Избирательные кампании и ораторское искусство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А сейчас я вам расскажу, как мы пробовали консультировать некоторых кандидатов в депутаты. Выяснилось, что они, особенно бывшие аппаратчики, при встрече с избирателями совершенно не учитывали психологию слушателя, «лезли» напролом и... теряли голоса. Те, которые называли себя демократами (а демократия -это состояние души), таковыми по своей сути не являлись. Это нетрудно было видеть даже по жестам: «Мы все, от последнего рабочего (рука внизу) до председателя областного совета (рука поднимается вверх), должны объединиться для того, чтобы...» А ведь здесь надо было бы сделать обнимающий жест. Или чего стоит заявление «демократа»: «Мы должны каленым железом выжигать...»

Как правило, почти все выступающие говорили в стиле Родитель-Дитя, в духе «Разве это не ужасно...», разжигая страсти слушателей. Когда выступал следующий кандидат, он говорил прямо противоположное и при этом нападал на конкурента. Ораторов простого стиля практически не было. Сами слушатели в основном задавали конкретные вопросы.

Кандидаты в депутаты вели себя так, как будто они оказывали честь избирателям. Естественно, многие из них, вполне достойные люди, проваливались на выборах. Впоследствии многие из них стали прибегать к помощи консультантов.

Какие при этом выявлялись общие ошибки? Люди с «подмоченной» аппаратной или партийной биографией пытались ее как-то замазать, скрыть (хотя следовало бы использовать). Многие пытались ругать своих соперников (хотя следовало бы хвалить). Многие могли говорить, но не хотели слушать. На всем этом шла потеря голосов. Не лучше были и доверенные лица, которые своим поведением скорее отталкивали избирателей от своего кандидата. Был случай, когда один известный врач в^ листовке обратился за помощью к своим бывшим пациентам: «Мы вас лечили, теперь помогите нам». Сам врач был ни при чем. Его подвели консультанты. Еще одну ошибку допускали почти все кандидаты: они пытались показать свою осведомленность во всех вопросах, и их проводили на мякине.

Учитывая эти моменты, мы предложили не скрывать свое прошлое, продемонстрировать сферу своей компетентности, умение работать с людьми и терпимость во время ответов на вопросы, а самое главное, показать себя человеком со всеми слабостями и достоинствами и понравиться женщинам. В программе кандидату необходимо показать, как через его специальность можно решать экономические, политические, экологические и какие угодно другие вопросы.

И вот я составил текст выступления для кандидата в депутаты врача. Думаю, что алгоритм подойдет для многих выступлений. Следует только изменить специальность. Почему рекомендую этот текст? Да потому, что он помог некоторым кандидатам в депутаты.

«Дорогие друзья!

Вы ие ошибетесь, если отдадите голоса моим конкурентам. Это достойные люди. М.М. - великолепный строитель. Не исключено, что он решит ваш квартирный вопрос. Н.Н. - отличный.,. И он сможет улучшить положение дел с... Но какие бы хоромы вам ии построил М.М., какие бы... ни обеспечил Н.Н., вы не будете счастливы, если у вас и ваших близких не будет отличного здоровья. Я хочу рассказать вам, что буду делать, если вы мне окажете доверие...

Я руководитель крупного лечебного учреждения, и власти у меня достаточно. (Если есть какой-либо компромат, упомяните об этом. Лучше самому о себе сказать плохо, чем ждать, когда это сделают другие.) Почему же мне нужна еще и законодательная власть? Дело оздоровления только на десять процентов зависит от работы медиков, Мы находимся на вершине всех несчастий, и нам видно, что делается внизу. Я буду прежде всего выступать за те законы, по которым расходы иа лечение своих сотрудников взяли бы предприятия. Тогда директора быстро сообразят, что дешевле проведение профилактических мероприятий, улучшение условий труда и бытовых условий, организация отдыха их сотрудников, оздоровление экологической обстановки, чем лечение болезней».

