Тема 10 Материальная база обучения биологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Кабинет биологии. Роль кабинета в учебно-воспитательном процессе. Организация, оборудование и оформление. Размещение и хранение наглядных пособий.

2. Уголок живой природы. Создание и оборудование. Содержание живых объектов.

3. Школьный учебно-опытный участок. Организация и планирование территории.

Для качественного обучения биологии необходимо создать условия, т.е. организовать материальную базу: кабинет биологии, уголок живой природы, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга вкомплексной реализации задач обучения и воспитания. От создания материальной базы обучения и рационального размещения оборудования во многом зависит усвоение знаний и умений, развитиепознавательного интереса к биологической науке.

Кабинет биологии. Большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии. Школьный кабинет биологии - особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология». Кабинет биологии - это специально оборудованное омещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. Позднее с внедрением, экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелкихживотных (уголок живой природы). В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое - для конкретного курса, конкретной темы.

Функциональное назначение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, установочная и учетная.

Учебно-воспитательная роль кабинета. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции. Кабинет - это место работы учителя биологии, поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическаялитература, различная методическая итература. В том числе книги по общейметодике обучения биологии и по отдельным учебным курсам, справочная литература, определители, методическое обеспечение для использования компьютера и др. В кабинете также должны быть материалы, отражающие работубиологических кружков и факультативов, дидактические материалы и пр., т.е.все то, что помогает учителю в его работе по обучению, воспитанию иразвитию учеников, способствует повышению его профессионального уровня. Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными.

В кабинете биологии находится система наглядных пособий: натуральные объекты; изображения натуральных объектов; раздаточный материал и дидактические карточки; приборы и приспособления для демонстрации технических средств; лабораторное оборудование; химические вещества; небольшая аптечка для оказания первой помощи.

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частотыиспользования и требований к хранению чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробкис нафталином или мешочками с инсектицидами. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа, скелет человека - в полиэтиленовый чехол. Микропрепараты хранят в специальных коробках, каждый препарат всвоем отделении. Микроскопы и штативные лупы кладут в футляры. Таблицы наклеивают на картон и хранят в вертикальном положении. Бумажные таблицы раскладывают на широких полках в горизонтальном положении. Дидактические карточки, фотографии, рисунки, схемы, открытки, раздаточный материал с частями растений хранят в конвертах, каталожных ящиках или папках.

Справочная функция кабинета. Для быстрого получения информации оналичии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, местеего хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства обучения, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и пр. Кроме того, кабинет должениметь набор видеокассет, дискет с программным обеспечением для компьютера и пр.

Учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитном порядке поразделам надо записывать материальные ценности (лабораторную посуду,реактивы, наглядные пособия и пр.). Раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В книгу учета регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и отмечают факт списанияустаревшего оборудования. К числу документов учета относится также паспорт кабинета, в нем должны быть записаны основные сведения о кабинете. Всю основную организационную работу кабинета биологии, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии. Эта функция, какправило, принадлежит учителю биологии.

Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты кабинета. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии в 6-11 классах, программами внеклассной работы по биологии. Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток. Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы. Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом домашние (комнатные) растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода. Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размешают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, вкоторых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят вкаталожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного.

Требования к подбору объектов для уголка живой природы. При подборе объектов для кабинета в первую очередь учитывается, насколько онинеобходимы для учебного процесса. Объекты в живом уголке представлены растениями и животными.

В подборе растений можно руководствоваться следующими объектами: 1) комнатные растения с декоративными формами; 2) дикорастущие равянистые (семенные и споровые); 3) растения, азмножаемые семенами, корнями, черенкамипобегов, листьями, клубнями и луковицами; 4) ветки деревьев и кустарников. Постоянную экспозицию составляют комнатные растения. Среди многообразия комнатных растений выбирают такие, которые можномногократно использовать в разных учебных целях. Растения требуют определенных условий содержания. В уголке живойприроды их располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой. Ампельные растения можно одвесить. Растения, помещенные на постоянные места, освещаются неравномерно.

