Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание было чисто субъективным: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на более объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел «Письмо». Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие критерии, как «Решение коммуникативной задачи» и «Организация текста», так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.
Для оценивания выполнения коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (личного письма – задание 39 и письменного высказывания с элементами рассуждения – задание 40 и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0 или 2–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, – 6, за написание сочинения-рассуждения –14.
Задание 39 (личное письмо) оценивается по 3 критериям: «Решение коммуникативной задачи» (РКЗ) (0–2 балла), «Организация текста» (0–2 балла), «Языковое оформление текста» (0–2 балла). Максимальное число баллов за успешное выполнение задания 39 – 6 баллов.
В критерии РКЗ выделяется 6 аспектов: ответы на вопросы (3 аспекта: каждый вопрос –аспект), три вопроса, поставленных автором письма (1 аспект), аспект вежливости (1 аспект, включающий благодарность, ссылки на предыдущие и на последующие контакты) и стиль (1аспект, причем в случае задания 39 базового уровня сложности требования к соблюдения неофициального стиля включают только правильный выбор обращения, заключительной фразы и подписи).
Максимальный балл 2 за РКЗ выставляется, если содержание отражает все 6 аспектов, указанных в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, поставлены правильно три вопроса по указанной теме); указанные выше элементы стилевого оформления речи выбраны правильно с учётом цели высказывания, ситуации общения и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости (допускается 1 неполный или неточный аспект). 1 балл за РКЗ выставляется, если содержание отражает не все аспекты, указанные в задании ИЛИ 2-4 аспекта раскрыты не полностью или неточно (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов). 0 (ноль) баллов ставится, если 3 и более аспектов из 6 отсутствуют, ИЛИ 5 аспектов из 6 раскрыты не полностью или неточно, ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму. Типичной ошибкой учащихся является значительное превышение объема личного письма, указанного в задании, что приводит в подавляющем большинстве случае к нулю за РКЗ, так как часто не засчитываются при этом аспекты вежливости, стиль и постановка вопросов.
По критерию «Организация текста» (ОТ) максимальный балл 2 выставляется, если высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка (допускается 1 логическая ошибка ИЛИ 1 нарушение деления на абзацы ИЛИ 1 нарушение в средствах логической связи ИЛИ 1 нарушение принятых норм оформления личного письма). 1 балл за ОТ выставляется, если высказывание не всегда логично; имеются ошибки в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ в делении текста на абзацы И/ ИЛИ в оформлении личного письма (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов). 0 (ноль) баллов за ОТ ставится, если имеются 3 и более логические ошибки, ИЛИ имеются 3 и более нарушений в средствах логической связи, ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует, ИЛИ имеются 3 и более нарушения принятых норм оформления личного письма.
Оценивая выполненную работу по критерию «Языковое оформление текста», следует помнить, что это задание базового уровня, а значит, мы не должны предъявлять к нему завышенных требований, например, в области пунктуации, которая в школьной программе представлена в крайне ограниченном объеме. Учитываются только те знаки препинания, которые характерны для формата личного письма, такие как в обращении, подписи, завершающей фразе. При этом отсутствие запятой после обращения ошибкой не является, ошибкой считается только восклицательный знак. Ошибкой в личном письме считается восклицательный знак после обращения и завершающей фразы. Восклицательные знаки в конце предложений Thankyouforyourletter! Writebacksoon!- ошибкой не считаются.
В критериях оценивания прямо указывается, при каком числе ошибок какой балл выставляетсяза языковое оформление личного письма. Максимальный балл (2) не означает, что в работе нет никаких описок или ошибок. При 2 лексико-грамматических ошибках, которые сопровождаются 2 орфографическими и пунктуационными ошибками, работа может быть оценена в 2 балла. Но если в работе 3 лексико-грамматические ошибки, то даже при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок ее следует оценить в 1 балл. Если число лексико-грамматических ошибок и /или орфографических и пунктуационных ошибок превышает 4, то работа оценивается в 0 баллов по данному критерию. Следует обратить внимание на то, что повторяющиеся ошибки считаются как одна.
Таким образом, личное письмо (задание 39) оценивается по трем критериям, а именно, «Решение коммуникативной задачи» (0–2 балла), «Организация текста» (0–2 балла), «Языковое оформление текста» (0–2 балла).
