Роль личности в развитии неврозов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практически все фундаментальные исследования, даже если они специально не посвящены проблеме личности, отводят личностным параметрам значительную роль в становлении невроза.

Так, S.Freud (1923) утверждает, что в раннем детском возрасте в процессе становления личности у ребенка возникает сексуальное влечение к родителю противоположного пола, которое вытесняется в бессознательное и становится источником постоянного напряжения и тревоги, не всегда осознаваемых. Если не происходит разрешения этого напряжения в виде сублимации, то возникает невротическая симптоматика, которая является символикой вытесненного сексу-ального влечения. Заслугой S.Freud является то, что он правильно поставил вопрос о роли неосознанных психических процессов, но его ответ не устраивал даже его ближайших последователей, ибо здесь не учитывалась роль социальной среды в формировании неосознаваемых психических явлений.

A. Adler (1986) отвергает пансексуализм S.Freud. Он указывает, что под влиянием социальных условий (воспитание) в течение первых лет жизни, когда ребенок находит свое собственное «Я», все душевные феномены представляют собой творческие усилия. Поэтому в основе закладывающейся душевной структуры лежат не объективные значения, а индивидуальные впечатления. Это несоответствие формирует то напряжение, которое A.Adler называет чувством неполноценности. Последнее является важным источником для бессознательной постановки цели, состоящей в стремлении к совершенству. Она возникает у ребенка в 4-5 лет и задает ту целостную картину, которую A.Adler назвал стилем жизни. Он призывал учиться видеть в любом душевном движении одновременно настоящее, прошлое, будущее и конечную цель человека, а также исходную форму ситуации, в которой формировалась личность в раннем детстве, но не выявил конкретного психологического содержания чувства и развивающегося из него комплекса неполноценности.

К. Homey (1950) также выступает против чрезмерного подчеркивания биологического происхождения социальных явлений. С ее точки зрения, у ребенка при неблагоприятных условиях воспитания развивается не чувство «МЫ», а ощущение глубокой незащищенности и неопределенного беспокойства, которое она называет базальной тревогой. Последняя не позволяет ребенку строить спонтанные отношения с другими, вынуждает его искать способы совладания с этими чувствами. Это выражается привязанностью к наиболее сильной личности, протестом и стремлением не допускать никого в свой внутренний мир - навстречу, против и от. Ребенка влечет во всех трех направлениях. Пытаясь разрешить базальный конфликт, ребенок выделяет как доминирующее одно из влечений и перестает быть самим собой. В результате невротик теряет чувство конкретного, способность жить настоящим моментом. Под влиянием внутреннего напряжения он, опираясь на внутренние предписания, большую часть сил тратит на то, чтобы превратить себя в абсолютное совершенство. Окружающая среда - лишь фон, на котором разыгрывается напряженная внутренняя психологическая драма. K.Horney, как и A.Adler, не конкретизирует психологические моменты в н ут р и л и ч н о ст п о й организации невротика.

Бихевиористы (J.Wolpe, 1969) и необихевиористы (B.Skinner, 1971) объясняют причину невроза неправильным поведением. Сложные внутрипсихические явления игнорируются. Суть психотерапевтической техники, в которой имеется ряд рациональных моментов, сводится к обучению правильному поведению. Но положительный эффект при бихевиоральной терапии наступает лишь при серьезных личностных изменениях.

Заслуживает внимания когнитивная: система психотерапии (A.Besk, 1979). Центральным положением здесь является то, что мысли личности продуцируют ее настроение. Значение, которое придается фрустрирующе-му агенту, больше, чем сама фрустрация, ответственно за развитие эмоции. Мысли, не соответствующие действительному положению вещей, называются малоадаптивными. Довольно часто они не сознаются, но если поведение личности определяется этими мыслями, то в зависимости от их содержания развиваются различные невротические эмоциональные расстройства: невротическая депрессия (при мыслях о неполноценности в личностной сфере), тревога (при мыслях о возможной угрозе в неопределенной ситуации), фобии и обсессии (при мыслях об угрозе в определенной ситуации). Подобно психоанализу когнитивная терапия имеет дело с интрапсихическими процессами, стремится реорганизовать структуру личности таким образом, чтобы подготовить ее к будущим стрессам. Врач и больной активно сотрудничают в построении положений и расшифровывают вместе болезненные формулировки. 11оследние могут постоянно проверяться, уточняться или отвергаться самим больным.

Однако в данной ситуации не исследуется причина возникновения малоадаптивных мыслей. Положительный результат и здесь возникает лишь при глубоких личностных изменениях, смене личностной позиции.

Ответ, откуда берутся м ал оа да пт и в н ы е мысли, даст концепция отношений личности (В.Н.Мясищев, 1960; БД.Карвасарский, 1980), согласно которой психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно избираемых отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Эта система определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешнее воздействие. Все составляющие психической организации связаны так или иначе с отношениями. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности.

