Современный этап научно-технического прогресса, принявший форму информационно-технологической революции, с одной стороны, способствует единению человечества, а с другой, ведет к его дифференциации. От информатизации и развития основанных на ней высоких технологий выигрывают в первую очередь политические и экономические элиты, а также развитые страны, которые ведут активную борьбу за открывающиеся новые возможности и не упускают случая сполна использовать преимущества, которые вытекают из их заведомо выгодных позиций.
Как отмечает известный американский экономист Дж.Сакс, развитие науки, техники и новых форм производства, практически полностью осуществляется усилиями около 15% населения планеты, которое в основной своей массе проживает в высокоразвитых странах. В то же время почти половина жителей Земли не создает новых технологий, но в состоянии использовать готовые результаты научно-технических достижений, адаптируя их по-своему. И, наконец, оставшиеся более 2 млрд. человек, т.е. треть мирового населения, вообще не могут не только изобретать, но даже и использовать чужие изобретения, оказываясь, таким образом, отрезанными от остального мира и брошенными на произвол судьбы.[52] Такое положение дел является бедствием само по себе и к тому же имеет еще множество негативных последствий.
Наглядно и наиболее ярко это проявляется, например, в области экологии и ряда других глобальных проблем. Так, в частности, проблемы образования, здравоохранения, роста народонаселения, остающиеся острейшими для всего человечества в целом, не столь актуальны в странах, где информационная революция и развивающиеся быстрыми темпами высокие технологии уже привели к серьезным переменам в сфере труда, досуга и быта людей, сделав их более комфортными и привлекательными для значительной части населения. Также, в то время, как общая экологическая ситуация на планете неизменно ухудшается, в развитых странах она стабилизировалась, или даже несколько улучшилась. Здесь нет случайностей, а информационно-технологическая революция в данном случае играет весьма важную роль. Она ведет еще к большей дифференциации бедных и богатых обществ, становясь неотъемлемой частью различных сфер человеческой жизни (политической, социальной, экономической) только тогда, когда они уже достаточно развиты.
Вполне очевидно, что при таком неравенстве доходов возможность извлекать выгоду из информационно-технологической революции и дальше сможет только явное меньшинство жителей Земли. Их положение и жизненный уровень, по всей вероятности, будет и дальше подниматься, так как внедрение высоких технологий, удельный вес которых в экономике промышленно развитых стран неизменно увеличивается, ведет к снижению антропогенной нагрузки на природу. Это достигается в основном за счет новых научных разработок, внедрения дорогостоящих замкнутых производственных циклов и минимизации выбросов в окружающую среду, направления средств на экологическое образование и просвещение. Такие меры предпринимаются, прежде всего, в промышленно развитых странах и в плане позитивных перемен заметно влияют на жизнь примерно лишь одного миллиарда человек, именуемого «золотым». Для большинства же из оставшихся шести с половиной миллиардов жителей планеты социально-экономическая ситуация не только не улучшается, но и сохраняет тенденцию к ухудшению, что имеет вполне конкретные причины.
В современных условиях процессы глобализации пошли несоизмеримо быстрее, а мир стал стремительно структурироваться как единое целое, прежде всего, в области коммуникаций и мировой торговли. Это, в свою очередь, еще больше усилило специализацию отдельных стран и даже целых регионов в мировом разделении труда. Так в процентном отношении доля населения высокоразвитых стран, занятых в сфере обслуживания, в области науки, образования, искусства, а также легкой, обрабатывающей и электронной промышленности, то есть в экологически чистых производствах, несоизмеримо выше, чем в странах отсталых и даже развивающихся. Под влиянием более жестких природоохранных законов, которые уже приняты в большинстве развитых стран Запада, экологически вредные производства, например, химической, металлургической, добывающей промышленности, все больше перемещаются в слаборазвитые страны. В предельно короткие сроки они нарушают складывавшийся там веками патриархальный уклад жизни и создают, таким образом, серьезные диспропорции в отношениях природы и общества.
Информационно-технологическая революция принципиально изменила также и направление мировых финансовых потоков, что никак не способствует улучшению глобальной экологической ситуации. Если в условиях промышленной революции развитые государства в поисках более дешевой рабочей силы активно вывозили капитал в отсталые страны, развивая там добывающую и обрабатывающую промышленность и, создавая таким образом рабочие места для неквалифицированного и малограмотного населения, то теперь капитал направляется в развитые страны, так как высокие технологии требуют образованных, высококвалифицированных специалистов, высокой культуры производства, развитой инфраструктуры. Эти же страны становятся и основными потребителями своей наукоемкой, высокотехнологичной продукции, все меньше нуждаясь в тех, кто беден и неплатежеспособен. В итоге, наиболее образованная и талантливая часть населения, в основном молодежь, уезжает из слаборазвитых стран в развитые, где получает лучшие условия для жизни и работы. Этот процесс «утечки мозгов» является характерной особенностью информационной революции, когда развитые страны аккумулируют у себя интеллектуальный потенциал со всего мира, что практически не оставляет аутсайдерам возможности преодолеть свое отставание, а тем более, выйти на уровень устойчивого развития.