Особенности оценивания задания 39:
– при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается 0 баллов;
– допустимое отклонение от заданного объема в задании 39 составляет 10%.
Нарушения в объеме в задании 39 (требуемый объем 100–140 слов):
– если в задании 39 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов.
– если объем задания превышает допустимый в пределах 10%, т.е. в письме не более 154 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов;
– при превышении объема более чем на 10%, т. е. если в задании 39 более 154 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему, т. е. с начала письма отсчитываются 140 слов, которые и подлежат проверке.
Письменное высказывание с элементами рассуждения (задание 40) оценивается по пяти критериям: «Решение коммуникативной задачи» (максимальное количество – 3 балла), «Организация текста» (максимальное количество – 3 балла), «Лексика» (максимальное количество – 3 балла), «Грамматика» (максимальное количество – 3 балла), «Орфография и пунктуация» (максимальное количество – 2 балла).
В критерии РКЗ выделяется 6 аспектов: введение, высказывание своего мнения с приведением аргументации, высказывание чужого мнения с аргументаций, объяснение, почему не согласен с чужим мнением, заключение и стиль. Максимальный балл 3 за РКЗ ставится, если содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (допускается 1 нарушение нейтрального стиля). 2 балла за РКЗ ставится в случае, когда 1-2 аспекта содержания, указанные в задании, раскрыты не полностью или неточно; стилевое оформление речи в основном правильно (допускается 2-3 нарушения нейтрального стиля). 1 балл за РКЗ выставляется, если в содержании не раскрыты 1-2 аспекта или 3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; имеются ошибки встилевом оформлении речи. 0 )ноль) баллов ставится, если в содержании не раскрыты 3 и более аспектов из 6, ИЛИ все 6 аспектов раскрыты неполно или неточно; ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму, ИЛИ более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником).
По критерию «Организация текста» (ОТ) максимальный балл 3 выставляется, если высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; структура текста соответствует предложенному плану; текст правильно разделён на абзацы. 2 балла ставится, если высказывание в основном логично (имеются 1-2 логические ошибки), И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при использовании средств логической связи,И/ ИЛИ имеются 1-2 отклонения от плана в структуре высказывания, И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при делении текста на абзацы. 1 балл выставляется, если в высказывании имеются 3-4 логические ошибки, И/ ИЛИ имеются 3-4 ошибки в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ имеются 3-4 отклонения от предложенного плана; имеются 3-4 недостатка в делении текста на абзацы. 0 (ноль) баллов ставится, если в высказывании имеются 5 и более логических ошибок, И/ ИЛИ имеются 5 и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует.
Оценивая выполненную работу по критерию «Лексика», следует помнить, что это задание высокого уровня, а значит, к нему предъявляются более высокие требования. Максимальный балл 3 ставится, если используемый словарный запас соответствует уровню сложности задания; практически нет нарушений в использовании лексики (допускается 1 лексическая ошибка). 2 балла ставится, если используемый словарный запас соответствует уровню сложности задания, однако встречаются 2-3 лексические ошибки, ИЛИ словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. 1 балл выставляется, если используемый словарный запас не вполне соответствует уровню сложности задания, в тексте имеются 4 лексические ошибки. 0 (ноль) баллов ставится, если используемый словарный запас не соответствует уровню сложности задания, в тексте имеются 5 и более лексических ошибок.
Выделяем следующие типы ошибок.
К лексическим ошибкам отнесем:
• ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;
• ошибки в сочетаемости;
• пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения;
• ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regular-unregular вместо irregular);
• послелоги во фразовых глаголах;
• орфографические ошибки в словах, которые меняют значение слов (think – thing, lose – loose).
По критерию «Грамматика» ставится максимальный балл 3, если используемые грамматические средства соответствуют уровню сложности задания, нарушений практически нет (допускаются 1-2 не повторяющиеся грамматические ошибки). Балл 2 ставится, если используемые грамматические средства соответствуют уровню сложности задания, однако в тексте имеются 3-4 грамматические ошибки. Балл 1 ставится, если используемые грамматические средства не вполне соответствуют уровню сложности задания, в тексте имеются 5-7 грамматических ошибок. Балл 0 выставляется, если используемые граммати-ческие средства не соответствуют уровню сложности задания, имеются 8 и более грамматических ошибок.