Точно так же нетрудно показать, что совершенствование системы образования будет способствовать сохранению здоровья и подготовке кадров для различных разделов хозяйства и т. д.

И не следует, как это делал один из моих подопечных, давать точных расчетов на таких встречах.

Ответы на вопросы. Надо сказать, что много вопросов задают бузотеры и не особенно умные люди. Но вопрос следует выслушать, не перебивая. Лучше его повторить, чтобы тот, кто спрашивает, был убежден, что его правильно поняли. Особенно ценны для роста популярности глупые вопросы. Отвечать на них следует серьезно и без иронии. Довольно быстро бестолковость задающего вопросы надоедает аудитории, и слушатели начинают на него «шикать». Вот именно в это время кандидат в депутаты набирает голоса. За него проголосует и тот, кто задавал вопрос, и те, кто шикал на задающего вопросы.

Этим, пожалуй, можно закончить главу.

 

 

часть v

 

Современное состояние проблемы

 

Эта книга никогда не была бы написана, если бы моя жизнь протекала благополучно. В 1979 году, когда мне было 40 лет, я подвел итоги своей жизни. Баланс был отрицательным. Работа стала неинтересной. Я испытал феномен «вращающихся дверей»: лечил больных, но через два-три месяца у них возникали обострения. Начались конфликты с начальством. Неблагополучно было и в семье. Два сына 12 и 7 лет дрались между собой. И, уложив их спать, мы с женой спрашивали друг друга: «За что Бог наказал нас такими детьми?»

К этому моменты я уже был обладателем гипертонической болезни II стадии, анацидного гастрита и легкого ожирения. Посещали меня и такие «гости», как предынфарктное состояние, нарушение мозгового кровообращения, карбункул, который пришлось оперировать, и т. д. Всего и не перечислить!

Жизнь потеряла перспективу, я просто «тянул лямкр>. И вот в это время мне в руки попала научно-популярная брошюра, посвященная проблеме общения, в которой автор приводил отрывки из трудов Э. Берна (это сейчас его работы выходят у нас многотысячными тиражами, раньше его просто не издавали). Тогда я безуспешно лечил одну больную, оченьумтгую (она была математиком) и настолько же нудную женщину с большими претензиями, внешне не привлекательную и давно болеющую, перенесшую несколько операций. Поступила она к нам в клинику в тяжелом соматическом и невротическом состоянии, предварительно со всеми перессорившись. Мне приходилось с ней долго и часто беседовать, убеждая в том, что ей следует быть более терпимой к своим близким. Беседы эти меня выматывали, и тут я дал ей эту брошюру.

Ha несколько дней больная оставила меня в покое. Когда мы встретились вновь, я ее не узнал. Это была привлекательная, жизнерадостная женщина, приветливая и доброжелательная. Она с благодарностью возвратила мне книжку, отметив те мысли Э.Берна, которые изменили ее взгляды на жизнь, произвели переворот в Душе.

 

* Данная часть книги - моя монография, вышедшая в Т993 году. Это фундамент всей моей работы, и хотелось бы ею показать вам без изменений (сознательно даны те же примеры, рисунки и т.п.), хотя мои представления прегерпетн определенную динамику. Кроме того, я бы предстал перед читателем не как попутя-ризатор, а как ученый. Тогда станет ясно, что предшествующие части являются изложением научн ых дани ых, доступных для тех, ради koi о делает ся на> ка.

 

Тогда и я внимательно перечитал эту брошюру. С тех пор я довольно часто повторяю: «Счастье проходит мимо нас по 10-20 раз в день, но если мы запрограммированы на несчастье, то выберем единственный неблагоприятный для нас вариант, запрограммированный нашим сценарием. Но когда человек выходит из последнего, он начинает видеть свои возможности». Короче говоря, и в 40 лет можно все начать сначала.

