Постановка задачи. Реализация системы бюджетирования как элемента общей системы управления финансами предприятия невозможна без наличия соответствующей организационной структуры, включающей в себя подразделения и службы по разработке, контролю и анализу бюджета, а также регламента взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений. Совокупность организационной структуры и регламента взаимодействия элементов структуры представляет собой систему управления бюджетированием. В рамках существующей организационной структуры предприятия наиболее важным с точки зрения бюджетирования является разработка регламента, который должен определять процедуры планирования и бюджетирования, а именно:
порядок сбора и согласования исходных данных;
разработку, согласование и утверждение плана экономических показателей и бюджета предприятия;
анализ плана экономических показателей в разрезе перечня ключевых показателей эффективности;
контроль исполнения плана и бюджета предприятия.
Реализация концепции реформирования РАО «ЕЭС России» в рамках использования новой управленческой модели и разделение деятельности на отдельные бизнес-направления предполагает необходимость обоснования состава подразделений, выполняющих
функции разработки, контроля и анализа бюджета, и порядка их взаимодействия. При этом необходима более углубленная детализация и перегруппировка отдельных параметров бюджета предприятия, а также тесная интеграция с процессом составления плана экономических показателей.
Рис. 33.1. Схема годового планирования и бюджетирования |
Разработка регламента бюджетирования. Целью регламента является упорядочение процедур планирования и бюджетирования, а также оперативного контроля за ходом выполнения установленных заданий и показателей. При этом наиболее важным является
регламентирование разработки системы оперативных планов и бюджетных показателей, учитывая нестабильный характер изменений параметров окружающей среды, продолжающиеся изменения институциональных условий деятельности холдинга в целом, а также несовершенство законодательной базы. Отработка процедуры оперативного планирования и бюджетирования позволяет создать основу для построения единого процесса планирования и бюджетирования, включающего в себя:
перспективный (на 3... 5 лет) план развития как предприятия в целом, так и отдельных его структурных подразделений;
Рис. 33.2. Схема квартального планирования и бюджетирования |
текущий (годовой) план деятельности предприятия, включая систему бюджетообразующих показателей;
оперативный (квартальный) план деятельности и бюджет предприятия.
Схемы годового и квартального планирования и бюджетирования приведены на рис. 33.1 и 33.2.
Планирование и бюджетирование деятельности предприятия осуществляется по следующим бизнес-направлениям:
транспорт и диспетчерско-технологическое управление;
генерация и продажи;
управление собственностью и экспортом электроэнергии;
неосновная деятельность;
управление деятельностью предприятия, в том числе:
Таблица 33.1
Примерное распределение ответственности за формирование производственных программ
Производственная программа | Департамент, отвечающий за направление деятельности общества |
Эксплуатационное и ремонтное обслуживание электросетевых объектов | Департамент электрических сетей |
Организация оперативно-диспетчерского управления РАО «ЕЭС России» | ЦДУ ЕЭС |
Надзор за техническим состоянием электросетевого и энергетического оборудования | Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей |
Формирование балансов производства и потребления электроэнергии и мощности | ЦДУ ЕЭС Департамент РДЦ ФОРЭМ |
Капитальные вложения, включая целевые инвестиционные средства | Департамент инвестиций Департамент корпоративной политики |
Планирование по НИОКР | Департамент стратегии развития и научно-технической политики |
Организация и управление ФОРЭМ | Департамент РДЦ ФОРЭМ |
Производство и реализация электроэнергии электростанциями — филиалами общества | Департамент электростанций Департамент планирования и экономического анализа |
Управление собственностью общества, включая имущество электростанций, переданных в аренду | Департамент управления капиталом Департамент электрических сетей |
Экспорт электроэнергии | Департамент экспорта |
координация финансовой, производственной, инвестиционной и сбытовой деятельности предприятия;
взаимодействие с органами государственного управления;
управление ФОРЭМ.
При разработке регламента используют принцип формирования плана экономических показателей на основе баланса доходов и расходов РАО «ЕЭС России», исходя из фактического наличия финансовых ресурсов с учетом возврата дебиторской задолженности и погашения кредиторских обязательств.
