Порядок акционирования и приватизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Акционирование и приватизация электроэнергетического комп­лекса проводились в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Учитывая особые условия эксплуатации и исключительную значимость предприятий топливно-энергети­ческого комплекса для жизнедеятельности населения и нацио­нального хозяйства, предусматривалось преобразование предприя­тий ТЭК в акционерные общества.

Указы Президента Российской Федерации по электроэнерге­тическому комплексу определили условия и порядок акциониро­вания и приватизации входящих в него предприятий. К настояще­му времени практически завершена работа по акционированию предприятий электроэнергетики и создана новая производствен­но-организационная структура отрасли. На федеральном уровне организованы РАО «ЕЭС России» и его дочерние акционерные общества и филиалы на базе ТЭС и ГЭС федерального уровня. При этом решены следующие вопросы:

сформирован уставный капитал РАО «ЕЭС России»;

разработана структура управления отраслью, соответствующая рыночным отношениям;

работники отрасли стали акционерами в порядке реализации льгот, предоставленных государством;

созданы условия для развития оптового рынка электроэнергии в России и соответственно конкуренции среди ее производителей (ТЭС и ГЭС).

В рамках производимых в России экономических реформ в элек­троэнергетическом комплексе осуществлены крупные преобразо­вания хозяйственных отношений, основанные, прежде всего, на


изменениях форм собственности и создании элементов рыночных отношений.

В ходе структурной перестройки электроэнергетики в первую очередь было необходимо:

создать экономические условия для самофинансирования те­кущей деятельности и развития ЕЭС России и региональных энер-госнабжающих организаций, а также ограничить их монополи­стическую деятельность за счет государственного регулирования;

сохранить целостность электроэнергетического комплекса и его опорных структур (региональных энергоснабжающих организаций);

сохранить управляемость электроэнергетическим производством и его сбалансированным развитием в рамках ЕЭС России;

организовать конкурентный рынок электрической энергии как инструмент повышения эффективности и минимизации цен на энергию в России;

включить субъекты Российской Федерации в процесс управле­ния развитием электроэнергетики;

создать необходимые условия для привлечения инвестиций на развитие ЕЭС России и региональных энергетических компаний.

Особенности электроэнергетики и поставленные задачи пред­определили три основных направления преобразования:

1) образование на базе действовавших производственных объе­
динений энергетики и электрификации акционерных обществ (АО-
Энерго). Основная задача этих предприятий — обеспечение беспе­
ребойного энергоснабжения потребителей на закрепленной тер­
ритории;

2) образование РАО «ЕЭС России», на которое в соответствии
с его уставом возложена задача по обеспечению надежного функ­
ционирования и развития ЕЭС России;

3) разработка и внедрение оптового и розничного рынков элек­
троэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере про­
изводства электроэнергии.

В целях соблюдения экономических интересов потребителей энергии и выравнивания тарифов на энергию по всей территории России должен быть разработан механизм, создающий условия для развития конкуренции между производителями энергии, след­ствием которой станет снижение стоимости энергии и тарифов для потребителей. Для выполнения РАО «ЕЭС России» главной функции — обеспечения надежной работы и развития ЕЭС России с сохранением целостности электроэнергетического комплекса — в уставный капитал РАО «ЕЭС России» переданы контрольные пакеты акций региональных акционерных обществ энергетики и электрификации, имущество системообразующих линий электро­передачи напряжением 330 кВ и выше и 35 крупных электростан­ций федерального значения (установленной мощностью 1000 МВт и выше). На базе внесенного в уставный капитал РАО «ЕЭС Рос-


сии» имущества ГРЭС и ГЭС учреждены 23 дочерние АО-Элек­тростанции. Еще две электростанции федерального уровня функ­ционируют как филиалы РАО «ЕЭС России», а остальные круп­ные электростанции переданы в аренду дочерним АО энергетики и электрификации. С учетом решений трудовых коллективов 12 энергообъединений преобразованы в дочерние акционерные об­щества РАО «ЕЭС России», 100 % акций которых переданы в ус­тавный капитал последнего (Ставропольэнерго, Оренбургэнерго, Тюменьэнерго, Карелэнерго, Калининградэнерго, Чувашэнерго, Алтайэнерго, Хакасэнерго, Карачаево-Черкесэнерго, Калмэнер-го, Дагэнерго). Остальные АО-Энерго передали РАО «ЕЭС Рос­сии» контрольные пакеты своих акций.

Общесистемные средства измерения, телемеханики, режимной и противоаварийной автоматики, связи, относящиеся к управле­нию объектами ЕЭС России, также внесены в уставный капитал РАО «ЕЭС России». Главный вычислительный центр учрежден как дочернее акционерное общество РАО «ЕЭС России», в уставный капитал которого внесено 100 % их акций. В целях эффективной организации деятельности и развития АО-Энерго сформированы семь его региональных отделений, а в их составе созданы пред­приятия межсистемных электрических сетей (МЭС) для органи­зации эксплуатации, ремонта и развития межсистемных электри­ческих сетей.

Для сохранения государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на услуги по переда­че энергии образована Федеральная энергетическая комиссия Рос­сийской Федерации.

Одной из форм государственного регулирования предприни­мательской деятельности является лицензирование.

Соответствующими законами РФ «Об акционерных обществах» в уставах акционерных обществ, акциями которых владеет РАО «ЕЭС России», предусматривается разделение полномочий гене­рального директора и председателя совета директоров, усиление ответственности членов совета директоров за результаты деятель­ности акционерного общества электроэнергетики со стороны РАО «ЕЭС России» как основного общества, владеющего контрольны­ми пакетами акций.

В результате приватизации и акционирования в электроэнерге­тической отрасли в новых экономических условиях обеспечивается:

управляемость ЕЭС со стороны государства (контрольный па­кет акций РАО «ЕЭС России» принадлежит Российской Федера­ции; контрольные пакеты акций АО-Энерго и АО-Электростан­ций переданы в уставный капитал РАО «ЕЭС России»);

участие в управлении ЕЭС со стороны субъектов Российской Федерации (30 % голосов по акциям РАО «ЕЭС России», принад­лежащим Российской Федерации, переданы субъектам Федера-


ции; в органы управления АО-Энерго включаются представители администрации субъектов Российской Федерации);

отраслевое управление электроэнергетикой через контрольные пакеты акций и систему контрактов, заключаемых РАО «ЕЭС Рос­сии» с генеральными директорами акционерных обществ энерге­тики и электрификации, электростанций и других организаций отрасли;

создание условий для конкуренции в сфере производства и рас­пределения энергии за счет образования федерального оптового рынка электроэнергии и мощности;

введение гибкой ценовой политики за счет механизма государ­ственного регулирования тарифов и услуг на федеральном опто­вом рынке и региональных рынках, а также за счет появления возможности свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности.












Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.