К этому времени я занимался лечением в основном больных неврозами. Невроз - психогенное заболевание. Оно возникает после конфликтов, нарушающих значимые отношения личности, и проявляется симптоматикой, которая в принципе в той или иной степени отмечается и у здоровых людей после душевных волнений. Только у больных она не соответствует тяжести конфликта и длится чрезмерно долго.

Когда я назначал этим больным лекарства или лечил их гипнозом, им становилось лучше, но потом неизбежно, как это я теперь понимаю, возникало обострение. Ведь никакие таблетки, да и гипноз, не могут научить больного правильно вести себя. Вместо того чтобы назначать таблетки и лечить гипнозом, я стал обучать больных (и себя тоже) правильному поведению в конфликтах. Результаты не замедлили сказаться. Больные стали действительно поправляться (и я тоже). Кроме того, у них наметился социальный рост (и у меня тоже), наладились отношения в семье и на работе (и у меня тоже). Так была разработана новая психотерапевтическая методика - «психологическое айкидо» (М. Е. Литвак, 1992). Начали складываться представления о механизмах возникновения неврозов и их связи с другими заболеваниями, а также социальными явлениями.

Вначале я нарисовал такую схему (рис. 5.1.). Вы все -и врачи и не врачи - знаете симптоматику неврозов. Один после конфликта плачет навзрыд, рвет на себе волосы {истерия), другой горюет {депрессия), третий тихо и бесплодно пережевывает ситуацию, мечтая отомстить обидчику {навязчивость) и при эюм никак не может от этих мыслей отвлечься и заснуть {бессонница), а потом чувствует усталость, быстро утомляется {астения), становится раздражительным {гиперстеническая форма астенического синдрома).

Многие люди держат себя в руках. «Внутри все кипит, но виду не подаю», - вот фраза, которую они произносят с гордостью. Но неразрешившаяся эмоция поюм нанесет им вред еще больший. В зависимости от конституции у одних это будут гипертоническая болезнь, инфаркты, кровоизлияние, атеросклероз, у других -га стрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колит, у третьих - бронхиальная астма, у четвертых... Т. е. все то, что мы знаем, называем психосоматическими заболеваниями. Тогда я понял, что вылечить последние при помощи лекарств - миф. И моими пациентами стали больные с этими расстройствами, но о них ^здесь речь не пойдет, хотя опыт накопился. Схема же усложнилась (рис. 5.2.).

 

 

кто находился в состоянии эмоционального напряжения в силу невротического устройства своей личности, что приводило к ослаблению иммунных сил. Появился

 

 

Пойдем дальше. Вспомним того, к го пережевыва конфликты. Выйдя из кабинета начальника, он продолжает «войну» с ним, ничего не замечая вокруг, оказывается на проезжей части дороги и попадает под машину. Существует большая литература, которая убедительно показывает, что травмы - это удел лиц с определенной организацией душевного устройства, т. е. невротических личностей. И на схеме появился еще один лепесток (рис. 5.3.).

 

 

Некоторые для снятия душевного напряжения, вызванного конфликтами, прибегают к приему алкоголя и наркотиков. Если это продолжается долго, развивается хронический алкоголизм и наркомания. Мой учитель и научный руководитель Борис Дмитриевич Петраков, специалист по социальной психиатрии, установил, что уровень неврозов в XX в. увеличился в 40,6 раза, а алкоголизм - в 40,4 раза (Б. Д. Петраков, 1984). Меня такое с ходегво удивило. К намечающемуся цветку прибавилось сразу два лепестка (рис. 5.4.). Мне часто приходилось участвовать в ликвидации эпидемии гриппа, дизентерии и даже холеры. Но все ти заботевати? Далеко не все! Заболевали тишь те, новый лепесток (рис. 5.5.). Кстати, наши клиенты и пациенты после психотерапевтического лечения практически переставали болеть простудными заболеваниями.

