Write 200–250 words.
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
- explain why you donot agree with the opposing opinion
- make a conclusion restating your position
ЗАДАНИЕ 17. Прочитайте задание для учащегося. Составьте к нему дополнительную схему оценивания.
40 |
Comment on the following statement.
Computers can no t replace people.
What is your opinion? Do you agree with this statement?
Write 200–250 words.
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
- explain why you don’t agree with the opposing opinion
- make a conclusion restating your position
ЗАДАНИЕ 18. Прочитайте задание для учащегося. Составьте к нему план и список ключевых слов и выражений для написания письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение».
40 |
Comment on the following statement.
Modern society could do without advertising.
What is your opinion? Do you agree with this statement?
Write 200–250 words.
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
- explain why you don’t agree with the opposing opinion
- make a conclusion restating your position
ЗАДАНИЕ 19. Обсудите в парах, какие трудности может вызвать у учащихся следующее задание.
40 |
Comment on the following statement.
Society should identify those children who have special talents and abilities and begin training them at an early age.
What is your opinion? Do you agree with this statement?
Write 200–250 words.
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
- explain why you donot agree with the opposing opinion
- make a conclusion restating your position
ЗАДАНИЕ 20. Обсудите в группах наиболее типичные ошибки, которые учащиеся допускали при выполнении задания 40 («Ваше мнение»).
ЗАДАНИЕ 21. Работа в группах. Составьте краткие рекомендации для учащихся, как писать письменное высказывание с элементами рассуждения «Ваше мнение».
ЗАДАНИЕ 24. Работа в группах. На основеобщих критериев оценивания выполнения заданий раздела «Письмо» и дополнительных схем оценивания составьте краткие рекомендации для экспертов, что и как учитывать при проверке письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение».
ЗАДАНИЕ 23. Составьте два задания для учащихся для написания письменного высказывания с элементами рассуждения по любой теме, взятой из школьного стандарта по иностранным языкам для старшей школы общеобразовательных учреждений. Разработайте к ним дополнительные схемы оценивания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕФЛЕКСИЯ
Приложение 1. Критерии оценивания выполнения задания 39 и 40 раздела «Письмо»
Критерии оценивания выполнения задания 39
(максимум 6 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста | Языковое оформление текста |
К1 | К2 | К3 | |
2 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости (допускается 1 неполный или неточный аспект) | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка (допускается 1 логическая ошибка ИЛИ 1 нарушение деления на абзацы ИЛИ 1 нарушение в средствах логической связи ИЛИ 1 нарушение принятых норм оформления личного письма) | Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют уровню сложности задания; орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускаются 1-2 лексико-грамматические ошибки И/ ИЛИ 1-2 орфографические и пунктуационные ошибки) |
1 | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании ИЛИ 2-4 аспекта раскрыты не полностью или неточно (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов) | Высказывание не всегда логично; имеются ошибки в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ в делении текста на абзацы И/ ИЛИ в оформлении личного письма (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов) | Используемый словарный запас и грамматические структуры не полностью соответствуют уровню сложности задания: имеются 3-4 лексико- грамматические ошибки И/ ИЛИ имеются 3-4 орфографические и пунктуационные ошибки |
0 | Задание не выполнено: 3 и более аспектов содержания отсутствуют, ИЛИ 5 аспектов раскрыты не полностью или неточно, ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму | Имеются 3 и более логические ошибки, ИЛИ имеются 3 и более нарушений в средствах логической связи, ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует, ИЛИ имеются 3 и более нарушения принятых норм оформления личного письма | Используемый словарный запас и грамматические структуры не соответствуют уровню сложности задания: имеются 5 и более лексико-грамматических ошибок И/ ИЛИ 5 и более орфографических и пунктуационных ошибок |
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения задания 40
Критерии оценивания выполнения задания 40 высокого уровня сложности (максимум 14 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
К1 | К2 | |
