Бюджетное планирование представляет собой процесс распределения финансовых ресурсов общества и принятие управленческих решений. В настоящее время бюджетирование и планирование осуществляются параллельно. Существующая структура бюджетирования позволяет решать текущие задачи управления, однако для новых функций, предусмотренных концепцией реформирования предприятия и разделением деятельности на отдельные бизнес-направления, необходима детализация и перегруппировка некоторых параметров бюджета. Кроме того, для повышения реалистичности и оперативности обработки бюджетных данных требуется тесная связь с планированием, в частности составлением плана экономических показателей.
Основными функциями бюджета в условиях разделения деятельности следует считать:
планирование операций, обеспечивающих успешную финансовую деятельность общества;
управление финансовым состоянием и контроль над текущей деятельностью. Анализ отклонений между реальными результатами и бюджетом позволяет идентифицировать проблемные области по бизнес-направлениям. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных является основанием для оценки деятельности каждого центра ответственности;
определение баланса между отдельными бизнес-направлениями и согласованием взаимодействия между структурными подразделениями.
Определение регламента процесса планирования и бюджетирования, построение единой информационной системы для сбора и обработки данных позволяет поддерживать непротиворечивость и согласованность всех данных и источников. В этих условиях бюджет предприятия подразделяют на несколько уровней агрегирования в зависимости от группы пользователей:
первый — информация, которая будет представлена на рассмотрение правления и комиссии по платежам и бюджетам;
второй — детализация информации первого уровня и представление показателей агрегированного бюджета в дополнительных разрезах информации, которая будет представляться на рассмотрение правления, платежной комиссии и заместителям председателя, а после утверждения — руководителям структурных подразделений и департаментов;
третий — бюджеты, представляемые и утверждаемые для конкретных подразделений и департаментов исполнительного аппарата предприятия, для рассмотрения комиссией по платежам и бюджетам.
Исходные данные для бюджета готовятся в департаментах и структурных подразделениях, которые отвечают за точность, достоверность и своевременное предоставление информации для процесса бюджетного (финансового) планирования. Всем группам пользователей отдельные документы бюджета (отчеты информационно-аналитической системы) предоставляются в необходимых форматах, разработанных при дизайне информационной системы. Основой модели бюджета являются действующие на данный момент документы, а именно:
план экономических показателей (в существующем виде с дополнительной детализацией отдельных статей и согласованием его с лимитами расходной части бюджета);
бюджет предприятия (с учетом дополнительных группировок, связанных с оптимизацией процесса экономического планирования и бюджетирования).
Указанные выше дополнения необходимы для реализации в среднесрочной перспективе. Данные бюджета структурированы в соответствии с основными аналитическими разрезами: виды деятельности, бизнес-направления, регионы, структурные подразделения и департаменты, центры ответственности, виды доходов и расходов; элементы затрат. Они поддерживаются на всех уровнях процесса планирования и бюджетирования. По ним группируются исходные данные в структурных подразделениях и департаментах для дальнейшей обработки и составления бюджета, осуществляется стратегическое планирование и анализ на верхнем уровне. Кроме этого, они устанавливают соответствие между регистрами бухгалтерского учета и основными разрезами бюджетирования и планирования, что позволяет автоматизировать процесс контроля исполнения бюджета.
На втором и третьем уровне бюджетирования применяют и другие разрезы, необходимые для детализации бюджетов структурных подразделений и создания специализированных отчетов. В процессе бюджетирования финансовая информация из единой базы данных представляется в разных аналитических разрезах в зависимости от вида документа и целей исследования. Все основные разрезы взаимосвязаны, что обеспечивает непротиворечивость бюджета в целом.
Бюджет включает в себя финансовые документы, сгруппированные по трем уровням агрегирования.
К бюджету первого уровня (сводному бюджету) относятся:
агрегированный отчет о доходах и расходах — отображает основные стратегические направления деятельности предприятия и показывает распределение ресурсов по бизнес-направлениям, а также величину планируемой прибыли;
отчет о движении денежных средств — дает финансовое обоснование деятельности предприятия. Финансовые ресурсы группируются по бизнес-направлениям для определения финансовых потоков в целом;
плановый баланс предприятия — должен утверждаться на заключительном этапе формирования всего бюджета. Баланс строится на основе показателей, запланированных в отчете о движении денежных средств, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и служит для оперативного контроля финансовых операций по бухгалтерской отчетности. Фактически эти документы представляют собой план работы предприятия в целом.