Нашу иммунную систему можно уподобить правоохранительным органам (метафора моего коллеги доцента О.Я.Силецкого). С внешними врагами - микробами -борется КГБ, с внутренними «перерожденцами» - раковыми клетками - МВД. В нашем организме ежедневно возникает несколько десятков таких перерожденцев, но если МВД работает нормально, они отлавливаются и уничтожаются. При эмоциональном напряжении этого не происходит. Формируются «мафиозные» структуры клеток. Так возникают злокачественные опухоли. На нашем рисунке появился еще один лепесток (рис. 6).

 

Каждый занимающийся неврозами знает, что проблемы невротика - проблемы обычных людей. Эти же проблемы имеются и у лечащего врача. Вот почему больные неврозом, как метко подметил А.Кемпински (1975), не вызывают сочувствия у врача, если, конечно, последний не работает психоаналитическими методами. Почему же невротик болезненно реагирует на ситуацию, к которой здоровый человек остается равнодушным? В. Шекспир указывал, что вещи не бывают ни плохими, ни хорошими, плохими или хорошими они становятся в нашей оценке. Дело в том, что у больного неврозом в течение жизни складывается система ценностей, ie соответствующая современным реалиям и его потребностям. В результате задолго до возникновения внешнего конфликта невротик живет в состоянии внутреннего конфликта, который является источником его постоянного внутреннего эмоционального напряжения, что и делает его нестойким в конфликтной ситуации. Схема еще более усложнилась (рис. 5.7.). Но что поддерживало больного на плаву? Это система психологических защит, которая с течением времени усложняется. Сначата невротику хватало энергии и на образование защит, и на продуктивную деятельность. Он даже не осознал, что идет тс болезни. И на рисунке у нашего цветка появился жалкий изогнутый стебель под толстой корой психологических защит (рис. 5.8.).

 

 

Теперь осталось найти корень. Им является социоген - личностный комплекс, который формируется в первые пять - семь лет жизни и о котором пойдет речь ниже. В свое время Аристотель указывал, что нравственный человек четырехуголен. Не исключено, что он имел в виду такого человека, который хорошо относится к себе («Я+»*), видит положительное у близких («ВЫ+»), готов на новые контакты («ОНИ+») и творчески относится к своей деятельности («ТРУД+»). Такую личность, может быть, и можно убить, но вряд ли она заболеет неврозом. Такая личность никогда не потеряет самоуважения, не будет оскорблять близких или привязывать их к себе при помощи болезни. Готовность к новым контактам позволит обрести друзей в незнакомом обществе, а творческое отношение к деятельности поможет найти или интересный труд, или интерес в труде.

По-видимому, от рождения мы запрограммированы на то, чтобы быть именно четырехугольниками. Понаблюдайте за детьми до пяти лет. Они полны самоуважения («Я+»), с радостью встречают своих родителей вечером, когда те забирают их из детского сада, хотя утром бьши наказаны за долгие сборы («ВЫ+»), легко идут на новые контакты и знакомства («ОНИ+»), любое дело делают с охотой или отказываются от него, если им это неинтересно («ТРУД-г»).

Гармоничное воспитание сохраняет позитивное содержание во всех четырех позициях. Формирование же личностного комплекса происходит под влиянием неправильного воспитания, когда начинают появляться минусы в тех или иных личностных позициях. И теперь уже не внешние обстоятельства, а именно такой комплекс влияет на стиль жизни, формирование системы отношений, характер эмоционального реагирования, формы защитного поведения, определяет источники компенсации и декомпенсации. И вот рисунок полностью завершен (рис. 5.9.). А теперь - пример.

