Глава 34 ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЭНЕРГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие сведения

В большинстве зарубежных стран электроэнергетика имеет устоявшиеся, консервативные формы собственности, которые зачастую мешают эффективному решению вновь возникающих за-


дач в процессе развития рыночных отношений. Россия в этом от­ношении оказалась в более выгодном положении, поскольку рас­полагала рядом предпосылок для создания эффективного рынка энергии на базе сформированного в советское время электроэнер­гетического комплекса. Единая энергетическая система СССР пред­ставляла собой готовую транспортную магистраль для передачи товара, энергосистемы уже были объединены для параллельной работы и в высокой степени оснащены средствами противоава-рийной автоматики и системами контроля, четко работала иерар­хическая система технологического управления, а специалисты, работавшие в отрасли, отличались высокой профессиональной ответственностью и дисциплинированностью.

Плавную адаптацию российской электроэнергетики к работе в рыночных условиях обеспечили следующие основные причины.

1. Наличие и эффективное функционирование ЕЭС России,
объединяющей на параллельную работу практически все регио­
нальные энергосистемы позволяет:

обеспечивать энергоснабжение потребителей при минималь­ном оперативном резерве мощностей (5 ...6 %) без ущерба для на­дежности энергоснабжения;

получать существенный экономический эффект за счет кон­центрации единичных мощностей генерирующих агрегатов (500...800 МВт) и их дислокации вблизи либо источников деше­вого топлива (экономия затрат на доставку топлива), либо энер­гоемких потребителей (экономия затрат на передачу энергии), а также за счет возможности совмещения нагрузок разных часовых поясов и оптимизации диспетчерского режима в масштабах всей страны при максимальном использовании пропускной способно­сти ЛЭП;

не обеспечивать самосбалансированность по производству и по­треблению энергии в каждом регионе за счет возможности полу­чения (передачи) перетоков энергии и мощности (экономия инвестиционных, топливных и транспортных затрат).

2. Начавшаяся в 1993 г. смена форм собственности, способство­вавшая созданию условий для развития рыночных отношений, в электроэнергетике, например, ставила задачей сохранение гаран­тий управляемости электроэнергетическим комплексом и энерге­тической безопасности страны. Это обеспечивалось сохранениемэлектроэнергетики в виде единого комплекса, основа которого — системообразующая сеть ЕЭС, а механизм — оперативно-диспет­черское управление на базе ЦДУ и ОДУ. Управляемость отраслью гарантируется через отношения собственности: контрольный па­кет акций РАО «ЕЭС России» принадлежит государству, а в уставный капитал РАО «ЕЭС России» переданы контрольные па­кеты акций региональных АО-Энерго, системообразующая сеть,51 крупная электростанция, ЦДУ и ОДУ. Это гарантирует исполь-



Рис. 34.1. Схема организации оптового и потребительского рынков элек­трической энергии

зование электроэнергетического потенциала в интересах государ­ства и сохранение управляемости всего комплекса в целом, без преобладания интересов отдельных субъектов Российской Феде­рации.

3. В российской электроэнергетике рынок объективно существо­вал и раньше как отношения продавцов и покупателей перетоков электроэнергии (товара) между смежными энергосистемами по­средством денежных расчетов. После введения хозрасчетных отно­шений в электроэнергетике и последующей смены форм собствен­ности возникла необходимость формирования двухуровневого рынка энергии (федеральный — оптовый, региональный — роз­ничный).

Таким образом, создание федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) при техно­логическом руководстве ЦДУ стало следующим этапом развития и упорядочения рыночных отношений в отрасли. Схема организа­ции оптового и потребительского рынков электрической энергии приведена на рис. 34.1.

34.2. Организационная структура ФОРЭМ

Федеральный (общероссийский) рынок электрической энер­гии представляет собой сферу купли-продажи электрической энер-


гии и мощности, осуществляемой его субъектами в пределах ЕЭС России, и функционирует как единое рыночное пространство.

Основными целями деятельности ФОРЭМ являются:

обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения по­требителей во всех регионах России;

формирование оптимальных экономических отношений между энергоснабжающими организациями, производителями и потре­бителями энергии на основе сочетания государственного регули­рования и конкуренции;

сохранение и развитие ЕЭС России;

выравнивание уровня тарифов на электрическую энергию и мощность, отпускаемую покупателям с ФОРЭМ;

обеспечение принципа установления тарифов для потребите­лей ФОРЭМ в зависимости от энергоемкости выпускаемой ими продукции, плотности графика нагрузки и уровня работы по энер­госбережению;

поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электрической энергии, имеющих общенациональ­ное значение.

Технологической основой работы ФОРЭМ служит системооб­разующая электрическая сеть РАО «ЕЭС России» и сети энерго-снабжающих организаций. Организациям присваивается статус субъектов ФОРЭМ. Субъектами ФОРЭМ являются:

РАО «ЕЭС России» — организатор ФОРЭМ;

системный оператор — ОАО ЦДУ ЕЭС России;

ЗАО «Центр договоров и расчетов ФОРЭМ»;

генерирующая компания концерн «Росэнергоатом» — постав­щик энергии АЭС;

тепловые и гидравлические электростанции и другие произво­дители энергии;

акционерное общество энергетики и электрификации и другие энергоснабжающие организации;

отдельные крупные потребители электрической энергии.

Все субъекты ФОРЭМ имеют равные права в рамках утверж­денных правил работы ФОРЭМ, контроль за исполнением кото­рых осуществляет наблюдательный совет ФОРЭМ. Правила рабо­ты ФОРЭМ и другие нормативные документы, касающиеся дея­тельности ФОРЭМ, утверждаются ФЭК России, которая осуще­ствляет функции государственного регулирования по отношению к организациям электроэнергетического комплекса. Постановле­ния ФЭК России относительно баланса производства и поставок электроэнергии, уровня тарифов на электроэнергию и мощность, порядка расчета стоимости продукции и услуг на ФОРЭМ, нор­мативов оплаты услуг являются обязательными для исполнения и служат основой для заключения договоров на ФОРЭМ. Отноше­ния субъектов ФОРЭМ строятся на договорной основе.









Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.