Бюджет второго уровня включает в себя:
сводный план реализации (сводный план доходов, которые планируется получить от основной деятельности) — определяет главные задачи деятельности РАО «ЕЭС России» как предприятия, что делает его источником для формирования других бюджетов;
сводный план расходов по операционной деятельности — отражает консолидированные расходы, связанные с реализацией продукции и услуг;
бюджет долгосрочного финансирования, погашения заемных средств и их обслуживания (план движения собственных и заемных денежных средств с разбивкой на привлечение и обслуживание заемных средств);
бюджет капиталовложений и инвестиций — отражает основные направления капитальных вложений и источники получения для них инвестиционных ресурсов, что является необходимым для решения вопросов управления долгосрочными активами;
бюджет инновационной деятельности.
Роль бюджетов второго уровня заключается в финансовом обосновании основных направлений развития РАО «ЕЭС России» и согласовании доходных и расходных частей бюджета. Показатели бюджета долгосрочного финансирования, погашения заемных средств и их обслуживания, бюджета капиталовложений и инвестиций являются важной составляющей финансовой деятельности РАО «ЕЭС России». Они существенно влияют на формирование отчетов первого уровня и должны быть обоснованы в виде отдельных документов.
Бюджет третьего уровня включает в себя документы, детализирующие показатели, представленные на втором уровне. На
этапе формирования бюджета роль третьего уровня заключается в сборе, агрегировании и согласовании показателей доходов и расходов разных структурных подразделений и департаментов исполнительного аппарата по соответствующим бизнес-направлениям. После утверждения бюджета эти документы являются оперативными и среднесрочными планами для руководителей структурных подразделений. С точки зрения построения информационной системы, документы третьего уровня определяют модель ввода информации в базу данных.
Для более эффективного управления затратами компании вводится концепция «лимитирования затрат» в процессе составления плана экономических показателей и бюджета предприятия. Лимитирование предусматривает ограничение по различным разрезам и элементам затрат и должно осуществляться в соответствии с приоритетами, поставленными в рамках производственной программы и общими принципами финансового управления. Лимитирование по бизнес-направлениям производят на основании разнесения доходов и расходов. Расходы бизнес-направления не должны превышать спланированные доходы. При осуществлении лимитирования учитываются требования производственной программы данного бизнес-направления, сформулированные в рамках плана экономических показателей.
При использовании системы составления бюджетов для каждого департамента центрального аппарата возможен переход к лимитированию, который можно осуществлять на основании следующих параметров: расходы предыдущего периода минус расходы на реконструкцию и техническое перевооружение предыдущего периода плюс планируемые расходы на реконструкцию и техническое перевооружение текущего периода; обеспеченность планируемых расходов прогнозируемыми доходами данного вида деятельности. Для применения данного параметра необходимо внедрение элементов факторного прогнозирования доходов; показатели эффективности деятельности центра ответственности в соответствии с производственной программой.
Лимитирование производят по основным элементам затрат в соответствии с их весом в общем объеме затрат общества, за исключением расходов (транзитных средств) по договорам-поручениям. Лимитирование осуществляется в соответствии с перспективным планом развития и финансовой политикой компании. Одним из возможных вариантов является осуществление лимитирования по следующим элементам:
объем налоговых выплат (данный элемент затрат тесно связан с рекомендацией по налоговому планированию);
инвестиционная деятельность (необходимо вести строгий контроль над использованием данных средств и разработать приоритетность по отдельным объектам);
услуги непроизводственного характера.
Применение какой-либо модели лимитирования как части единого процесса планирования и бюджетирования в сочетании с элементами управленческого учета основано на определении центров ответственности. Разделение на центры ответственности необходимо для поддержания процесса бюджетирования и структурной перестройки РАО «ЕЭС России», происходящей в данное время, и позволяет:
увеличивать управленческую и операционную эффективность предприятия, разделенного на разные бизнес-направления;
определять организационную структуру предприятия и разделять департаменты и структурные подразделения по бизнес-направлениям;
устанавливать строгие принципы и процедуры принятия решений;
вводить персональную ответственность за конкретные показатели;
получать ясное определение задач начальников департаментов и отделов и процедур их взаимодействия друг с другом;
разделять затраты предприятия в целом на затраты отдельных бизнес-направлений.
Выделение центров ответственности производится на уровне департаментов/структурных подразделений или крупных объектов строительства по принципу принадлежности к тому или иному бизнес-направлению. Это позволяет сформулировать характеристики и особенности формирования центров ответственности:
центр ответственности однозначно принадлежит к одному бизнес-направлению и характеризуется отчетливо выраженной областью деятельности;
перед центром ответственности стоят ясно определенные задачи;
руководители центров ответственности имеют строго определенные полномочия и ответственность за выполнение этих задач;
для каждого центра ответственности в соответствии с задачами и полномочиями руководителя данного центра существует определенный набор критериев эффективности деятельности (например, контрольных показателей);
руководитель центра ответственности имеет четко определенный набор отчетности, который он предоставляет руководителю данного бизнес-направления.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 288.