Однако почему возникают те или иные отношения? Свободна ли личность в выборе впечатлений, знакомств, направленности поведения? Какие внутриличност-ные параметры влияют иа избирательность последнего? Обычно у человека имеется определенная свобода выбора. Случайно ли ои отдает предпочтение той или иной альтернативе?

Попытка ответить на эти вопросы предпринята в работах Д.Н.Узнадзе (1966), И.Т.Бжалавы (1966), В.Г.Нора к и дзе (1966), посвященных теории установки. Установка - психологическое состояние, которое, не будучи содержанием сознания, тем не менее оказывает решающее влияние на его работу, являясь целостным состоянием, моментом динамической определенности, целостной направленностью в определенную сторону, на определенную активность. Она тесно связана с конештуциоиными характеристиками психики, с одной стороны, и характером - с другой. Качественные параметры установки носят биологический характер, содержание же возникает в процессе жизнедеятельности и социальной активности. У детей установки формируются очень быстро и начинают определять поведение. Меняются они при неврозах.

Интересна попытка E.Berne (1961, 1976, 1977) объяснить истоки формирования стиля жизни и вытекающей из него системы отношений. Этот подход является конкретизацией положения A.Adler о том, что каждая личность в раннем возрасте неосознанно под влиянием родителей составляет свой жизненный план. E.Berne (1977) считает, что она редко изменяется под влиянием внешних обстоятельств. Устойчивые изменения, по его мнению, наступают лишь при психотерапевтическом лечении или любви, которая является естественным психотерапевтом. E.Berne дает технику расчета последнего при помощи определения личностного комплекса, под которым понимает отношения к себе («Я»), близким («ВЫ») и людям вообще («ОНИ»). Кодируется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие). Кроме того, анализируется стабильность позиции. Качественное содержание стабильной позиции прослеживается во всех ситуациях, а нестабильной - изменяется.

От этих позиций зависят стиль жизни и жизненный план, чаще неосознаваемый, который E.Berne (1977) называет сценарием. Появление минусов в личностном комплексе приводит к трудностям в общении с социальным окружением и с самим собой, что вызывает состояние эмоционального напряжения. В зависимости от того, в каких параметрах имеются минусы, возникают те или иные поведенческие стереотипы в конфликтных и кризисных ситуациях.

Личность, находящаяся в сценарии, теряет возможность спонтанного развития, а жизненный путь ее определяется не требованиями действительности, а этим сценарием. Больной в жизненных ситуациях с партнерами находится в треугольнике: Преследователь, Избавитель, Жертва (рис. 5.11.). Па прием к врачу он приходит в роли Жертвы.

E.Berne (1977) составил специальный опросник, охватывающий весь жизненный путь больного. Биографическое исследование позволяет прогнозировать жизненную траекторию и возможные обострения невроза. Целью лечения становится смена минуса на плюс, а диагностика позиций позволяет планировать его стратегию и тактику. Для воздействия на личностный комплекс Е.Berne (1961) разработал психотерапевтическую систему трансактного анализа. Здесь основное внимание уделяется тем неприятностям, которые возникают у пациента в процессе общения с другими людьми. Меньший упор делается на неосознаваемые психические процессы. Лечение проводится индивидуально и в группах.

Наблюдение за больными привело E.Berne к открытию, что существует три состояния индивида («Я-состо-яния»): Родителя (Р), Взрослого (В) и Дитяти (Д). Р скопирован с родителей или авторитетов; В - компьютер, та часть, которая работает; Д -это то, что остается от детства. Диагноз «Я-состояний» называется сгрук-турным анализом. Общаясь, люди обмениваются сти мулами, которые E.Berne называет трансакциями. В основе продуктивных отношений лежат простые местные трансакции. Скрытые трансакции приводят к игре, усиливающей эмоциональное напряжение и конфликт, а затем к той или иной форме невроза. Люди стремятся к близости и боятся ее. Невротики заменяют близость играми, этим суррогатом близости, приводящим к болезни.

В процессе лечения больные учатся различать в себе и других «Я-состояния», выбирать формы общения и продуктивно строить свои отношения с людьми, что в конечном итоге приводит к смене личностной позиции, выходу из сценария и излечению.

На первый взгляд, система E.Berne представляется достаточно стройной, логичной и завершенной. Однако обращает на себя внимание тот факт, что при типирова-нии личностного комплекса не принимается во внимание отношение к труду, которое формируется в процессе совместной деятельности с другими людьми и влияет на все остальные параметры личностной структуры (Н.М.Зульфугаров, 1983; И.С.Кон, 1984; A.Maslow, 1971; A.Kemphiski, 1975 и др.). Поэтому необходимо также рассматривать параметр «ТРУД» (L.Seve, 1976).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 205.