Эксперты оценивают два продукта письменной речи: личное письмо (задание 39) и высказывание с элементами рассуждения (задание 40).
Тема 1. Технология оценивания задания по письму «Личное письмо»
(39)
Основные вопросы темы
Основная литература
1. Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 г. – www. fipi.org
2. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников ХI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2018 г. – www. fipi.org
3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. – М.: Астрель, 2004.
4. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ 2014-2017 гг). – http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (подготовлены на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года) //Иностранные языки в школе, 2015, №10, С.2-14; №11, С.2-16.
6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку.-Педагогические измерения.-2016, №4, с.22-44.
7. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по английскому языку.-Педагогические измерения.-2017, №3, с.95-118.
8. Вербицкая М.В., Миндрул О.С. Английский язык: Практический справочник для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. – М: Астрель, 2014. С. 230-247
9. Единый государственный экзамен. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие/ Под редакцией М.В. Вербицкой. – М.: Интеллект-Центр, 2018. С. 22 – 27.
10. Макнамара Т. Языковое тестирование. OUP-Relod, 2005.
ЗАДАНИЕ 1. Вы приступаете к проверке задания 39. Ваш первый шаг:
а) проверить правильность написания адреса
б) подсчитать количество слов в работе
в) проверить правильность оформления письма
г) любое из перечисленных, порядок выполнения не имеет значения
ЗАДАНИЕ 2. В проверяемом выполненном задании 170 слов. Ваше действие:
а) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию «Организация текста» за превышение объема
б) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию «Содержание текста» за превышение объема
в) отсчитаю 154 слова от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее
г) отсчитаю 140 слов от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее
ЗАДАНИЕ 3. В проверяемом выполненном задании 154 слова. Ваше действие:
а) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Организация текста" за превышение объема
б) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Содержание текста" за превышение объема
в) проверю работу полностью, не снижая баллов ни по одному из критериев за превышение объема
г) отсчитаю 140 слов от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее, не снижая баллов ни по одному из критериев за превышение объема
ЗАДАНИЕ 4. В проверяемом выполненном задании 93 слова. Ваше действие:
а) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Организация текста» за недостаточный объем
б) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Содержание текста» за недостаточный объем
в) не буду проверять работу и выставлю за нее 0 баллов
г) проверю работу, не снижая баллов ни по одному из критериев за недостаточный объем
ЗАДАНИЕ 5. В проверяемом выполненном задании 89 слов. Ваше действие:
а) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Организация текста» за недостаточный объем
б) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Содержание текста» за недостаточный объем
в) не буду проверять работу и выставлю за нее 0 баллов
г) проверю работу, не снижая баллов ни по одному из критериев за недостаточный объем
ЗАДАНИЕ 6. Подсчитайте количество слов в этом отрывке из личного письма, выполненного учащимся. Сколько их?
Flat 8
5 MiraStreet
Torzhok
Russia
16 May 2017
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте и обсудите приведенное ниже задание для учащегося 39. Изучите дополнительную схему оценивания (см. приложение 2) и комментарии к выполненному учащимся заданию. Согласны ли вы с этими комментариями? Можете ли вы что-либо добавить к ним?
Личное письмо
Задание для учащегося
39.
You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes
…I don’t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I’m really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I’ll work as a translator or teacher of foreign languages someday. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why? I’ve lived in the USA my whole life but I’d really love to travel to other countries… |
Write a letter to Bill.
In your letter
- answer his questions;
- ask 3 questions about his plans for travelling.
Write 100–140 words.
Remember the rules of letter writing.
You have 20 minutes to do this task.
Текст 1 выполненного учащимся личного письма (с сохранением языкового оформления оригинала)
18, Sovetskaya Str.
Uralsk 453742
Bashkortostan, Russia
May 16, 2017
Dear Bill,
Hello! Many thanks for your letter.
To begin with I already decided on my career.
I hope I’ll work as a translator of English language some day because I love learning this language.
I enjoy speaking in English with my foreign friend. She lives in London. Do you have a friend from other country?
I want to work as a translator because it is a well-paid job.
Bill, you’d really love to travel to other countries. Do you want to come to the Russia?