3 | Задание выполнено полностью: содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (допускается 1 нарушение нейтрального стиля) | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; структура текста соответствует предложенному плану; текст правильно разделён на абзацы |
2 | Задание выполнено в основном: но 1-2 аспекта содержания, указанные в задании, раскрыты не полностью или неточно; стилевое оформление речи в основном правильно (допускается 2-3 нарушения нейтрального стиля) | Высказывание в основном логично (имеются 1-2 логические ошибки), И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при использовании средств логической связи,И/ ИЛИ имеются 1-2 отклонения от плана в структуре высказывания, И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при делении текста на абзацы |
1 | Задание выполнено не полностью: в содержании не раскрыты 1-2 аспекта или 3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; имеются ошибки встилевом оформлении речи | В высказывании имеются 3-4 логические ошибки, И/ ИЛИ имеются 3-4 ошибки в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ имеются 3-4 отклонения от предложенного плана; имеются 3-4 недостатка в делении текста на абзацы |
0 | Задание не выполнено: в содержании не раскрыты 3 и более аспектов, ИЛИ все аспекты раскрыты неполно или неточно; ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму, ИЛИ более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником) | В высказывании имеются 5 и более логических ошибок, И/ ИЛИ имеются 5 и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует |
Баллы | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
К3 | К4 | К5 | |
3 | Используемый словарный запас соответствует уровню сложности задания; практически нет нарушений в использовании лексики (допускается 1 лексическая ошибка) | Используемые грамматические средства соответствуют уровню сложности задания, нарушений практически нет (допускаются 1-2 не повторяющиеся грамматические ошибки) | |
2 | Используемый словарный запас соответствует уровню сложности задания, однако встречаются 2-3 лексические ошибки, ИЛИ словарный запас ограничен, но лексика использована правильно | Используемые граммати-ческие средства соответствуют уровню сложности задания, однако в тексте имеются 3-4 грамматические ошибки | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением (допускаются 1 орфографическая И/ ИЛИ 1 пунктуационная ошибка) |
1 | Используемый словарный запас не вполне соответствует уровню сложности задания, в тексте имеются 4 лексические ошибки | Используемые грамматические средства не вполне соответствуют уровню сложности задания, в тексте имеются 5-7 грамматических ошибок | В тексте имеются 2-4 орфографические И/ ИЛИ пунктуационные ошибки |
0 | Используемый словарный запас не соответствует уровню сложности задания, в тексте имеются 5 и более лексических ошибок | Используемые граммати-ческие средства не соответствуют уровню сложности задания, имеются 8 и более грамматических ошибок | В тексте имеются 5 и более орфографических И/ ИЛИ пунктуационных ошибок |
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Приложение 2. Дополнительная схема оценивания задания 39 «личное письмо» (выбор профессии)
(Максимальный балл – 6)
ФИО ЭКСПЕРТА________________________________________ КОД ЭКСПЕРТА_________________
НОМЕР
БЛАНКА
Объем высказывания соответствует поставленной задаче: 90-154 слова
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)
2. Организация
3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Дополнительная схема оценивания задания 39 – «личное письмо» (Детские игрушки)
(Максимальный балл – 6)
ФИО ЭКСПЕРТА
|
НОМЕР БЛАНКА
Объем высказывания соответствует поставленной задаче: 90–154 слова
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)
2. Организация
3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)
Приложение 4. Дополнительная схема оценивания задания 40 «письменное высказывание с элементами рассуждения» («Ваше мнение»)
(Максимальный балл – 14)
ФИО эксперта _____________________________________ Код эксперта ______________
НОМЕР БЛАНКА |
|
|
|
|
|
| |||||
Объем высказывания соответствует поставленной задаче: 180–275 слов. Высказывание носит продуктивный характер |
|
|
|
|
|
| |||||
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) | Аспект 1. Вступление – постановка проблемы |
|
|
|
|
| |||||
Аспект 2. Мнение автора с 2–3 аргументами |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 3. Противоположная точка зрения с 1–2 аргументами |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 4. Объяснения, почему автор не согласен с противоположной точкой зрения (контраргументы) |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 5. Заключение с подтверждением позиции автора |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль |
|
|
|
|