Еще одним следствием современного этапа развития научно-технического прогресса являются колоссально возросшие возможности манипулирования индивидуальным и общественным сознанием. Сама по себе такая манипуляция не является чем-то новым, но в условиях глобализации и информационной революции, она становится не только качественно иной, но и возможной уже по отношению ко всему населению мира. Новое ее качество проявляется в том, что современные средства массовой информации, глобальная сеть Интернет, наконец, массовая культура позволяют изменять общественное сознание. Такие технологии получили название хайхьюм (high-hume, по смыслу – «высокое воздействие на человека») и в последние годы активно используются в рекламных целях, избирательных компаниях, при освещении тех или иных политически значимых событий, а также в информационных и идеологических войнах.
Поскольку на научно-технический прогресс нередко возлагаются надежды в плане преодоления в перспективе социальных, экономических, экологических и других проблем, то важно подчеркнуть, что сам по себе НТП таких задач не решит. Он может дать положительный эффект частного порядка – в той или иной сфере общественной жизни, а также для отдельных стран и даже регионов, однако в мировом масштабе ни социальную, ни экологическую, ни какую другую ситуацию изменить посредством НТП не представляется возможным. Информация, новейшие технологии в конечном счете оказываются такими же нейтральными, как и наука или техника – они не несут в себе ни положительного, ни отрицательного содержания и приобретают его лишь в зависимости от того, как, при каких обстоятельствах и в каких целях они используется. Наука, информация, и связанные с ними высокие технологии могут, таким образом, быть направлены и на благо, и во вред человеку, что сполна проявляется в современном мире.
Очевидно, что ждать еще более высокого уровня развития научно-технического прогресса в надежде на преодоление только с его помощью, экологических, социальных и других проблем, не приходится. Даже с учетом того, что на смену информационно-технологической революции придет другая, где вместо информации и высоких технологий на первый план в качестве определяющего фактора поступательного развития общества выдвинутся инновации, а на смену информационному придет инновационное общество, все равно во всех отношениях точкой отсчета и критерием совершенства останется человек. Прогресс должен быть, прежде всего, в развитии самого общества, на уровне ответственности, сознания, морали и, в конечном счете, поведения людей.
Далее мы вступаем в область возможного будущего и, опираясь на итоги и тенденции общественного развития, можно делать лишь предположения относительно следующих этапов, которые по всей вероятности наступят в обозримой перспективе. Один из таких этапов будет связан, по-видимому, с биотехнологической революцией, за которой, если человечество избежит коллапсов и продолжит движение по пути дальнейшего поступательного развития, должны будут последовать социо-технологическая, быть может, антропо- или гомо-техническая революции. Точность названия здесь не имеет принципиального значения, но что важно подчеркнуть, так это то, что слово «наука», будучи менее точно определенным понятием по сравнению с термином «техника», пожалуй, уступит ему место в названиях будущих этапов, как это уже и произошло на третьем этапе, где в качестве определяющих слов выступают информация и технологии. Такое предположение вытекает еще и из того, что «техника» – предельно конкретное понятие, воспринимаемое даже на уровне осязания, и до какого бы уровня в своем развитии не поднялось общество, техника всегда будет удивлять нас своим все более высоким совершенством, а наука все новыми и, как то часто бывает, неожиданными открытиями.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности развития науки и техники в условиях глобализации?
2. Каково содержание понятий «технооптимизм», «технопессимизма»?
3. Что является отличительной чертой научно-технической революции?
4. В чем заключается непосредственная производительная сила науки?
5. Каким образом проявляется нформационно-технологическая революция?
6. Как изменилась роль информации в глобальном мире?
7. Какие социальные последствия порождает научно-технический прогресс?
8. Что можно сказать о перспективах развития науки и техники?
Темы рефератов:
1. Влияние науки и техники на глобализацию.
2. Особенности развития науки в ХХ веке.
3. Социальные аспекты информационной революции.
4. Перспективы развития научно-технического прогресса
Список литературы:
1. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2017. — 448 с.
2. Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика B.C. Стёпина; под ред. В.И. Аршинова, И.Т. Касавина. - М.: Альфа-М, 2014. - 768 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
4. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002. – 352 с.
5. Неизбежность нелинейного мира. К 100-летию со дня рождения В.С. Готта. – М., Гуманитарий, 2012.
Тема 8
А.А. Гусейнов
Этика науки
Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.