На прием ко мне пришел 37-летний больной Н. - мужчин-» крепкого телосложения. Уже несколько лет Н. испытывал неприятные ощущения в области сердца и навязчивый страх, что разовьется инфаркт миокарда. Он всегда имел при себе сердечные препараты, боялся один оставаться дома, ездить в транспорте, а потом стал бояться, что внезапно умрет, требовал, чтобы жена все время была с ним. Картина невроза навязчивых состояний не вызывала сомнений. Заболел II. пять лет назад. Однажды, загорая на пляже, он почувствовал сильное сердцебиение, которое сопровождалось страхом смерти. Врач «скорой помощи» быстро купировал этот пароксизм, но с тех пор навязчивые страхи не проходили, тем более что приступы боли эпизодически возникали. Уверения врачей, что с сердцем все благополучно, успокаивали ненадолго. Постепенно число страхов увеличивалось. Дело шло к инвалидности.

Не солнце же его, мастера спорта по гребле, привело к болезни? Что же получилось, когда мы вместе с II. прошлись по всей его жизни, начиная с корня? Воспитывался Н. в семье, где в систему ценностей входило стремление выдвинуться. Мальчик обладал незаурядными спортивными способностями, что довольно быстро выделило его в семье и среди сверстников. В силу этого воспитание шло в стиле «кумира семьи», что привело к формированию минуса в позиции «ВЫ». Н. делал быстрые успехи в спорте, не скрывая своего презрения к отстающим от него спортсменам. Конфликтно и высокомерно он вел себя в семье, с учителями, а затем и с тренерами. Годам к 20 ои был уже в сборной страны и вскоре стал чемпионом Европы по гребле. Поступил в институт, ио конфликтовал он со всеми, т. е. все время был в состоянии эмоционального напряжения. В 30 лет без специальности вынужден был уйти из большого спорта (институт ои бросил) и стал работать на своем гребном канале в команде, которая подготавливала лодки к соревнованиям.

Понятно без особых разъяснений, как стали к нему относиться и спортсмены, и тренеры, и новые коллеги, и обслуживающий персонал, с которыми ои раньше конфликтовал. Кроме того, жена стала периодически говорить о том, что на новую зарплату трудно прожить. Естественно, нарастал внутренний конфликт. И конечно, жизненную неустроенность обусловил личностный комплекс, сформированный в детстве, который и явился истинной причиной заболевания Н.

Болезнь оказалась «желательной» для больного, ибо «решила» все его проблемы. Периодически можно было не ходить на работу, жена перестала намекать на тяжелое материальное положение, кроме того, она вынуждена была проводить с ним много времени (нечестный способ ухаживания за женой), врачи заменили болельщиков. Короче говоря, невроз превратился в бурную гавань, в которой все ж поспокойней, чем в океане жизни. Такой анализ уже сразу сориентировал Н. на реадаптацию. Энергия, которая шла на построение болезни, пошла на устройство жизни. Больному довольно быстро стало легче.

Сущность неврозов

Неврозы - самое распространенное нервно-психическое заболевание, которое, несмотря на принципиальную обратимость (Г.К.Ушаков, 1978; Б.Д.Карвасарский, 1990; В.Я.Семке, 1985; H.J.Eisenk, 1952; H.Wollau, M.White, 1959; J.Cremerms, 1966; S.Rachman, 1966; I.Stevenson, 1966; W.Brautigan, 1978 и др.), нередко принимает затяжное течение (Б.Д.Карвасарский и др., 1984; Б.П.Ка-лачев и др., 1984; Л.Н.Касымова, 1986 и др.), развивается (Н.ДЛакосина, 1970; В.В.Ковалев, 1979; В.Я.Семке, 1987 и др.) и даже при успешном лечении может давать рецидивы (С.Б.Семичов, 1978; R.Rickels et al., 1980; G.H.Castro-Lopes, 1980).

Часто для больных сам факт направления к психиатру является травмой (Б.Д.Карвасарский, 1990). Они долго и безуспешно лечатся у врачей общесоматического профиля и приходят к нам на прием уже хрониками (Т.И.Савельева, 1976; В.Ф.Ж}>ков, 1981; Ю.П.Чаргей-швили, 1985; В.Д.Тополянский, М.В.Струковская, 1986 и Др.).