| ||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
| |||||
2. Организация
| Логичность |
|
|
|
|
| |||||
Деление на абзацы |
|
|
|
|
| ||||||
Использование средств логической связи |
|
|
|
|
| ||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
| |||||
3. ЛЕКСИКА (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
| |||||
4. ГРАММАТИКА (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
| |||||
5. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
|
Приложение 5. Дополнительная схема оценивания задания 39 «личное письмо» (типовая для заполнения)
(Максимальный балл – 6)
ФИО ЭКСПЕРТА________________________________________ КОД ЭКСПЕРТА_________________
НОМЕР БЛАНКА |
|
|
|
|
|
| |||||
Объем высказывания соответствует поставленной задаче: 90-154 слова |
|
|
|
|
|
| |||||
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) | Аспект 1. |
|
|
|
|
| |||||
Аспект 2. |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 3. |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 4. |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 5. |
|
|
|
|
| ||||||
Аспект 6. |
|
|
|
|
| ||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
| |||||
2. Организация | Логичность |
|
|
|
|
| |||||
Деление на абзацы |
|
|
|
|
| ||||||
Средства логической связи |
|
|
|
|
| ||||||
Обращение на отдельной строке |
|
|
|
|
| ||||||
Завершающая фраза на отдельной строке |
|
|
|
|
| ||||||
Подпись на отдельной строке |
|
|
|
|
| ||||||
Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий) |
|
|
|
|
| ||||||
Дата под адресом |
|
|
|
|
| ||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
| |||||
3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
|
Приложение 6. Порядок определения процента текстуальных совпадений
в задании 40
При оценивании задания 40 (развёрнутое письменное высказывание
с элементами рассуждения) особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.
Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более.
Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе работа оценивается в 0 баллов.
Приложение 7. Порядок подсчета слов в заданиях раздела «Письмо»
При оценивании заданий раздела «Письмо» (39, 40) следует учитывать такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объём для личного письма в задании 39 – 100–140 слов; для развёрнутого письменного высказывания в задании 40 – 200–250 слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании 39 более 154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитывается от начала работы 140 слов, задания 40 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.
При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчёту. При этом:
стяжённые (краткие) формы can't, didn't, isn't, I'm и т.п. считаются как одно слово;
числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
числительные, выраженные словами, считаются как слова;
сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово;
- слова, написанные неправильно, например, без дефиса wellbread, будут составлять при подсчете 2 слова, а написанные wellbread как одно (т.е. подсчет идет по факту написания).
Приложение 8.
Указания по оцениванию развернутых ответов
на задания ПИСЬМЕННОЙ части единого государственного экзамена
по иностранным языкам
Английский язык
(документ, предоставляемый экспертам предметной комиссии при проведении оценивания экзаменационных работ вместе с критериями)
До начала проверки
1.1. Эксперт должен прибыть в указанное время к месту работы предметной комиссии для участия в установочном семинаре по проверке развернутых ответов по разделу «Письмо».
1.2. Эксперт обеспечивается следующими материалами, необходимыми для оценивания ответов участников ЕГЭ на задания с развернутымответом в разделе «Письмо»:
– тексты заданий 39 (письмо личного характера) и 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения);
– критерии оценки выполнения заданий 39, 40;
– дополнительные схемы оценивания задания 39, 40;
– комплект распечатанных копий бланков ответов № 2;
– протокол проверки развернутыхответов.
1.3. Эксперты в своей работе руководствуются критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
1.4. Эксперты указывают свои реквизиты (Ф.И.О. и код) в дополнительной схеме оценивания ответов на задания в бланке № 2.
2. В ходе проверки ответов на задания в бланке ответов № 2
2.1. Эксперт проверяет ответы с помощью шкалы критериев оценки выполнения заданий 39 и 40, проставляя баллы в дополнительные схемы оценивания заданий 39 и 40.
2.2. Перед началом оценивания в первой колонке дополнительных схем оценивания эксперт проставляет код бланка ответов № 2.
2.3. В соответствующих графах дополнительной схемы оценивания эксперт по ходу проверки может делать пометки, например: +, –, !,?, v,
и выставляет в графе «Итоговый балл» баллы по каждому из критериев.
