Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Верное выполнение заданий с кратким ответом оценивается следующим образом. Экзаменуемый получает 1 балл за:

–     каждый правильно выбранный и записанный ответ в заданиях на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;

–     каждое правильно установленное соответствие в заданиях на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

–     каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;

–     каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска

в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.

 

За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Уровень сформированности комплекса продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2018 г. в соответствии с методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутым ответом, подготовленными ФИПИ, на основе критериев и схем оценивания выполнения заданий раздела «Письмо» (задания 39 и 40) и заданий устной части (задания 1–4), а также дополнительных схем оценивания конкретных заданий. При этом в разделе «Письмо» задание 39 (базового уровня сложности) оценивается исходя из требований базового уровня изучения иностранного языка, а задание 40 (высокого уровня сложности) – исходя из требований профильного уровня. В устной части экзамена к базовому уровню относятся первое, второе и третье задания и к высокому уровню сложности – четвертое задание.

Особенностью оценивания заданий 39 и 40 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании заданий раздела «Письмо» (39, 40) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма в задании 39 – 100–140 слов; для развернутого письменного высказывания в задании 40 – 200–250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании 39 более 154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания 40 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.

При оценивании задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205):

61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

 

При оценке выполнения заданий письменной части третий эксперт назначается в следующих случаях:

1) Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертамиза задание 39 по всем (трем) позициям оценивания данного задания, составляет 2 или более баллов, то третий эксперт выставляет баллы по всем трем позициям оценивания задания 39.

2) Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание 40 по всем (пяти) позициям оценивания данного задания, составляет 4 или более баллов, то третий эксперт выставляет баллы по всем пяти позициям оценивания задания 40.

 

При оценке выполнения заданийустной части третий эксперт назначается в следующих случаях:

1. Если расхождение баллов, выставленных двумя экспертами зазадание 2, составляет 2 или более балла, то третий эксперт проверяет ответ на задание 2.

2. Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание 3 по всем позициям оценивания, составляет 3 или более баллов, то третий эксперт выставляет баллы за задание 3 по всем позициям оценивания.

3. Если расхождение сумм баллов, выставленных двумя экспертами за задание 4 по всем позициям оценивания, составляет 3 или более баллов, то третий эксперт выставляет баллы за задание 4 по всем позициям оценивания.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 100 первичных баллов. Тестовые баллы для поступления в ссузы и вузы соответствуют первичным баллам.

 

Практические задания по теме: «ЕГЭ как итоговая форма контроля иноязычной коммуникативной компетенции».

ЗАДАНИЕ 1. Установите соответствие терминов (1-6) их дефинициям (а-з). Используйте каждую букву только один раз. Два определения являются лишними. После заполнения таблицы ответов назовите термины, соответствующие этим определениям.

Термины

1. Коммуникация 3. Коммуникативная компетенция 5. Коммуникант
2. Компетенция 4. Коммуникативная задача 6. Текст

 

Дефиниции

 

а) форма существования мотива речевого высказывания; неречевая проблема   д) социально-психологическая черта личности
б) количественные данные, которые используют для оценки е) специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения понимания и взаимодействия
в) способность к выполнению какого-либо действия ж) результат говорения или письма; продукт речевой деятельности
г) способность и готовность осуществлять межкультурное и межъязыковое общение з) участник коммуникации, порождающий высказывания и интерпретирующий их

 

Ваши ответы

 

1 2 3 4 5 6
           

 

ЗАДАНИЕ 2. Дайте названия следующих уровней иноязычной коммуникативной компетенции, используя отечественную терминологию и терминологию Совета Европы. Объясните, 1) какие из этих уровней упоминаются в федеральном компоненте и примерных программах и в связи с какими ступенями обучения иностранным языкам; 2) какие из этих уровней упоминаются в спецификации ЕГЭ по иностранным языкам и в какой связи.

 

Условное обозначение Терминология Совета Европы (английский язык) Отечественная терминология (русский язык)
А1    
А2    
В1    
В2    
39    
40    

 

ЗАДАНИЕ 3. Установите соответствие терминов (1–6) их дефинициям (а–з). Используйте каждую букву только один раз. Два определения являются лишними. После заполнения таблицы ответов назовите термины, соответствующие этим определениям.

 

А.

