подразделяют на плоскостные (рисованные) и объемные.

Средства обучения в самом широком смысле - это все то, с помощью чего осуществляется этот процесс. К ним относят: виды деятельности: учебно-познавательную, игровую, трудовую, коммуникативную; микросреду, микросоциум (малую группу), естественную, природную и искусственную; слово – «живое» слово, аудиозапись, учебные пособия; образ - аудиальный, визуальный (натуральные объекты, видеопродукция, макеты, иллюстрации и т.д.); орудия и приспособления – здания, мебель, компьютеры, аудио-, видеотехнику, лабораторное оборудование, материалы, инструменты. В узком смысле к средствам обучения относят материальные и материализованные (изображенные схемы, воспроизведенные фильмы, электронные обучающие системы и т.п.) орудия деятельности учителя и учеников.

Средства обучения должны реализовать следующие основные дидактические функции:

– компенсаторность - облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

– информативность - хранение и передача необходимой для обучения информации;

– интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления в целом и по частям;

– инструментальность - безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

Учебник как форма фиксации содержания образования на уровне учебного материала и как средство обучения, средство управления самостоятельной работой учащихся и студентов должен соответствовать следующим требованиям: включать все компоненты содержания, основные и вспомогательные знания, способы известной и творческой деятельности, эмоционально-ценностный компонент; отражать в единстве логику науки, логику учебной программы и реализации целей предмета; быть научным, высокоинформативным, наглядным, отражать различные теории, подходы, идеи; иметь доступный для учащихся данного возраста текст, служащий целям не только информирования, но и разъяснения; обращаться к индивидуальному опыту учащегося, стимулировать рефлексивную деятельность; содержать фактический и иллюстративный материал, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету, способствовать развитию мотивации познавательной деятельности, формированию эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу, собственной позиции учащегося, студента; содержать задания и вопросы, предполагающие осмысление материала, стимулирующие продуктивную и творческую деятельность, способствующие развитию практических умений и навыков, а также познавательной сферы обучающегося; предусматривать возможность индивидуализации обучения, проявления интересов и интеллектуальной инициативы учащихся и студентов (необязательные факты, задания на выбор учащегося, ссылки на дополнительную литературу и пр.); иметь внутреннюю логику построения материала, аппарат ориентировки и управления познавательной деятельностью; иметь содержательную и структурную согласованность с учебниками по другим предметам для того же класса (профессионального направления обучения), а также преемственность с другими учебными пособиями; отвечать требованиям эстетики и гигиены.

К наиболее распространенным техническим средствам обучения (ТСО) относятся магнитофон, телевизор с видеомагнитофоном и компьютер. Их использование целесообразно для решения следующих задач: организации самостоятельного изучения курса; индивидуализации обучения путем использования электронных учебников, автоматизированных обучающих и психодиагностических систем, средств автоматизированного контроля знаний, образовательных Интернет-ресурсов; автоматизации ряда операций, например, в процессе работы с текстом, математической обработки результатов; реализации принципа наглядности, например, использование монитора (телевизора) в качестве «электронной доски», воспроизведения документальных и художественных фильмов для создания образа личности, конфликтной ситуации и т.д.; повышения мотивации к учению. Для реализации функций ТСО необходимо специальное обеспечение: аудио- и видеозаписи, программные продукты, соответствующие психологическим и дидактическим требованиям. Примерами программного обеспечения могут быть электронные учебники (для предъявления учебного материала), диагностические системы контроля знаний и умений учащихся, автоматизированные обучающие системы (для организации и управления познавательной деятельностью учащихся в рамках освоения определенной учебной дисциплины или блока дисциплин). Автоматизированные обучающие системы предполагают не только предъявление новой информации и тестирование, но и предоставление помощи обучающемуся, возможность настройки к его особенностям, накопление информации об обучающихся, о работе с системой, результатах тестирования и т.д. Современные тенденции, связанные с информатизаций всего общества и образования зачастую приводят к абсолютизации роли компьютеров в образовательном процессе. Поэтому необходимо подчеркнуть, что компьютер не заменит педагога, его функция - дополнять традиционные методы обучения. Кроме того, существует ряд ограничений на использование компьютера как средства обучения: постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуализации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информации, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей; учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом и сверстниками, лишается образца, которому он может подражать, то есть лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи;–компьютер как средство обучения не может обеспечить все разнообразие видов деятельности, позволяющих личности разносторонне развиваться (слабо развивается эмоциональная, речевая, графическая, письменная культура учащихся); диалог с компьютером формализован (то есть живой диалог заменен его моделью), материал, как правило, подается в условной форме, сжатой и однообразной, контроль знаний ограничен несколькими формами-тестами или программированными опросами; работа с компьютером развивает, в основном, логическое мышление, подавляя другой его вид, связанный с образностью, эмоциональностью; программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся, и задач, стоящих перед ними на данном этапе обучения, поэтому здесь крайне важна роль учителя; работа с компьютером оказывает негативное влияние на здоровье человека. Таким образом, как любые другие, технические средства должны использоваться только в соответствии с основными образовательными целями, а целесообразность и эффективность каждого используемого средства психологического образования должны быть обоснованы

Дата: 2018-12-21, просмотров: 536.