Тема 9 Система контроля знаний в обучении биологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Значение контроля в обучении биологии.

2. Формы контроля знаний, умений и навыков по биологии.

3. Виды и методы контроля знаний по биологии.

4. Функции контроля знаний и умений по биологии. Факторы, влияющие на выбор форм и методов контроля.

 

1. Значение контроля знаний и умений. Систематический контроль знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля - проверить, определить, как усвоен пройденный материал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений и навыков.

Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки, волю в преодолении трудностей.

Контроль в своем определении означает проверку чего-либо. С точки зрения кибернетических представлений, контроль рассматривается как обратная связь, свойственная саморегулирующейся системе. На такой же принципиальной основе рассматривается контроль и в образовательном процессе. Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль обеспечивает возможность анализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки, принимать меры к устранению недочетов. Таким образом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика, и для учителя.

Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенные школьниками за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы. Информация о достижениях учащихся важна и для родителей, чтобы участвовать в контроле успеваемости своего ребенка, помогать ему преодолеть трудности в обучении.

Контроль качества достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. Систематическая информация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний.

2. Формы контроля. Проверка и учет знаний - важная сторона любого урока биологии. Поэтому проверку надо организовать так, чтобы она активизировала познавательную деятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом.

Проверка требует от учителя очень больших трудовых затрат и внимания. Ее эффективность возрастает в зависимости от разнообразия методических приемов, которые обеспечивают как повторение ранее изученного, так и объяснение, закрепление нового материала через различные виды самостоятельных работ. Сознательное усвоение нового содержания должно быть логически связано с ранее полученными знаниями, а также с жизненными наблюдениями и опытом ученика.

Примерами форм контроля могут служить: написание реферата; сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений; участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; оценивание сообщения ученика; доклад по литературным источникам; составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос; решение биологических задач; ответ по тестовым заданиям; заполнение рабочей тетради; ответ путем письменного заполнения дидактических карточек; коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске; участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ); написание "сочинения-фантазии" на заданную тему; создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре; доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением; реферат по материалам телепередачи; ответ по обучающим программам компьютера.

Данный перечень приемов можно продолжить, притом здесь названы только приемы преимущественно словесной группы методов. Многие учителя-биологи используют наглядные и практические приемы контроля знаний, например: узнавание препарата под микроскопом или лупой; монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.); выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения; самостоятельное выполнение лабораторной работы; узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.

 

Таблица 1

Дата: 2018-12-21, просмотров: 469.