Распределение ответственности за формирование производственных программ приведено в табл. 33.1, а за формирование экономических планов — в табл. 33.2.
Таблица 33.2
Примерное распределение ответственности за формирование экономических программ
Экономическое планирование | Департамент, отвечающий за направление деятельности общества |
План по основной деятельности — | Департамент планирования и |
услуги по организации функциони- | экономического анализа |
рования и развития ЕЭС России | |
План по генерации — производство | Тоже |
и передача энергии электростан- | |
циями и филиалами общества | |
План по экспортной деятельности | Департамент экспорта |
Департамент РДЦ ФОРЭМ | |
Департамент планирования и | |
экономического анализа | |
План по управлению собствен- | Департамент планирования и |
ностью, включая аренду имущества | экономического анализа |
электростанций | |
План по управлению и организации | Департамент РДЦ ФОРЭМ |
работы ФОРЭМ | |
План по координации финансовой, | Департамент экономики хол- |
производственной, инвестиционной | динга и дочерних предприятий |
и сбытовой деятельности холдинга | Департамент планирования и |
экономического анализа | |
Департамент корпоративной | |
политики | |
План по урегулированию взаимо- | Департамент планирования и |
отношений с органами государст- | экономического анализа |
венного управления, координации | |
правовой деятельности холдинга | |
План по неосновной деятельности | То же |
Распределение функций производственного и экономического планирования и контроль исполнения бюджета предприятия проводится департаментом финансового контроля и прогнозирования, исполнение бюджета осуществляется департаментом казначейства, а функции бухгалтерского и управленческого учета выполняются департаментом бухгалтерского учета.
Для адекватного выполнения функций бюджета предприятия важное значение имеет как структура бюджета, предполагающая выделение объектов бюджетирования, так и детализация расходной и приходной части бюджета общества. В целях наиболее оптимального согласования интересов структурных подразделений и департаментов центрального аппарата, координации различных видов деятельности по бизнес-направлениям, а также обеспечения мониторинга текущей деятельности бюджет общества разрабатывается в составе документов, приведенных на рис. 33.3.
Приведенный состав бюджета позволяет в полной мере осуществлять бюджетное планирование операций, направленных на достижение целей деятельности предприятия. При этом создаются условия для стимулирования руководителей, а также контроль текущей деятельности по выполнению определенных программ и проектов. Структура приходных и расходных статей бюджета общества позволяет оценивать эффективность отдельных направлений деятельности общества, а также осуществлять контроль над расходованием ресурсов через лимитирование расходов и секве-стирование бюджета до начала планового периода.
Рис. 33.3. Состав бюджета общества |
Планирование и контроль исполнения бюджета предприятия осуществляется департаментом финансового контроля и прогнозирования. Выполнение этой функции требует получения информации от структурных подразделений и департаментов исполни-
тельного аппарата общества. Состав информации с указанием соответствующего департамента приведен в табл. 33.3.
Таблица 33.3 Источники и состав данных для разработки квартального бюджета
Состав данных | Источник информации |
Разработка доходных статей бюджета | |
Прогноз поступления абонентной | Департамент реализации энергии |
платы с разбивкой по всем видам | и абонентной платы |
платежных средств | |
Прогноз поступления от экспорта | Департамент экспорта |
Прогноз поступлений дивидендов от | Отдел взаиморасчетов с федераль- |
АО-Энерго | ным и региональными бюджетами |
Прогноз арендных платежей | Департамент реализации энергии |
и абонентной платы | |
Прогноз доходов от финансовых | Казначейство и департамент |
вложений | корпоративной политики |
Прогноз привлекаемых денежных | Казначейство |
средств | |
Прогноз поступления и погашения | Департамент проектного и тор- |
заемных средств, привлекаемых для | гового финансирования |
финансирования инвестиционных | |
программ | |
Прогноз состояния кредиторской | Департамент бухгалтерского |
и дебиторской задолженности | учета |
Прогноз поступления и погашения | Дирекция организации содейст- |
заемных средств МБРР | вия реформам в электроэнергетике |
Сметы затрат структурных | Департамент планирования |
подразделений | и экономического анализа |