Термины

1. Мониторинг 3. Тестирование 5. Тестовое задание
2. Контроль 4. Тест 6. Стимул

 

Дефиниции

 

а) процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и формулирование на этой основе оценки за определенный раздел программы д) аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе  
б) задание стандартной формы, позволяющее установить уровень и наличие определенных знаний, умений и навыков, способностей, умственного развития и других качеств личности с помощью специальной шкалы результатов е) управление процессом контроля с периодическим слежением за объектом, обязательной обратной связью и рефлексией
в) один из методов исследования в психологии и методике, предусматривающий выполнение испытуемыми тестов для определения уровня способностей или достижений в какой-то области ж) при оценке говорения или письма часть задания, на которую тестируемый должен отреагировать в говорении или письме
г) минимальная составляющая единица теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого з) объекты контроля

 

Ваши ответы

 

1 2 3 4 5 6
           

 

Б.

Термины

1. Отметка 3. Критерий оценивания 5. Шкала оценивания
2. Оценивание 4. Параметр оценки 6. Ошибка

Дефиниции

 

а) качественная характеристика речевого продукта   д) определение степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений в соответствии со стандартами и программой
б) количественные данные, которые используют для оценки   е) заранее заданный набор описаний типичных ответов с точки зрения их качества, используемый экспертами в оценочных процедурах
в) условное выражение оценки знаний, навыков и умений в оценочных баллах   ж) инструкции испытуемым перед каждым заданием  
г) отклонение от правильного употребления языковых единиц и форм; результат неправильного действия учащегося з) объект контроля

Ваши ответы

 

1 2 3 4 5 6
           

ЗАДАНИЕ 4. Назовите понятие, объединяющее каждую группу следующих терминов:

 

А) устный, письменный, традиционный, альтернативный;

Б) текущий, промежуточный, итоговый, входной, внутришкольный, отсроченный;

В) прозрачность, последовательность, системность, регулярность, согласованность, рефлексия;

Г) диагностика, развитие, воспитание, контроль, обучение, стимулирование, оценивание;

Д) валидность, надежность, практичность, экономичность.

Е) диктант, изложение, тест, эссе, личное письмо, анкета, открытка, сочинение;

Ж) речевая компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция, учебно-познавательная компетенция;

З) говорение, письмо, чтение, аудирование;

И) фонетика, лексика, грамматика, орфография.

 

ЗАДАНИЕ 5. Закончите определения следующих понятий.

 

1. Тестирование – термин, употребляющийся в узком смысле в значении использования и проведения теста и в широком смысле как совокупность процедурных этапов для …

2. Тест – это …

3. Тестовыми батареями называются крупные тесты с многими …

4. Спецификация – это детальное описание формы теста и его общей структуры, которое служит основой для получения информации …

5. Стандартизированные тесты (StandardTests) – это такие тесты, которые опробованы на достаточно большом (500–1000 чел.) и представительном контингенте тестируемых и которые имеют стабильные показатели качества, а также …

6. Критериально-ориентированный тест (Criterion-ReferencedTest) вид стандартизированного теста, с помощью которого оценивается степень владения испытуемым …

7. Нормативно-ориентированный тест (Norm-ReferencedTest) – вид стандартизированного теста, с помощью которого сравниваются учебные достижения отдельных испытуемых …

8. Нестандартизированные тесты (Non-StandardTests) – это тесты, которые составлены самим преподавателем для своих учащихся и которые не …

9. Тесты учебных достижений (AchievementTests) – это тесты, составленные точно по программе/ учебнику или пройденному учебному материалу, которые используются для осуществления …

10. Тесты общего владения ИЯ (ProficiencyTests) составляются независимо от программы/учебника предыдущего обучения и имеют целью проверку знаний, навыков и умений, которые будут необходимы для …

11. Диагностические тесты (DiagnosticTests) – это тесты, которые ставят своей целью выявление …

12. Формирующие тесты (ProgressTests) – это разновидность тестов достижений, которые предназначены для следующих видов контроля: …

13. Входной тест (PlacementTest) – это тест, который обычно проводится с целью …

14. Тесты определения способностей, например, к изучению языка (AptitudeTests) – такие тесты, целью которых является установление …

15. Холистическое оценивание – это оценка выполнения заданий …

16. Аналитическое оценивание – это оценивание каждого выделяемого аспекта выполнения заданий отдельно, например, …

17. Спецификация теста – детальное описание …, которое служит основой для …

18. Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для…

19. Демоверсия – это …

20. Опция – это …

21. Дистрактор – это …

22. Ключ – это …

 

ЗАДАНИЕ 6. Какие из следующих типов заданий используются в ЕГЭ? В каких разделах ЕГЭ используются тестовые задания данных типов? Дайте примеры формулировок данных заданий.