Have you ever been here? I’m looking forward to your letter.
Please, write to me soon.
Best wishes to your parents!
Your friend,
Nastya
Анализработы 1
Тип задания: задание с развернутым ответом.
Целесообразность стиля и формат: личное письмо, неофициальный стиль общения, базовый уровень.
Рекомендуемое время выполнения: 20 мин.
Требуемый объем: 100–140 слов.
Что ожидается от учащегося?
- Дать развернутое сообщение и ответить на все вопросы друга.
- Запросить информацию.
- Использовать неофициальный стиль.
- Соблюдать формат неофициального письма.
- Правильно использовать языковые средства.
Комментарии к личному письму (с сохранением языкового оформления оригинала)
Личное письмо оценивается по трем критериям: содержание, организация текста, языковое оформление. Однако проверка работы начинается с формального, но важного момента – подсчета количества слов в выполненном задании. Требуемый объем дается в задании для учащегося (Задание 39: 100–140 слов). В п. 11 спецификации даны четкие инструкции на этот счет: «Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т. е. если в выполненном задании 39 более 154 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов и оценивается только эта часть работы». При этом подсчитываются все слова (в том числе предлоги и артикли), краткие (стяженные формы) глаголов (didn’t, can’t, let’s) считаются как 1 слово.
Убедившись в том, что требуемый объем соблюден, переходим к оцениванию выполненного задания.
Оценивая выполненную работу по первому критерию – содержание (решение коммуникативной задачи), мы должны ответить на следующие вопросы[8].
1. Отражает ли содержание все аспекты, указанные в задании?
2. Выбрано ли стилевое оформление правильно с учетом цели высказывания и адресата (для личного письма – это неофициальный стиль)?
3. Соблюдены ли принятые в языке нормы вежливости?
4. Соблюден ли требуемый объем высказывания?
Детализируя первый вопрос, необходимо сформулировать все аспекты содержания, которые должен раскрыть в своем личном письме экзаменуемый. Для этого надо проанализировать письмо-стимул и дополнительное задание, которое дается после него. Будем сразу отмечать, отражены ли все аспекты содержания в анализируемой работе и насколько полно они отражены.
1.1.Есть ли сообщение, что учащаяся уже выбрала будущую профессию? – Есть: TobeginwithIalreadydecidedonmycareer.
1.2.Естьлисообщениеотом, кемхочетстатьавторписьма? – Есть: I hope I’ll work as a translator of English language some day…
1.3.Естьлисообщение, почемуавторхочетстатьпереводчиком? – Есть: «because I love learning this language», «because it is a well-paid job».
1.4. Умеет ли автор письма запрашивать информацию? (Заданы ли три вопроса другу по переписке?) – Заданы два вопроса: DoyouwanttocometotheRussia? Haveyoueverbeenhere? Один вопрос отсутствует. Второй вопрос не о планах.
Разберем далее стилевое оформление высказывания.
2.1. Дано ли обращение в правильной форме в соответствии с неофициальным стилем? Да, обращение «DearBill,» правильно. За ним следует «Hello!» с восклицательным знаком, которое является лишним, но в задании базового уровня мы не считаем это ошибкой.
2.2. Дана ли завершающая фраза в правильной форме в соответствии с неофициальным стилем? – Да, дана.
2.3. Дана ли правильная форма, только имя пишущего? – Дана.
По третьей составляющей решения коммуникативной задачи (принятые в языке нормы вежливости) ответим на следующий вопрос: есть ли благодарность, ссылка на предыдущие контакты и будущие контакты?Есть благодарность за полученное письмо: «Manythanksforyourletter». Ссылка на предыдущие контакты отсутствует, ссылка на будущие контакты присутствует «I’mlookingforwardtoyourletter» (отметим, что здесь возможны и другие варианты ссылки на будущие контакты: “Dropmealine./Keepintouch./Writebacksoon.”).
Четвертая составляющая соответствует ли объем высказывания поставленной задаче и указанным в задании требованиям? – Соответствует – 121 слово.