Учащихся следует ознакомить с внешними признаками влажности почвы: 1) по внешнему виду - сухая почва светлее, чем влажная;

2) по звуку - если постучать по горшку с сухой почвой, звук получится звонкий, а по горшку с влажной почвой - глухой; 3) на ощупь - сухая почва рассыпается, влажная размазывается в руках. Поливают растения водой комнатной температуры или на 2 – 3 градуса выше. В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических особенностей растений. Для проведения опытов и наблюдений за растениями желательно иметь световую камеру. Растениям для нормального роста и развития необходима чистота. К уходу за растениями всегда привлекают школьников. Для ухода за растениями в уголке живой природы необходимо иметь специальный инвентарь. Кроме растений в уголке живой природы содержат различных животных (впервую очередь для демонстрации на уроках зоологии), уход и кормление которых не вызывают затруднений. Прежде чем приобретать живые объекты, надо оборудовать места их содержания (аквариумы, террариумы, клетки) и заготовить корма. В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний и т. п. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных сводными растениями. Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в живом уголке должны быть инсектариумы. Террариумы устраивают для содержания земноводных и пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. Многих животных можно использовать для опытов по выработке условных рефлексов при кормлении, а также для длительных наблюдений за особенностями их развития. Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы могут работать ученикии кружковцы. Из желающих ухаживать за конкретными растениями и животными выбирают ответственных учеников, которые смогут обеспечить нормальную жизнедеятельность объектов. Для контроля выполненных работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы.

Учитель следит в течение года за наличием необходимых кормов для своих питомцев. Школьники, ведущие наблюдения и опытническую работу с растениями или животными, отчитываются на заседаниях кружка. Некоторые работы могутбыть представлены для участия в биологической олимпиаде города. Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.

Учебно-опытный участок. В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками поуходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки дляотдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта. Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты поповышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др. На школьном участке рекомендуется выращивать растения, изучаемые по программе предмета «Биология». Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану. Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения ктрудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.

На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6-11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническуюработы. Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточногоматериалов для уроков, лабораторных работ и кружков юннатов. На участке могут организовываться общешкольные внеклассные мероприятия («Праздник урожая», «День сада», «День птиц»), выставки, экскурсии для младшихшкольников, для родителей, проводиться конкурсы. Такое многостороннее использование учебно-опытного участка требует соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений. В связи с этим в структуре школьногоучастка должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица. Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует: совершенствованию биологических знаний и умений по ихприменению на практике; формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники; развитию знаний и умений по экспериментированию надрастениями и животными; совершенствованию умений: наблюдать биологические явления,устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения,сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательныевыводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и отизменения условий эксперимента; формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

Следует отметить, что о структуре пришкольного учебно-опытного участка существуют разные точки зрения, высказанные двумя крупными учеными-методистами, специально разрабатывавшими этот вопрос,
П.И. Боровицким и Н.М. Верзилиным. По П.И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опыт ботанический. По Н.М Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов.

Существенная часть весенних работ на учебно-опытном участке -составление плана и перенесение его на землю. Для этого необходима заблаговременная подготовка эскиза. В плане учитывается, что учебно-опытный участок является специально оборудованной территорией для учебного процесса, поэтому необходимо предусмотреть экскурсионные и рабочие дорожки.

По окончании весенних работ проводится смотр участка для оценки результатов трудовой деятельности. Школьники отчитываются перед всем классом о проделанной работе и составляют план на летний период. В летнее время ведется индивидуальная работа, а иногда ее выполняют школьники, отвечающие за другой участок работы. Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземплярырастений, делать выводы.

Кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок представляют собой целостную, единую материальную базу для изучения биологии в средней общеобразовательной школе..

 


Список рекомендуемой литературы

а) основная литература:

1. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд./ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, - М., 1983. – 383с.

2. Зверев И.Д. Общая методика преподавания / И.Д. Зверев,
А.Н. Мягкова -  М., 1985. – 286с.

3. Пономарев И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. Вузов ./ И.Н. Пономарев., В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова, -  М., 2003. – 240с.

б) дополнительная литература:

1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 250 с.

2. Горовая, В. И. Методика преподавания биологии : учеб.-метод. пособие : специальность 020201 – Биология / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Ставроп. гос. ун-т". – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. – 114 с.

3. Горовая В.И. Урок как дидактическая среда и целостное гуманитарное пространство / В. И. Горовая, Л. М. Шибаева, Л. Я. Шилина. – Ставрополь : Литера, 2010. – 186 с.

4. Горовая В.И. Учебный эксперимент в преподавании школьной биологии : учеб. пособие : специальность 020201 – Биология / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Ставроп. гос. ун-т". – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. – 184 с.

5. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика : учеб. Пособие для вузов / Г.И. Колесникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 250 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика : учеб. / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 636 с.

7. Базы данных, справочные и поисковые системы, Якунчев М.А. Методика преподавания биологии / М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова и др.; под ред. М.А. Якунчева. – М.: ИЦ Академия, 2008. – 320 с.

8. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии.- М.: Просвещение, 1960. – 284с.

9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

10. Коростелева Т.В. Теория и практика развития предметной деятельности школьника при обучении биологии. – СПб, 2006

11. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

12. Хрестоматия по методике преподавания биологии / Сост.: И.Д.

Карцева, Л.С. Шубкина. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.

13. Широких Д.П., Нога Г.С. Методика преподавания биологии: Курс

лекции для студентов биологических факультетов. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 178 с.

14. Анастасова Л.П. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии / Л.П. Анастасова, В.С. Анисимова, Л.С. Короткова. - М.: Высшая школа, 1986.- 72 с.

15. Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое

образование и профориентация в преподавании биологии / В.С. Анисимова, Е.Т. Бровкина, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

16. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе / А.В. Бинас,
Р.Д. Маш. и др - М.: Просвещение, 1996. – 120 с.

17. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека.- М., 1978.

18. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. – М.:

Педагогика, 1974. – 224 с.

19. Внеклассная работа по биологии / Сост.: А.И. Никишов и др. М.:

Просвещение, 1980. - 239 с.

20. Герд С.В. Живые животные в школе. М.: Учпедгиз, 1949. – 232 c.

21. Зверев И.Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

22. Использование средств обучения на уроках биологии /
А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина.- М., Просвещение, 1989.- 191 с.

23. Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии/ Максимова В.Н., Груздева Н.В. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

24. Максимова В.Н., Груздева Н.В. и др. Современный урок биологии. - М.:Просвещение, 1985. - 159 с.

25. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981.

26. Мельников М.И., Мягкова А.Н., Соколов К.Н., Скобелева О.А. Методика

обучения общей биологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 304 с.

27. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988.-176 с.

28. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Анатомия и физиология человека. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

29. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т., Калинова Г.С. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроке биологии. - М.: Просвещение, 1998.

30. Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии.- М.: Просвещение, 1980.

 

31. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: Просвещение, 1980. - 256 с.

32. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1978. – 320 с.

33. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии. - М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

34. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии.- М., 1994.

35. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. - М.: Просвещение, 1980.

36. Учебные стандарты школ России. Гос. стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн.2.

Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. В.С. Ленева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. –

С.194-220.

37. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, основного общего и среднего (полного) образования // Биология. - 1995.- No 45.

38. Шалаев В.Ф. и др. Методика обучения зоологии. – М.: Педагогика, 1979. – 236 с.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978.- 128 с.

2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 224 с.

3. Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей

биологии: Учеб. Пособие для СПТУ.- М.: Высшая школа, 1988.- 143 с.

4. Корсунская В.М., Казакова О.В., Мокеева З.А., Верзилин Н.М. Уроки

общей биологии. Методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1970.- 400 с.

5. Макарова. О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, валеология, естествознание): Учебное пособие. - Ч.1.- Новосибирск: Изд-во НГПУ.- 2000.- 92 с.

6. Методика разработки материалов для контроля знаний / Сост.: Н.Е.

Астафьева, М.С. Чванова. - Тамбов, 1993. – 88 с.

7. Программированные задания по биологии: Метод. пособие для учителей / Рос. ассоциация учителей биологии. / Под ред. А.И. Никишова. - М., 1991. Ч.1.: Растения. - 52 с.; Ч.2:Животные - 58 с.; Ч.3: Человек и его здоровье. Общая биология. - 72 с.

8. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии.

Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1973. - 400 с.

9. Назарова Т.С., Пугал Н.А., Шибаев А.Ф. Кабинет естествознания в

сельской школе. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.- 127 с.

10. Рыков Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике

преподавания зоологии. - М., 1976.

11. Сухова Г.С. Контрольные и проверочные работы учащихся. – М.: Изд-во «Дрофа», 1997.

10.Хрипкова А.Г.и др. Методика преподавания факультативных курсов по биологии - М.: Просвещение, 1981. - 174 с

12. Широких Д.П., Нога Г.С. Лабораторно-практические занятия по методике преподавания биологии. - М.: МГУ, 1981. - 1




Интернет- ресурсы, ссылки.

1. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - Режим доступа: www.academia-moscow.ru/off-line/_.../fragment_11339.pdf 2.

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования" / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 253 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691016967.html

3. Шумаева В. Н. Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал" - Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419929

4. Источник: Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/vneklassnaya-rabota-v-shkole.html

 

 

Приложение 1

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1475.