К грамматическим ошибкам отнесем:
• ошибки в употреблении видовременных форм глаголов, неличных форм глаголов, модальных глаголов; форм множественного числа и притяжательного падежа существительных; форм степеней сравнения прилагательных и наречий; артиклей, предлогов, местоимений и т.д. (см. Кодификатор);
• ошибки в порядке слов в предложении;
• пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру предложения;
• ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например, от глагола contribute вместо существительного contributor образуют существительное contribution.
По критерию «Орфография и пунктуация» ставится максимальный балл 2, если орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением (допускаются 1 орфографическая И/ ИЛИ 1 пунктуационная ошибка). 1 балл ставится, если в тексте имеются 2-4 орфографические И/ ИЛИ пунктуационные ошибки. 0 (ноль) баллов ставится, если тексте имеются 5 и более орфографических И/ ИЛИ пунктуационных ошибок. Отсутствие запятой после всех типов вводных слов считается одной повторяющейся ошибкой.
К орфографическим ошибкам отнесем все ошибки в написании слова, если они не меняют значение слова. Если ошибка в написании слова меняет его значение, то такая ошибка переходит в разряд лексических (think – thing, lose – loose). Если слово написано правильно, а затем зачеркнуто и дан неправильный вариант либо наоборот, принимается последний, не зачеркнутый вариант. Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой.
Особенности оценивания заданий 40:
– при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается 0 баллов;
– При оценивании задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе, работа оценивается в 0 баллов. (см. Приложение 6 в конце пособия, оно же Приложение 4 в демоверсии);
– допустимое отклонение от заданного объема в задании 40 составляет 10%.
Нарушения в объеме в задании 40 (требуемый объем 200–250 слов):
– если в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов;
– Если объем задания превышает допустимый в пределах 10%, т. е. в письме не более 275 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов;
– при превышении объема более чем на 10%, т. е. если в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему, т. е. с начала письменного высказывания отсчитываются 250 слов, которые и подлежат проверке.
Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Апробационные исследования, анализ выполненных учащимися работ показали, что при объеме личного письма менее 90 слов, письменного высказывания – менее 180 слов, коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы – это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков.
Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что экзаменуемый старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых «топиков», что ведет к отходу от темы, а иногда – к ее полной подмене.
Следует обратить внимание, что допустимые границы объема выполнения заданий 39 и 40 очень широки даже в том виде, как они прописаны в КИМах: 39 – от 100 до 140 слов, 40 – от 200 до 250 слов. При подготовке учащихся к ЕГЭ их следует ориентировать именно на эти требования. Введение пункта о допустимости 10% отклонений от предписанного объема продиктовано заботой об учащихся и экзаменаторах, желанием избежать лишнего стресса, пониманием возможности ошибки при подсчете в стрессовой ситуации.
В ряде случаев отмечена тенденция повтора подряд отдельных слов для увеличения объема выполненного задания,например, «Scientiststhinkthinkthinkthat …». В этом случае неоправданные повторы не засчитываются в объем. Эксперт зачеркивает повтор, оставляя одно слово и пишет на полях «повтор слова». Если подобный повтор слова обнаружен в ходе содержательной проверки после подсчета слов, то эксперт зачеркивает проставленное ранее количество слов, пишет новую цифру и указывает – «повтор слова». При объеме письменного высказывания менее требуемого,эксперт выставляет 0 за недостаточный объем, ответ далее не проверяется.
Правила подсчета слов изложены в Приложении 7, которое приводится в конце данного пособия (оно же Приложение 4 к демоверсии).
Для успешного оценивания выполнения заданий данного раздела эксперту необходимо ознакомиться с заданием для учащегося, критериями оценивания задания и с дополнительной схемой оценивания конкретного задания. Максимальный балл за выполнение заданий раздела «Письмо» – 20 баллов.
Требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ
Критерии оценивания выполнения задания 39
(максимум 6 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста | Языковое оформление текста |
К1 | К2 | К3 | |
2 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости (допускается 1 неполный или неточный аспект) | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка (допускается 1 логическая ошибка ИЛИ 1 нарушение деления на абзацы ИЛИ 1 нарушение в средствах логической связи ИЛИ 1 нарушение принятых норм оформления личного письма) | Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют уровню сложности задания; орфографические и пунктуационные ошибки практическиотсутству-ют (допускаются 1-2 лексико-грамматические ошибки И/ ИЛИ 1-2 орфографические и пунктуационные ошибки) |
1 | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании ИЛИ 2-4 аспекта раскрыты не полностью или неточно (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов) | Высказывание не всегда логично; имеются ошибки в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ в делении текста на абзацы И/ ИЛИ в оформлении личного письма (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов) | Используемый словарный запас и грамматические структуры не полностью соответствуют уровню сложности задания: имеются 3-4 лексико- грамматические ошибки И/ ИЛИ имеются 3-4 орфографические и пунктуационные ошибки |
0 | Задание не выполнено: 3 и более аспектов содержания отсутствуют, ИЛИ 5 аспектов раскрыты не полностью или неточно, ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму | Имеются 3 и более логические ошибки, ИЛИ имеются 3 и более нарушений в средствах логической связи, ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует, ИЛИ имеются 3 и более нарушения принятых норм оформления личного письма | Используемый словарный запас и грамматические структуры не соответствуют уровню сложности задания: имеются 5 и более лексико-грамматических ошибок И/ ИЛИ 5 и более орфографических и пунктуационных ошибок |
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения задания 40 высокого уровня сложности (максимум 14 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
К1 | К2 | |
3 | Задание выполнено полностью: содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (допускается 1 нарушение нейтрального стиля) | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; структура текста соответствует предложенному плану; текст правильно разделён на абзацы |
2 | Задание выполнено в основном: но 1-2 аспекта содержания, указанные в задании, раскрыты не полностью или неточно; стилевое оформление речи в основном правильно (допускается 2-3 нарушения нейтрального стиля) | Высказывание в основном логично (имеются 1-2 логические ошибки), И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при использовании средств логической связи,И/ ИЛИ имеются 1-2 отклонения от плана в структуре высказывания, И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при делении текста на абзацы |
1 | Задание выполнено не полностью: в содержании не раскрыты 1-2 аспекта или 3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; имеются ошибки встилевом оформлении речи | В высказывании имеются 3-4 логические ошибки, И/ ИЛИ имеются 3-4 ошибки в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ имеются 3-4 отклонения от предложенного плана; имеются 3-4 недостатка в делении текста на абзацы |
0 | Задание не выполнено: в содержании не раскрыты 3 и более аспектов, ИЛИ все аспекты раскрыты неполно или неточно; ИЛИ ответ не соответствует требуемому объёму, ИЛИ более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником) | В высказывании имеются 5 и более логических ошибок, И/ ИЛИ имеются 5 и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует |
Баллы | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
К3 | К4 | К5 | |
3 | Используемый словарный запас соответствует уровню сложности задания; практически нет нарушений в использовании лексики (допускается 1 лексическая ошибка) | Используемые грамматические средства соответствуют уровню сложности задания, нарушений практически нет (допускаются 1-2 не повторяющиеся грамматические ошибки) | |
2 | Используемый словарный запас соответствует уровню сложности задания, однако встречаются 2-3 лексические ошибки, ИЛИ словарный запас ограничен, но лексика использована правильно | Используемые граммати-ческие средства соответствуют уровню сложности задания, однако в тексте имеются 3-4 грамматические ошибки | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением (допускаются 1 орфографическая И/ ИЛИ 1 пунктуационная ошибка) |
1 | Используемый словарный запас не вполне соответствует уровню сложности задания, в тексте имеются 4 лексические ошибки | Используемые грамматические средства не вполне соответствуют уровню сложности задания, в тексте имеются 5-7 грамматических ошибок | В тексте имеются 2-4 орфографические И/ ИЛИ пунктуационные ошибки |
0 | Используемый словарный запас не соответствует уровню сложности задания, в тексте имеются 5 и более лексических ошибок | Используемые граммати-ческие средства не соответствуют уровню сложности задания, имеются 8 и более грамматических ошибок | В тексте имеются 5 и более орфографических И/ ИЛИ пунктуационных ошибок |
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Таким образом, при оценивании задания 39 (личное письмо) применяются следующие критерии:
· решение коммуникативной задачи;
· организация текста;
· правильность языкового оформления текста.