Прогноз социальных выплат | Департамент социально-трудовых отношений |
Прогноз кредиторской задолженно- | Департамент инвестиций |
сти по инвестиционной деятельности | |
Прогноз погашения заемных средств | Департамент казначейства |
Прогноз использования средств | Дирекция организации содейст- |
займов МБРР | вия реформам в электроэнерге- |
тике | |
Прогноз общих расходов общества | Департамент производственно- |
хозяйственного обеспечения | |
Прогноз расходов на строительство и | Департамент строительства |
реконструкцию объектов недвижи- | и реконструкции |
мости |
Целью бюджетирования является разработка и утверждение бюджета предприятия на регулируемый период, в качестве которого принимается предстоящий квартал. Разработка проекта бюджета с разбивкой по месяцам в соответствии с регламентом проводится департаментом финансового контроля и прогнозирования, который представляет его на рассмотрение комиссии по платежам и бюджетам за пять дней до начала планового периода. Разработка проекта бюджета предполагает:
анализ плана экономических показателей, представляемых департаментом планирования и экономического анализа;
определение расходов, не предусмотренных в плане экономических показателей (оплата расходов по кредитным договорам, договорам на оказание услуг);
анализ доходов от поступлений средств по абонентной плате, экспорту электроэнергии, арендной плате, дивидендам;
выявление кредиторской и дебиторской задолженности;
определение приоритетности платежей.
В настоящий момент наиболее целесообразным представляется ранжирование платежей по следующим категориям:
1-я — оплата труда, отчисления по единому социальному налогу и др.;
2-я — расходы по содержанию центрального аппарата и структурных подразделений (услуги связи, арендная плата, материальные затраты, средства на страхование);
3-я — оплата услуг по заключенным контрактам;
4-я — затраты на инвестиционную деятельность и др.
С учетом аналитической информации, полученной в результате анализа данных, осуществляется согласование доходных и расходных статей бюджета. При этом:
в части арендной платы планируются виды платежных средств (денежных и неденежных);
по инвестиционной деятельности составляется прогноз расходов с учетом кредиторской задолженности и плана инвестиционной деятельности;
предусматривается резерв средств на неотложные нужды.
Финансирование затрат исполнительного аппарата и структурных подразделений предусматривается департаментом финансового планирования и прогнозирования в объеме утвержденной сметы с учетом реально имеющихся финансовых ресурсов. Схема разработки бюджета общества приведена на рис. 33.4.
Проект бюджета с учетом замечаний комиссии по платежам и бюджетам представляется на рассмотрение правления, а затем на утверждение совета директоров. Перечень документов, содержащих результаты составления бюджета общества, представлен в табл. 33.4.
В бюджетных формах, представляемых департаментом финансового контроля и прогнозирования, для каждой статьи расходов
Рис. 33.4. Схема разработки бюджета общества:
1 — данные для составления расходных статей бюджета предприятия; 2 — данные для составления доходных статей бюджета предприятия; 3 — составление бюджета расходов; 4 — проект бюджета расходов; 5 — сопоставление доходов и расходов бюджета; 6— согласование доходной и расходной частей бюджета; 7 — определение лимита расходов; 8 — согласование лимита расходов; 9 — составление бюджета предприятия; 10— проект бюджета общества; 11 — рассмотрение и внесение замечаний; 12 — проект бюджета с замечаниями; 13 — рассмотрение и внесение замечаний; 14 — проект бюджета предприятия с замечаниями правления; 15 — внесение изменений в проект бюджета предприятия; 16— скорректированный проект бюджета; 17— утверждение бюджета; 18— утвержденный бюджет предприятия; 19 — принятие бюджета к исполнению; 20 — подготовка выписок утвержденного бюджета для доведения до сведения исполнителей; 21 — выписки из утвержденного бюджета
указывается подразделение, ответственное за соответствующую деятельность. Кроме этого, расходная часть бюджета содержит детализацию расходов по следующим направлениям: расходы центрального аппарата, на оплату труда, в рамках реализации проекта содействия реформам в энергетике, на оплату услуг, по кредитным обязательствам, прочие расходы, расходы структурных подразделений (совокупные и по регионам), МЭС, ОДУ, региональных представительств, предприятий Энерготехнадзора, электростроительного комплекса и Электросервиса.
