Виртуальная среда обучения — является средой, создаваемой в процессе работы учащегося с автоматической обучающей системой для передачи учебной информации и используемой только во время этой конкретной работы.
Внешние закономерности обучения биологии — это социальная обусловленность целей, задач обучения; содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития биологии и ее востребованностью в современном обществе; степень подготовленности выпускников школы к участию в жизни общества.
Внутренние закономерности обучения биологии — это зависимость результативности обучения учеников от методов и средств преподавания биологии; выбор методов, средств, форм и типов обучения биологии; взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе; зависимость движения и развития процесса обучения от степени овладения знаниями и умениями учащимися, их умственного развития и формирования отношений.
Восприятие — это начало процесса осмысления ощущений.
Государственный образовательный стандарт – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Дедукция (от лат. inductio — выведение) — это обратное движение мысли — от общего к частному.
Догматическое обучение — механическое запоминание со слов учителя или из книги и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного текста.
Индукция (от лат. inductio — неведение) — это такой тип умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству.
Интериоризация (от лат. interior — внутренний, глубинный) — мысленный переход от внешнего к анутреннему, перевод внешней речи во внутреннюю.
Информатизационное обучение — вид обучения, который обусловлен социальными причинами — становлением открытого информационного общества и внедрением в связи с этим различные сферы деятельности человека новых информационных технологий, ориннтированных на личностно-деятельностное обучение.
Концентрическое построение учебного предмета — это неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом более высоком уровне изложения.
Линейное построение предмета — это когда все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания.
Локальные понятия — это специальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков.
Метод научного исследования — это средство познания изучаемого предмета и способ достижения поставленной цели.
Методика обучения биологии — это наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Модульное обучение — учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях.
Модульное построение предмета — это разделение целостного содержания учебного предмета по отдельным модулям.
Мультимедиа — это множественность информационных сред, содержательных каналов информации.
Мультимедийное обучение — персонализированный способ обучения, включающий процесс передачи знаний, формирования умений и навыков, ценностных отношений при условии одновременного использования зрительного, слухового, осязательного ощущений и мышления.
Навык — это способность человека продуктивно, с должной полнотой и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.
Накопление опорных знаний — это одно из важных условий для определения (выведения) многих биологических, особенно экологических и эволюционных, понятий.
Наука о способах возделывания;
Общебиологические понятия — это понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающихспециальные понятия отдельных биологических курсов.
Общение — это обмен информацией между людьми; одна из форм коммуникаций.
Общие методологические принципы — взаимосвязи и взаимообусловленности; целостного познания природы и ее взаимодействия с обществом; материальности и познаваемости реального мира; первичности природных законов по отношению к законам общественного развития.
Объект исследования МОБ — учебно-воспитательный процесс, связанный с данным предметом.
Объяснительно-иллюстративное обучение (пассивно-созерцательное) — это передача, усвоение знаний и применение их на практике.
Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию.
Особое предписание, некий императив, инструкция о содержании, составе и порядке действий по осуществлению деятельности.
Ощущение — это чувственная форма отражения объективного мира.
Педагогическая технология:
Перенос умений — это усвоение нового умения (и навыка) в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимися.
Познавательная деятельность — это слияние усваиваемого общественного опыта с личным опытом, накопленным ребенком, и обогащение этого опыта в процессе учения.
Понятие — это основная дидактическая единица учебного содержания, объект познания, орудие познания, результат познания и форма мышления.
Предмет исследования — цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.
Предмет МОБ — теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.
Представления — это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия.
Принцип вариативности — предусматривает возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов.
Принцип вхождения в природу — определяет обязательность непосредственного ознакомления с живыми объектами в их природном окружении, что говорит о необходимости проведения экскурсий, наблюдений, опытничества и практических работ «под открытым небом», в уголке живой прмроды, на пришкольном опытном участке.
Принцип гуманизации — создание комфортных условий получения образования, проявления творческой индивидуальности учащихся.
Принцип дифференциации — раскрывает вариативные возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий достижения конечного результата для развития интересов, склонностей и способностей учащихся, для учета их психофизиологических особенностей и уровня развития.
Принцип доступности — создание условий для преодоления трудностей всеми учащимися в процессе обучения.
Принцип единства живого — служит ориентиром при объяснении многообразия живого мира, его филогенетических связей, продвинутости отдельных групп (и целых царств) в системе организмов.