Одни исследователи рассматривают невроз как этап развития личности (K.Dombrowski, 1979), другие -наследственно-биологическое заболевание, где психотравма является пусковым механизмом (Е.Slater, J.Shields, 1969; J.Lieberman, 1984). Это крайние точки зрения, но большинство исследователей считают невроз заболеванием (В.Н.Мясищев, 1960; Г.К.Ушаков, 1978; Б.Д.Карвасарский, 1980; В.Я.Семке, 1987 и др.). Причиной невроза выступает так называемый невротический конфликт - нарушения значимых жизненных отношений человека, восходящих к детскому возрасту и активизирующихся в психотравмирующей ситуации, но важную роль играют также конституционально-биологические особенности (А.В.Вальдман, Ю.А.Александровский, 1987).

Невроз - это болезнь личности, она возникает тогда, когда психотравма подходит к личности, как ключ к замку (В.Н.Мясищев, 1960), а психотравмирующие обстоятельства у больных неврозами и здоровых людей одни и те же (Б.Д.Карвасарский, 1990). Поэтому личность больного неврозом -объект многочисленных исследований (Д.Н.Узнадзе, 1966; В.С.Ротенберг, В.В.Ар-шавский, 1978; В.А.Ташлыков, 1982; Г.Л.Исурина, 1982; П.Брук и др., 1984; Б.А.Воскресенский, 1985; Л.И.Вас-серман и др., 1985; S.Freud, 1923; K.Horney, 1950; J.B.Furst, 1957; V.E.Frankl, 1972; G.Araugo, 1973; G.Rogers, 1975; E.Berne, 1977; E.Fromm, 1986; A.Adler, 1986, J.Jung, 1986 и др.). Необходимо выяснить, как в процессе формирования личности у невротика складываются болезненные отношения, возникает эмоциональное напряжение, формируется невротическая установка (В.Н.Мясищев, 1960; А.И.Захаров, 1982; В.М.Воловик, 1985; K.Horney, 1950; E.Berne, 1977; E.Shapiro, 1978 и др.).

Общая схема развития невроза выглядит следующим образом. В детские годы у будущего больного неврозом формируется структура личности, при которой затруднены контакты в социальной сфере, что приводит к фоновому эмоциональному напряжению (Е.А.Рождественская, 1987; A.Besk, 1979). Затем происходит перегрузка соматовегетатИвной сферы (М.Г.Айрапетянц, А.М.Вейн, 1982) и адаптивных механизмов (Ю.А.Александровский, 1976), а поведение определяется не столько реальной ситуацией, сколько системой психологической защиты (Б.Д.Карвасарский, 1985; K.Horney, 1950; H.Lowenfeld, 1976; M.Mishkisty, 1977 и др.). Появляются невротические реакции, которые в неблагоприятных случаях становятся выраженными и аномальными. После психотравмы происходит срыв системы психологической защиты, соматовегетативных и адаптивных механизмов (Б.Д.Петраков, Л.Б.Петракова, 1984; А.В.Вальдман, Ю.А.Александровский, 1987; В.Я.Семке, 1987). Формируется психопатологическая симптоматика, которая становится своего рода формой психологической защиты (Р.А.Зачепицкий, 1984; В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, 1984).

В дальнейшем развитие невроза идет по «порочному», «волшебному», «психосоматическому» кругу

(Б.Д.Карвасарский, 1990; A.Kempinski, 1975; A.Besk, 1979) (рис. 5.10.). Развитие же симптоматики напоминает цепную реакцию или снежную лавину. При детальном анализе оказывается, что даже те неврозы, которые на первый взгляд представляются острыми, имеют длительную стадию предболезни (С.Б.Семичов, 1987).

 

Таким образом, личностные компоненты, психопатологическая, соматовегетативная симптоматика и нарушение адаптации, взаимно влияя друг на друга, формируют сложную картину невроза.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.