Утвержденный бюджет предприятия является основанием для казначейства и департамента бухгалтерского учета при проведении финансовых расчетов и платежей по затратам исполнитель-
Таблица 33.4 Характеристика документов по результатам деятельности общества
Документ | Отправитель | Получатель | Содержание |
Прогноз движения денежных средств | Департамент финансового контроля и прогнозирования | Казначейство, департамент бухгалтерского учета | Объем дебиторской задолженности на начало периода. Планируемые доходы за период с детализацией по подразделениям |
Сводный бюджет | То же | Правление, совет директоров | Объем кредиторской задолженности на начало периода. Планируемые расходы за период. Погашение кредиторской задолженности в течение периода. Текущие расходы за период с детализацией по подразделениям |
Бюджет предприятия | » | Казначейство, департамент бухгалтерского учета, структурные подразделения | Доходы: Объем дебиторской задолженности на начало периода. Планируемые доходы за период Расходы: Объем кредиторской задолженности на начало периода. Планируемые расходы за период. Погашение кредиторской задолженности в течение периода |
ного аппарата. При этом исполнение бюджета должно гарантировать соответствие фактических поступлений и выплат запланированным статьям бюджета.
Фактическое финансирование утвержденного бюджета общества осуществляется казначейством в следующей последовательности:
1. Казначейство получает утвержденный квартальный бюджет с
разбивкой по месяцам в разрезе структурных подразделений.
2. Казначейство получает от департамента инвестиций данные
по распределению лимитов денежных средств по инвестицион
ной деятельности.
3. Департамент казначейства осуществляет анализ бюджета
по срокам платежей в сопоставлении с прогнозом денежных
потоков.
Таблица 33.5
Примерное распределение ответственности за финансирование расходов по бизнес-направлениям
Бизнес-направления деятельности, направления расходования средств | Департамент, отвечающий за направление деятельности общества |
Налоговые платежи | Департамент финансового контроля и прогнозирования |
Обслуживание кредитов, погашение кредитов | Казначейство, дирекция организации содействия реформам в электроэнергетике |
Инвестиционная деятельность | Департамент инвестиций |
Расходы по НИОКР | Департамент стратегии и развития научно-технической политики |
4. На основании анализа составляется план платежей.
5. Подразделения общества на основе утвержденного бюджета
готовят заявки на оплату расходов и передают эти заявки в отдел
расчетов казначейства.
Финансирование утвержденных расходов осуществляется казначейством в соответствии с бюджетом предприятия на основании заявок структурных подразделений в пределах средств по каждому месяцу. Распределение ответственности за финансирование расходов по бизнес-направлениям приведено в табл. 33.5.
Схема процесса исполнения бюджета электроэнергетического холдинга представлена на рис. 33.5.
Функция контроля и анализ исполнения бюджета предприятия осуществляется департаментом финансового контроля и прогнозирования. Целью осуществления данной функции является:
выявление недофинансированных статей расходов;
определение причин недофинансирования;
выявление источников средств для погашения кредиторской задолженности;
анализ степени эффективности использования средств.
Источники информации, необходимой для проведения контроля и анализа, представлены в табл. 33.6.