Принцип единства обучения, воспитания и развития — ориентирует всю систему методического обеспечения образовательного процесса на комплексное решение задач по достижению высокого уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Принцип интеграции — важный ориентир в отборе учебного содержания, обеспечивает гибкость и мобильность науки в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
Принцип историзма — объясняет непрерывность и длительность процесса эволюции, подчеркивает гуманитарную составляющую биологического образования, обусловливает преемственность развития науки на различных этапах ее развития, показывает роль отдельных ученых в становлении и развитии науки.
Принцип наглядности — используют для устранения разрыва между конкретным и абстрактным знанием в передаваемой информации, при этом наибольший позитивный эффект в обучении биологии дает натуральная наглядность.
Принцип научности — гарантирует полноценное научное знание фактов, понятий, законов, теорий, утвержденных в науке, имеющих мировоззренческую и практическую значимость.
Принцип причинности — показывает материальный характер приспособленности и природосообразности в живом мире.
Принцип систематичности и последовательности — обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений учащихся.
Принцип системности — ориентирует на системную организацию обучения на основе всех его компонентов (цели, задачи, содержание, методы, формы, педагогические технологии, средства обучения), а также на рассмотрение объектов живой природы с позиции биологических систем разных уровней сложности.
Принцип фундаментальности — основа для генерализации учебных знаний, ориентирует на изучение и усвоение учащимися основных, базовых научных теорий, понятий, моделей и принципов, результатов фундаментальных исследований, имеющих общенаучное значение, являющихся достоянием человеческой культуры.
Принципы обучения — это руководящие идеи, правила деятельности и требования, определяющие характер образовательного процесса.
Проблемное обучение — вид обучения, основанного на способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем.
Программированное обучение — вид получения знаний, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как динамическая система, управление которой состоит из двух основных операций — передачи команд со стороны учителя (компьютера или других технических средств и аудиовидеотехники) и ответа ученика (самооценка или действие).
Развивающее обучение — всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений.
Результативный фактор образовательных достижений — это знания, умения и навыки, развитие интеллектуальных структур, восприятия, мышления, памяти, воображения, а также формирование ценностных отношений к действительности.
Самостоятельная работа — это форма обучения, завершающая все другие виды учебной работы.
Совокупность методов;
Содержание биологического образования — характеризуется как педагогически адаптированные основы науки, изучаемой в школе.
Содержание образования (И. Д. Лернер, Н. В. Бочкина)— это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру.
Содержание понятия — это совокупность отличительных признаков, основным ядром в содержании являются существенные признаки.
Содержание учебного предмета (Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, 1983) — это «отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры».
Сократовский вид обучения — обучение с помощью наводящих вопросов для поиска истины.
Спиралеобразное построение предмета — учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, т. е. неоднократно возвращаются на новом более высоком витке (уровне) к тому содержанию (при обсуждении ряда мировоззренческих вопросов), расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности.
Сравнение — это сопоставление объектов в целях выявления сходства и различия между собой.
Структура содержания понятия — это вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов.
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство + logos — понятие):
Технология обучения:
Умения — это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных зпдач в соответствии с заданными условиями.
Учебный предмет (Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская) — объединяет знания, отобранные из соответствующих наук в системе, определяемой методическими закономерностями обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям школы и возрастным особенностям учащихся.
Учение — это исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях с развитым сознанием.
Цели образования — это ожидаемые результаты, которые стремится достичь общество, государство с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.
Экологизация (экологическое просвещение) — это особая подача изучаемого материала, при которой элемент экологии (экологические идеи, факты, понятия, суждения, принципы, проблемы и подходы) становится ясным и более развернутым, ориентирующим на формирование экологического сознания, экологической культуры, природосообразного отношения к действительности.
Экстериоризация (от лат. exterior — наружный, внешний) — мысленный переход от внутреннему к внешнему, например перевод внутренней речи во внешнюю.
Приложение 2
Схема самоанализа урока
1. Тема, цель и задачи урока.
2. Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).
3. Дать оценку целям и задачам:
· достигнуты ли цели;
· насколько достигнуты;
· что способствовало или препятствовало достижению целей.
· Дать характеристику объема материала:
· достаточно ли материала для достижения цели или нет;
· распределение материала по времени (осталось время или не хватило);
· есть ли опора на предыдущие знания;
· учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).
· Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:
· озвучить методы; средства, приемы;
· почему выбраны именно эти методы;
· эффективны или нет.
· Оценка активности учащихся:
· что влияло на активность.
7. Общие выводы по занятию:
· что хотелось бы сделать по другому;
· что понравилось, что не понравилось;
· высказать свои ощущения.
Приложение 3
Дата: 2018-12-21, просмотров: 815.