Подведем итог по критерию «Решение коммуникативной задачи» содержания: максимально за содержание дается 2 балла, анализируемая работа может быть оценена в 1 балл, так как отсутствует 1 вопрос, 1 вопрос не принят и нет ссылки на предыдущий контакт.
Второй критерий, по которому оценивается личное письмо, – организация текста.
Оценивая задание по этому критерию, мы должны ответить на следующие вопросы[9].
1. Насколько логично в целом высказывание? – В письме есть нарушение логики: автор разрывает свою мысль, почему она хочет быть переводчиком: IhopeI’llworkasatranslatorofEnglishlanguagesomedaybecauseIlovelearningthislanguage.
I enjoy speaking in English with my foreign friend. She lives in London. Do you have a friend from other country?
I want to work as a translator because it is a well-paid job. Предложения «I enjoy speaking in English with my foreign friend. ShelivesinLondon. Doyouhaveafriendfromothercountry?» разрывают связность и целостность текста, автор опять возвращается к мысли, почему он хочет стать переводчиком, что нелогично после предложений о зарубежном друге.
Логический переход от вступления к ответам на вопросы друга не совсем понятен: 8-е предложение: что имелось в виду: вопрос (тогда это грамматическая ошибка) или утверждение как логический мостик (тогда это звучит странно): Bill, you’dreallylovetotraveltoothercountries.
2. Присутствуют ли средства логической связи и правильно ли они использованы? – Присутствуют, но минимально. Используются в целом правильно.
3. Разделен ли текст на абзацы? – Письмо разделено на абзацы, однако деление не всегда логично. Автор практически чуть ли не каждое предложение выделяет в отдельный абзац. Предложение «I want to work as a translator because it is a well-paid job» нужнобылоприсоединитькпредыдущемупредложению(нарушение в делении на абзацы), а не давать отдельным абзацем. Фразуодальнейшихконтактах «I’m looking forward to your letter».
лучше выделить в отдельный абзац.
4. Соответствует ли оформление текста нормам, принятым в стране изучаемого языка?
Этот последний вопрос требует детализации.
А. Обращение на отдельной строке – соответствует.
Б. Завершающая фраза на отдельной строке – соответствует.
В. Подпись на отдельной строке – соответствует.
Г. Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий) – соответствует.
Д. Дата – соответствует.
Подведем итоги по критерию организации текста: максимальный балл по данному критерию – 2 балла, учащаяся получит 1 балл. Оценка снижена за неправильное деление абзацев и нарушение логичности.
Третий критерий – языковое оформление текста. Проанализируем сделанные ошибки.
1. 3-епредложение (грамм.): надо Present Perfect вместо Past Simple (правильно: I’ve already decided).
2. 4-е предложение (грамм.): нужен определенный артикль перед словосочетанием theEnglishlanguage.
3. 6-е предложение (грамм.): надо another вместо other (правильно: another сountry).
4. 9-е предложение (грамм.): надо toRussia вместо totheRussia (правильно: название страны без артикля).
5. Явной пунктуационной ошибкой является использование восклицательного знака в завершающей фразе Bestwishestoyourparents!
Учащаяся получит 1 балл по третьему критерию, так как допущено 4 лексико-грамматические ошибки, имеется пунктуационная ошибка.
Таким образом, за личное письмо учащаяся получит 4 балла.
Текст 2 выполненного учащимся личного письма (с сохранением языкового оформления оригинала)
16th May
Dear Bill,
Many thanking for your letter. Sorry, but I had no time to answer. I’m very beasy, because I prepare to my exams.
You asked me about my career. I think it is rather difficult to do a wright choice. Many of young people want to have a very good job.
I want to become a translator as you. I’ll love this job and I love traveling. What your favourite country and where have you never been?
All the best,
Sasha
Анализработы 2
Тип задания: задание с развернутым ответом.
Целесообразность стиля и формат: личное письмо, неформальный стиль общения, базовый уровень.
Рекомендуемое время выполнения: 20 мин.
Требуемый объем: 100–140 слов
Что ожидается от учащегося?
– Дать развернутое сообщение и ответить на все вопросы друга.
– Запросить информацию.
– Использовать неофициальный стиль.
– Соблюдать формат неофициального письма.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 377.