Полученная информация об исполнении бюджета агрегируется в формы отчетности об исполнении бюджета. Анализ включает в себя следующие этапы:
департамент финансового контроля и прогнозирования получает ежедневную итоговую ведомость движения денежных средств и регистр-календарь списания денежных средств;
с участием департаментов реализации и абонентной платы, экспорта и РДЦ ФОРЭМ составляет акт сверки квартальных данных по исполнению доходной части бюджета;
Рис. 33.5. Схема исполнения бюджета общества:
/ — утвержденный бюджет; 2 — подготовка заявок и сопроводительных документов; 3 — распределение лимитов по инвестициям; 4 — анализ бюджета; 5 — план платежей текущий; 6 — подготовка заявок по утвержденной смете; 7 — поступление денежного платежа; 8 — поступление вексельного платежа; 9 — заявка на платеж и сопроводительные документы; 10 — реестр заявок; 11 — утверждение или отказ; 12 — рекомендации о приеме заявки; 13 — определение средств платежа; 14 — оформление сделки; 15 — оформление взаимозачетных писем; 16 — оформление платежа; 17, 18 — проведение платежа; 19 — данные по налоговым платежам и инвестициям; 20 — регистр-календарь списания платежных средств; 21 — оперативная информация из банков о движении денежных средств; 22 — регистр платежных поручений; 23 — регистр-календарь поступлений денежных средств; 24 — бухгалтерский учет произведенных платежей; 25 — оперативная информация о движении средств; 26— справка о движении векселей; 27 — регистр-календарь выпущенных взаимозачетных писем; 28 — контроль за выполнением; 29 — отчет о полученных доходах и произведенных платежах;
30 — учетные ведомости
на основе представленных данных от соответствующих департаментов проводится анализ исполнения расходной части бюджета;
по итогам сверки формируется отчет об исполнении бюджета и проводится расчет отклонений;
Таблица 33.6 Источники информации для проведения анализа
Документы | Департамент, пред оста вля ющий информацию об исполнении | Вид анализа |
Ежедневная итоговая ведомость движения денежных средств | Департамент казначейства | Анализ исполнения денежных поступлений и списаний по статьям бюджета |
Регистр-календарь поступлений денежных средств | То же | |
Регистр-календарь списания денежных средств | » | |
Справка о движении векселей | » | Анализ исполнения расходных статей бюджета |
Копии взаимозачетных писем | » | Анализ исполнения расходных и доходных статей бюджета |
Сводный отчет о произведенных платежах | » | — |
Справка о поступлении денежных средств | Департамент бухгалтерского учета | Анализ исполнения доходных статей бюджета |
Расшифровка расходов аппарата общества | Департамент производственно-хозяйственного обеспечения | Анализ расходных статей бюджета |
на основании отчета составляется справка о недофинансированных расходных статьях бюджета;
проводится анализ остатков денежных средств для подготовки определения возможности погашения недофинансированных расходных статей бюджета;
рассматривается возможность использования резервов и заемных средств;
составленная документация совместно с предложениями передается на рассмотрение в комиссию по платежам и бюджетам, а также заместителю председателя правления предприятия;
после рассмотрения в комиссии документы передаются на рассмотрение и утверждение правлением предприятия;
на основании решения правления департамент финансового контроля и прогнозирования определяет суммы погашения кредиторской задолженности, включая недофинансированные статьи;
Рис. 33.6. Схема анализа и контроля бюджета общества: 1 — регистр-календарь поступлений денежных средств; 2 — поступления денежных средств от экспортной выручки; 3 - разнесение поступлений по направлениям; 4 — прямые расчеты по абонентной плате; 5— итоговая ведомость движения денежных средств; 6 — справка о движении векселей; 7 — копии взаимозачетных писем; 8 - разбивка по статьям бюджета; 9 - справка по взаимозачетам по статьям бюджета; 10 — сводный отчет о произведенных платежах; 11 — регистр-календарь списания денежных средств; 12 - копии актов передачи векселей; и _ расшифровка передачи векселей; 14 — ожидаемая реализация прочих видов платежей; 15 — расшифровка произведенных расходов; 16 — анализ исполнения расходной части бюджета; 17 — анализ исполнения доходной части бюджета; 18 — акт сверки данных по итогам месяца и квартала; 19 — отчет об исполнении бюджета общества; 20 - рассмотрение отчета; 21 - сводный отчет; 22 - отчет об исполнении бюджета; 23 - расчет отклонений факта от плана; 24 - справка о недофинансированных расходах; 25 - анализ остатков денежных средств; 26 - поиск источников денежных средств; 27 - рассмотрение предложений; 28 — утверждение; 29 — погашение кредиторской задолженности, включая недофинансирование
определенная сумма кредиторской задолженности используется при составлении бюджета предприятия на следующий плановый период.
Схема формирования отчетности по анализу и контролю исполнения бюджета приведена на рис. 33.6.
Распределение функций между департаментами общества в процессе планирования и бюджетирования приведено в табл. 33.7.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 306.