При оценивании задания 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения) применяются следующие критерии:
· решение коммуникативной задачи;
· организация текста;
· лексическая грамотность;
· грамматическая правильность речи;
· правильность орфографии и пунктуации.
Под решением коммуникативной задачи понимается:
· соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании и полнота раскрытия темы;
· использование определенного стиля речи (официального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией;
· объем, т.е. соответствие высказывания заданному объему.
Под организацией текста понимается:
· логичность в изложении материала;
· связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т. п.);
· структурирование текста, т. е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения.
Основная трудность в оценке данного аспекта состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность высказывания и композиционную стройность, логику и связность изложения. Однако, как правило, эксперты удачно справляются с оцениванием этого критерия.
При оценивании лексической грамотности учитываются:
· точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте;
· правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка;
· запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2 по общеевропейской шкале).
Практика проведения экзамена показала, что некоторые эксперты затрудняются при квалификации ошибок и иногда снижают баллы у учащихся за одни и те же ошибки как в разделе лексика, так и в разделе грамматика. Не всегда учитывается такой фактор, как типичность ошибки.
При оценивании грамматической правильности речи учитывается:
· точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;
· разнообразие и корректность используемых грамматических средств;
· сложность используемых конструкций.
При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:
· соблюдение норм орфографии иностранного языка;
· правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки).
Довольно часто у учителей, учащихся, экспертов возникают вопросы о том, как следует графически разделить текст на абзацы. В настоящее время такая графическая норма стала в английском языке очень размытой, поэтому от учащихся в рамках ЕГЭ требуется только одно – чтобы это деление на абзацы четко воспринималось глазом. Таким образом, возможны 3 варианта:
1) учащийся использует «красную строку», отступая от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца;
2) учащийся не использует «красную строку», не отступает от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца, левый край текста ровный, но при этом учащийся пропускает между абзацами «лишнюю строку», делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца;
3) учащийся одновременно и использует «красную строку», и делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца.
Если говорить о логике деления на абзацы, то здесь законы едины для всех языков, это скорее законы логики, а не языка. Поэтому в задании 39 в основной части письмаминимальное число абзацев включает:
1) благодарность ..., ссылку на предыдущие контакты;
2) ответы на вопросы, содержащиеся в письме-стимуле (3 аспекта содержания);
3) 3 вопроса (1 аспект содержания).
Подчеркнем, что это минимальное число абзацев. На самом деле п. 2 из перечисленных (ответы на вопросы друга по переписке) может содержать даже 3 абзаца и т. д. Однако абзац не может состоять из одного простого предложения, он может состоять из одного сложноподчиненного или сложносочиненного предложения, которое занимает не одну строчку.
В задании 40 минимальное число абзацев соответствует числу пунктов плана.
Задания для подготовки к оцениванию раздела «Письмо»
ЗАДАНИЕ 1. Подготовьте краткое сообщение на тему «Требования Федерального компонента ГОС к уровню подготовки выпускников, обучавшихся на базовом и профильном уровнях, в области письменной речи».
ЗАДАНИЕ 2. Обсудите в парах, чем отличаются: а) письменная речь от устной; б) требования базового уровня от требований профильного уровня согласно Федеральному компоненту ГОС и примерным программам; в) задание базового уровня от задания высокого уровня раздела «Письмо» в КИМ ЕГЭ.
ЗАДАНИЕ 3. Обсудите в парах или группах, чем отличается написание личного письма от написания: а) открытки; б) делового письма; в) сочинения.
ЗАДАНИЕ 4. Какие из перечисленных ниже умений необходимы для успешного выполнения:
а) и задания 39 и задания 40
б) только 39 (личное письмо)
в) только 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения)
г) других письменных продуктов
1) выписывание из текста ключевых слов;
2) нахождение ошибок в словах и предложениях;
3) оформление адреса отправителя;
4) деление на абзацы;
5) приведение примеров;
6) передача/запрос информации;
7) описание/повествование;
8) рассуждение, аргументирование;
9) выражение благодарности; ссылка на предыдущий контакт;
10) варьирование лексических и грамматических структур;
11) использование различных приемов логической организации и связи в тексте;
12) аннотирование;
13) соответствие содержания коммуникативной задаче;
14) адекватность языковых средств коммуникативной задаче;
15) подпись;
16) разворачивание тезиса/проблемы;
17) обобщение и изложение выводов;
18) высказывание своего мнения;
19) написание даты;
20) реферирование.