1. Задания на множественный выбор (MultipleChoice).

2. Задания на соответствие (Matching).

3. Задания на группировку (Ranging).

4. Задания на установления последовательности (Ordering).

5. Задания на идентификацию (Labelling).

6. Задания на альтернативный ответ (True/False).

7. Задания на краткий ответ (ShortAnswerQuestions).

8. Задания на трансформацию (Transformation).

9. Задания на заполнение пропусков (Gapfilling).

10.  Заданияна подстановку ( Substitution).

11.  Задания на заполнение таблиц и схем (InformationTransfer).

12.  Заданияна редактирование (Editing).

13.  Задания – ролевая игра (RolePlay).

14.  Задания на написание личного письма (InformalLetterWriting).

ЗАДАНИЕ 7. Обсудите в парах следующие вопросы.

 

1. Цели и задачи обучения английскому языку в школе.

2. Содержание обучению английскому языку в соответствии со школьными государственными стандартами по иностранному языку.

3. Коммуникативная компетенция, характеристика ее компонентов и уровней владения иностранным языком.

 

ЗАДАНИЕ 8. Обсудите в группах следующие вопросы.

 

1. Система контроля иноязычной коммуникативной компетенции.

2. Виды и формы контроля.

3. Объекты контроля.

4. Тестирование и его особенности. Требования к тестам.

5. Виды и типы тестов.

6. Характеристика стандартизированных тестов.

7. Характеристика тестов с развернутым ответом.

 

ЗАДАНИЕ 9. Обсудите в группах следующие вопросы.

 

1. Система оценивания коммуникативной компетенции.

2. Типы и виды шкал.

3. Критерии и параметры оценивания коммуникативной компетенции.

4. Соотношение оценки и отметки.

ЗАДАНИЕ 10. Обсудите в группах следующие вопросы.

 

1. Современная система итоговой аттестации по иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.

2. Основные отличия традиционного устного экзамена по иностранному языку от ЕГЭ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы цели обучения иностранному языку в школе?

2. Что такое коммуникативная компетенция?

3. Какие виды и формы контроля коммуникативной компетенции вы знаете?

4. Что такое тестирование?

5. Дайте определение понятия «тест».

6. Чем отличается стандартизированный тест от нестандартизированного?

7. Какие виды тестов используются в ЕГЭ в разделах а) «Чтение и аудирование»; б) «Лексика и грамматика»; в) «Письмо»?

8. Какие умения проверяют тестовые задания в разделе «Письмо»?

9. Есть ли разница между критериями и параметрами оценивания? Если есть, то в чем она заключается?

10. Что такое шкала оценивания и для чего она используется?

 

РЕФЛЕКСИЯ

1. Что показалось сложным в данной теме?

2. Что было полезным?

3. Что было ненужным?

4. Что вы узнали нового (если узнали)?

Тема 2. Структура, содержание и критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо»

Основные вопросы темы

 

1. Специфика обучения письменной речи в общеобразовательном учреждении.

2. Основные понятия и категории содержания обучения письменной речи в общеобразовательном учреждении.

3. Структура и содержание раздела «Письмо» в ЕГЭ.

4. Критерии и параметры контроля и оценивания выполнения заданий раздела «Письмо» в ЕГЭ.

Основная литература

  1. Демоверсия ЕГЭ по английскому языку 2018 г. – www.fipi.ru

2. Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 г. – www.fipi.ru

  1. Примерные программы по иностранным языкам. В кн.: Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2–11 классы. Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ, Астрель, 2004.
  2. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам единого государственного экзамена 2018 г. – www.fipi.ru
  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В кн.: Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2–11 классы. Образование в документах и комментариях. – М.: Астрель, 2004.
  4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – Санкт-Петербург: Златоуст, 1999.
  5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ 2014-2017 гг). – http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

8. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (подготовлены на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года) //Иностранные языки в школе, 2015, №10, С.2-14; №11, С.2-16.

  1. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку.-Педагогические измерения.-2016, №4, с.22-44.

10. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по английскому языку. – Педагогические измерения. – 2017, №3, с.95-118.

  1. Вербицкая М.В., Миндрул О.С. Английский язык: Практический справочник для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. – М: Астрель, 2014. С. 230-247.
  2. Единый государственный экзамен. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие/ Под редакцией М.В. Вербицкой. – М.: Интеллект-Центр, 2018. С. 22 – 27.
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Астрель, 2008.

 

Письменная речь предполагает умение строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме, а также комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации.

Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику. В чем она выражается? В первую очередь, в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов письменной речи.

Продукты письменной речи: выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, личное и деловое письмо, изложение, сочинение, статья, реферат, аннотация, рецензия, отчет и т. д.

Следует сразу отметить, что в настоящее время в мире существует целый ряд национальных вариантов английского языка, у каждого из которых есть свои особенности, в том числе орфографические, грамматические, лексические; разные традиции оформления письменной речи. В нормативных документах российского образования не закреплена установка на какой-либо определенный национальный вариант английского языка. Именно поэтому (хотя у нас в стране традиционно преподаватели и авторы учебников ориентируются скорее на британский вариант английского языка) было бы неправильно считать американские орфографические варианты написания слов за ошибку. Таким образом, следует считать приемлемой и британскую, и американскую норму английского языка на всех его уровнях. Отметим, что в заданиях с кратким ответом 19-25 и 26-31 раздела «Грамматика и лексика» в случаях, допускающих два варианта написания слова, оба варианта засчитываются как правильные. Например, colour<или> color; traveller<или> traveler и т. п. В разделе «Письмо» в задании 39 (написание личного письма) не следует, например, считать ошибкой написание даты на американский манер: 11/30/2017 (месяц, дата, год).   

УМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

· строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме;

· описывать события/факты/явления;

· сообщать/запрашивать информацию;

· выражать собственное мнение/суждение;

· аргументировать свою точку зрения;

· делать выводы;

· строить письменное высказывание логично и связно;

· использовать различные стратегии: описания, рассуждения, сообщения, повествования;

· соблюдать правила организации письменного текста;

· употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно и т. д.

 

Эти умения могут контролироваться при помощи различных заданий. В ЕГЭ в разделе «Письмо» в настоящее время данные умения письменной речи контролируются на основе заданий на создание личного письма (задание 39) и развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения (задание 40). В рамках задания 40 учащимся в 2018, как и в 2017, году предлагается один тип письменного высказывания, а именно: «Ваше мнение».

 

Структура и содержание раздела «Письмо»

Таблица 5

 

Зада-ние, уровень сложности Тип задания Проверяемые умения (основные блоки) Требуемый объем Рек. время выпол- нения
39, базо-вый уровень Письмо личного характера – дать развернутое сообщение; – запросить информацию; – использовать неофициальный стиль; – соблюдать формат неофициального письма; – правильно использовать языковые средства 100–140 слов 20 мин.
 40,высо-кий уровень Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения – строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме; – выражать собственное мнение/суждение; – аргументировать свою точку зрения; – приводить примеры в поддержку высказанных суждений; – описывать события/факты/явления – делать выводы; – последовательно и логически правильно строить высказывание; – использовать соответствующие средства логической связи; – лексически, грамматически, орфографически и пунктуационно правильно оформить текст; – стилистически правильно оформить текст (в соответствии с поставленной задачей – нейтрально) 200–250 слов 60 мин.

 

Структура и содержание личного письма

Личное письмо:

• адрес (вверху, в правой стороне); лучше – краткий (город, страна);

• дата (под адресом);

• обращение: слева, на отдельной строке);

• благодарность за полученное письмо и ссылка на предыдущий контакт (начало письма,  отдельный абзац);

• сообщение: ответы на вопросы зарубежного друга (отдельный абзац);

• запрос информации: постановка вопросов в соответствии с заданием (отдельный абзац);

• упоминание о дальнейших контактах (перед завершающей фразой);

• завершающая фраза (неофициальный стиль, на отдельной строке);

• подпись автора (неофициальный стиль, имя, на отдельной строке).

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 39 РАЗДЕЛА «ПИСЬМО»

Личное письмо

· внимательно прочитать не только инструкцию, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке);

· при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;

· составить вопросы для запроса информации;

· наметить план своего ответного письма;

· не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма;

· во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и дать ссылку на предыдущий контакт;

· в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;

· в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, дать завершающую фразу и подписать письмо;

· правильно использовать языковые средства;

· проверить

      – соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам),

      – правильность организации и логичность текста;

      – правильность языкового оформления текста.

Структура и содержание письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение»

Нижеприведенный план задания 40 четко определяет структуру и содержание письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение»:

 

Use the following plan:

– make an introduction (state the problem)

– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion

– explain why you don’t agree with the opposing opinion

– make a conclusion restating your position

 

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 40 РАЗДЕЛА «ПИСЬМО»

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 384.