2.4. Если при проверке ответа ставится «0» за решение коммуникативной задачи (содержание), то это задание дальше не проверяется, за каждый критерий ставится 0 баллов.
2.5. Требуемый объемдля личного письма в задании 39 – 100–140 слов; для развернутогописьменного высказывания в задании 40 – 200–250 слов. Допустимое отклонение от заданного объемасоставляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объемаболее чем на 10%, т.е. если в выполненном задании 39 более
154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания 40 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы. Указания по подсчету слов даны в приложениях 1–4.
2.6. При оценивании выполнения задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер
(т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов.
Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего количества слов в ответе работа оценивается в 0 баллов.
2.7. Если при проверке ответов на задание 40 у эксперта появляются сомнения в продуктивности какой-либо работы или ее отдельных частей, он сообщает об этом председателю предметной комиссии.
2.8. Председатель предметной комиссии проводит поиск опубликованного источника в сети Интернет путем использования специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет либо поручает провести этот поиск лицу, ответственному за работу на этом рабочем месте в период работы предметной комиссии.
2.9. В случае выявления опубликованного источника и подтверждения непродуктивного характера письменной работы участника экзамена (см. приложение 2) председатель предметной комиссии оформляет отдельный акт (см. приложение 3) с указанием индивидуального номера работы, имеющей непродуктивный характер, и информирует других экспертов о выявленных нарушениях, предоставив ключевые фразы из работы непродуктивного характера и выявленного источника.
2.10. Акт выявления работ непродуктивного характера направляется далее в ГЭК вместе с копией непродуктивного ответа на задание 40 и документа об источнике текстуальных совпадений.
2.11. Председатель предметной комиссии передает информацию о выявленных непродуктивных работах и их источниках по горячей линии в ФИПИ.
2.12. Если опубликованный источник текстуальных совпадений не выявлен, работа проверяется по критериям в обычном порядке.
2.13. Если две или более работы имеют значительные текстуальные совпадения (текстуальные совпадения превышают 30% от общего количества слов в ответе) или полностью текстуально совпадают, но опубликованный источник текстуальных совпадений не выявлен, эти работы проверяются по критериям в обычном порядке. Однако при этом составляется акт (см. приложение 4), который передается в ГЭК для проведения служебного расследования по обнаруженному факту и принятия решения об оценивании данных работ.
2.14. При оценивании ответов следует руководствоваться только критериями оценки выполнения заданий 39 и 40 и дополнительными схемами оценивания заданий 39 и 40.
2.15. В ходе проверки эксперт может задавать уточняющие вопросы председателю предметной комиссии или назначенному им консультанту.
В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
2.16. В ходе проверки эксперт делает необходимые пометки на распечатанных копиях бланков ответов № 2, отмечая на полях грамматические ошибки, лексические ошибки, ошибки в орфографии и пунктуации, ошибки в логике высказывания и в употреблении средств логической связи. Рекомендуется использовать принятые для данного языка обозначения типа ошибки, например, для английского языка: грамматические ошибки – Gr; лексические ошибки – Lex; ошибки в орфографии и пунктуации – Sp, P; ошибки в логике высказывания – Log; ошибки в употреблении средств логической связи – Coh.
2.17. По окончании первой проверки эксперт оформляет Протокол проверки развернутых ответов следующим образом:
– проставляет в Протоколе проверки развернутых ответов итоговые баллы за каждое задание по каждому из критериев дополнительной схемы оценивания следующим образом:
– для задания 39:
Итоговый балл | |
К1 | В колонку 39 К1 протокола |
К2 | В колонку 39 К2 протокола |
К3 | В колонку 39 К3 протокола |
– для задания 40:
Итоговый балл | |
К1 | В колонку 40 К1 протокола |
К2 | В колонку 40 К2 протокола |
К3 | В колонку 40 К3 протокола |
К4 | В колонку 40 К4 протокола |
К5 | В колонку 40 К5 протокола |
– проставляет «Х», если участник ЕГЭ не приступал к заданию;
– ставит свою подпись в протоколе и дату проверки.
Рисунок 1. Протокол проверки развернутых ответов. Образец
После проверки
По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному органом исполнительной власти.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 422.