а)________________; б)_______________; в)_______________; г)______________.
ЗАДАНИЕ 5. Определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведенных фраз, и какую функцию она выполняет. Заполните колонки соответствующими фразами (или их номерами).
В начале письма
стоит обращение (после обращения ставится запятая) | автор благодарит адресата за ранее полученное письмо | автор извиняется, что не писал раньше |
В конце письма
объясняется причина, почему автор заканчивает письмо | упоминается о дальнейших контактах | завершающая фраза письма зависит от степени близости автора и адресата, после нее всегда ставится запятая |
1. Dear Ann,
2. Write back soon.
3. Much love,
4. I guess it’s time I got on with that studying I’ve been avoiding
5. My darling,
6. Take care,
7. It was great to hear from you again.
8. Dear Ms Miller,
9. Keep in touch.
10. Best wishes,
11. Lots of love,
12. Hope to hear from you soon.
13. All the best,
14. Anyway, I must go and get on with my work.
15. I was very glad to get your letter again.
16. Sorry, my mum is calling me.
17. Thanks for your recent letter.
18. Dear Uncle Jerry,
19. Yours,
20. Drop me a line.
ЗАДАНИЕ 6. Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме.
Dear Richard,
Dear Madam,
Dear Aunt Mary,
Dear Mr Fountain,
Dear Alice,
To whom it may concern
Dear Sir,
DearEditor.
ЗАДАНИЕ 7. Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме.
Yours faithfully
Love
Yours sincerely
Best wishes
Yours
Much love
All the best
Yourstruly
Sincerely
Bestregards
ЗАДАНИЕ 8. а) Соотнесите названия частей личного письма с их расположением на схеме:
| ||
| ||
| ||
|
1) дата;
2) начало письма:
а) благодарность за полученное письмо;
б) ссылка на предыдущий контакт;
3) подпись;
4) фраза об упоминании дальнейших контактов;
5) основная часть письма;
6) завершающая фраза;
7) обращение;
8) адрес.
б)Нарисуйте схему делового письма. Напишите названия каждого элемента схемы (такого задания на данный момент нет в ЕГЭ по иностранным языкам, но программа профильного уровня включает его, что означает возможность его использования в ЕГЭ в дальнейшем).
ЗАДАНИЕ 9. Определите, какой из приведенных ниже планов относится к:
1) письменному высказыванию с элементами рассуждения «За и против»;
2) письменному высказыванию с элементами рассуждения «Ваше мнение».
Объясните на основе предложенных планов, в чем специфика этого типа письменного высказывания. (Несмотря на то, что в КИМ ЕГЭ последних лет используется только тип задания «Ваше мнение», учащиеся часто неверно строят свое высказывание, так как свое мнение формулируют невнятно и фактически следуют плану высказывания формата «За и против», хотя этот формат в ЕГЭ 2010–2018 гг. не используется. В результате выполненная работа не решает поставленной в задании коммуникативной задачи – высказать личное мнение.)
A. 1. Make an introduction (state the problem)
2. Express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
3. Express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing
opinion
4. Explain why you don’t agree with the opposing opinion
5. Make a conclusion restating your position
B. 1. Introduction (State the problem)
2. Arguments “for”
3. Arguments “against”
4. Conclusion
А._____, В.______.
ЗАДАНИЕ 10. Какие речевые формулы, клише, связующие слова можно использовать только в а) личном письме; б) письменном высказывании с элементами рассуждения «За и против»; в) письменном высказывании с элементами рассуждения («Ваше мнение»); и какие – г) в нескольких вышеуказанных видах письменных заданий:
1. For instance
2. Best wishes
3. On the one hand, on the other hand
4. Firstly; secondly
5. To sum up
6. Therefore
7. To my mind
8. Despite the fact
9. Because of that
10. Sorry for
11. Thank you for
12. Such as
13. Finally
14. It seems to me
15. But
16. As I see it
17. Furthermore
18. For example
19. Apart from that
20. Still
21. So
22. If
23. To start with
24. However
a) _______________; б) _____________; в)_____________; г)_____________.
ЗАДАНИЕ 11. Какие из нижеприведенных слов и выражений вводят сравнение/контраст, результат/вывод, аргумент в поддержку высказанной мысли. Заполнитетаблицу (вспискеестьлишниеслова):
what’s more, firstly; in summary; in spite of; thus, lastly, however, in addition, apart from that, in consequence, moreover, despite; on the other hand, in contrast to this; as a result, because of that, although, whatever, as, and so; nevertheless; in conclusion, besides, while, even if, and yet, equally, to put it briefly.
Introducing comparison/contrast | Introducing result/conclusion | Introducing supporting argument |
ЗАДАНИЕ 12. В каждой строке связующих слов и выражений есть одно лишнее. Найдитеего:
1) when, whenever, moreover, before, until, while, as soon as, after;
2) finally, lastly, all in all, in conclusion, in addition, to sum up;
3) and, also, too, moreover, what is more, in addition, furthermore, therefore;
4) although, because, but, however, on the other hand.
1) __________, 2)______________, 3)______________, 4)_____________
ЗАДАНИЕ 13. Какие из нижеприведенных слов и выражений могут быть использованы (характерны) для введения, основной части, заключения письменного высказывания с элементами рассуждения? Заполнитетаблицу.
Firstly, to begin with, furthermore, moreover, also, In my opinion, I believe, I think, As I see it, In today’s world it is important…, many people believe… but to my mind, However, on the other hand, though, in conclusion, all in all, to sum up, All things considered I believe…, In conclusion it is important to remind/add/point out that…the issue is far from solving/resolving yet but I think…, there is no doubt, there is a dispute, discussion/no agreement…, the problem/issue/phenomenon of…is/appears to be/has always been… many people think that… , on the one hand, on the other hand, To begin with, Firstly, secondly, finally, in addition, Besides, Moreover, in spite of this, in fact, As a result, consequently. One major advantage is, As advocates of… claim/argue, as critics point out, There are a number of disadvantages/drawbacks, To sum it up, one can come to the conclusion that…., To conclude, it appears that… .
Introduction | Main part | Conclusion |
ЗАДАНИЕ 14. Согласитесь либо не согласитесь со следующими высказываниями.Подумайте, какие аргументы могут привести учащиеся. Назовите не менее 3 аргументов «за» и 3 аргументов «против» и сформулируйте собственное мнение.
1) Having a pet is good for a family.
2) Living in a big city is better than in a village.
3) Being famous is wonderful.
4) It’s better to travel with friends than alone.
5) Internet makes people lazy.
ЗАДАНИЕ 15. Сформулируйте 5 вопросов по проблеме критериев оценивания письма и письменного высказывания с элементами рассуждения и задайте их своему коллеге.
ЗАДАНИЕ 16. Определите, какая из приведенных ниже шкал является аналитической, а какая – холистической/импрессионистической? Почему?
1. Шкала экспертного оценивания уровня профессиональной компетенции судебного переводчика>
Баллы | Уровни профессиональной компетенции судебного переводчика |
0 | очевидно недостаточен для осуществления задач посредничества в межъязыковом межкультурном общении; перевод не обладает свойствами репрезентативности даже на уровне передачи содержания, смысла;> |
1 | <><несколько ><ниже ><уровня ><минимальной ><компетенции, >< необходимой ><для выполнения задач посредничества в межъязыковом межкультурном общении; степень репрезентативности перевода недостаточна (передается только содержание, смысл и не всегда с достаточной полнотой; остальным критериям репрезентативности перевод не отвечает);> |
2 | <><><минимальная ><компетенция, ><необходимая ><для выполнения задач посредничества в межъязыковом межкультурном общении; перевод минимально репрезентативен;> |
3 | достаточная ><компетенция для выполнения>< задач посредничества в межъязыковом межкультурном общении; перевод репрезентативен в достаточной степени;> |
4 | ><высокая коммуникативная эффективность межъязыкового межкультурного общения; перевод максимально репрезентирует оригинал.> |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 392.