Обоснование направлений совершенствования системы бюджетирования в условиях реструктуризации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постановка задачи. Реализация системы бюджетирования как элемента общей системы управления финансами предприятия не­возможна без наличия соответствующей организационной струк­туры, включающей в себя подразделения и службы по разработ­ке, контролю и анализу бюджета, а также регламента взаимодей­ствия служб аппарата управления и структурных подразделений. Совокупность организационной структуры и регламента взаимо­действия элементов структуры представляет собой систему управ­ления бюджетированием. В рамках существующей организацион­ной структуры предприятия наиболее важным с точки зрения бюджетирования является разработка регламента, который дол­жен определять процедуры планирования и бюджетирования, а именно:

порядок сбора и согласования исходных данных;

разработку, согласование и утверждение плана экономических показателей и бюджета предприятия;

анализ плана экономических показателей в разрезе перечня клю­чевых показателей эффективности;

контроль исполнения плана и бюджета предприятия.

Реализация концепции реформирования РАО «ЕЭС России» в рамках использования новой управленческой модели и разделе­ние деятельности на отдельные бизнес-направления предполагает необходимость обоснования состава подразделений, выполняющих


функции разработки, контроля и анализа бюджета, и порядка их взаимодействия. При этом необходима более углубленная детали­зация и перегруппировка отдельных параметров бюджета пред­приятия, а также тесная интеграция с процессом составления плана экономических показателей.


Рис. 33.1. Схема годового планирования и бюджетирования


Разработка регламента бюджетирования. Целью регламента яв­ляется упорядочение процедур планирования и бюджетирования, а также оперативного контроля за ходом выполнения установлен­ных заданий и показателей. При этом наиболее важным является


регламентирование разработки системы оперативных планов и бюд­жетных показателей, учитывая нестабильный характер изменений параметров окружающей среды, продолжающиеся изменения ин­ституциональных условий деятельности холдинга в целом, а так­же несовершенство законодательной базы. Отработка процедуры оперативного планирования и бюджетирования позволяет создать основу для построения единого процесса планирования и бюдже­тирования, включающего в себя:

перспективный (на 3... 5 лет) план развития как предприятия в целом, так и отдельных его структурных подразделений;


Рис. 33.2. Схема квартального планирования и бюджетирования


текущий (годовой) план деятельности предприятия, включая систему бюджетообразующих показателей;


оперативный (квартальный) план деятельности и бюджет пред­приятия.

Схемы годового и квартального планирования и бюджетирова­ния приведены на рис. 33.1 и 33.2.

Планирование и бюджетирование деятельности предприятия осуществляется по следующим бизнес-направлениям:

транспорт и диспетчерско-технологическое управление;

генерация и продажи;

управление собственностью и экспортом электроэнергии;

неосновная деятельность;

управление деятельностью предприятия, в том числе:

Таблица 33.1








Примерное распределение ответственности за формирование производственных программ

 

Производственная программа Департамент, отвечающий за направление деятельности общества
Эксплуатационное и ремонтное об­служивание электросетевых объектов Департамент электрических сетей
Организация оперативно-диспет­черского управления РАО «ЕЭС России» ЦДУ ЕЭС
Надзор за техническим состоянием электросетевого и энергетического оборудования Департамент генеральной ин­спекции по эксплуатации электростанций и сетей
Формирование балансов произ­водства и потребления электро­энергии и мощности ЦДУ ЕЭС Департамент РДЦ ФОРЭМ
Капитальные вложения, включая целевые инвестиционные средства Департамент инвестиций Департамент корпоративной политики
Планирование по НИОКР Департамент стратегии развития и научно-технической политики
Организация и управление ФОРЭМ Департамент РДЦ ФОРЭМ
Производство и реализация электро­энергии электростанциями — филиалами общества Департамент электростанций Департамент планирования и экономического анализа
Управление собственностью об­щества, включая имущество электро­станций, переданных в аренду Департамент управления капиталом Департамент электрических сетей
Экспорт электроэнергии Департамент экспорта

координация финансовой, производственной, инвестицион­ной и сбытовой деятельности предприятия;

взаимодействие с органами государственного управления;

управление ФОРЭМ.

При разработке регламента используют принцип формирова­ния плана экономических показателей на основе баланса доходов и расходов РАО «ЕЭС России», исходя из фактического наличия финансовых ресурсов с учетом возврата дебиторской задолжен­ности и погашения кредиторских обязательств.

Распределение ответственности за формирование производ­ственных программ приведено в табл. 33.1, а за формирование экономических планов — в табл. 33.2.

Таблица 33.2


Примерное распределение ответственности за формирование экономических программ

 

Экономическое планирование Департамент, отвечающий за направление деятельности общества
План по основной деятельности — Департамент планирования и
услуги по организации функциони- экономического анализа
рования и развития ЕЭС России  
План по генерации — производство Тоже
и передача энергии электростан-  
циями и филиалами общества  
План по экспортной деятельности Департамент экспорта
  Департамент РДЦ ФОРЭМ
  Департамент планирования и
  экономического анализа
План по управлению собствен- Департамент планирования и
ностью, включая аренду имущества экономического анализа
электростанций  
План по управлению и организации Департамент РДЦ ФОРЭМ
работы ФОРЭМ  
План по координации финансовой, Департамент экономики хол-
производственной, инвестиционной динга и дочерних предприятий
и сбытовой деятельности холдинга Департамент планирования и
  экономического анализа
  Департамент корпоративной
  политики
План по урегулированию взаимо- Департамент планирования и
отношений с органами государст- экономического анализа
венного управления, координации  
правовой деятельности холдинга  
План по неосновной деятельности То же

Распределение функций производственного и экономического планирования и контроль исполнения бюджета предприятия про­водится департаментом финансового контроля и прогнозирова­ния, исполнение бюджета осуществляется департаментом казна­чейства, а функции бухгалтерского и управленческого учета вы­полняются департаментом бухгалтерского учета.

Для адекватного выполнения функций бюджета предприятия важное значение имеет как структура бюджета, предполагающая выделение объектов бюджетирования, так и детализация расход­ной и приходной части бюджета общества. В целях наиболее опти­мального согласования интересов структурных подразделений и департаментов центрального аппарата, координации различных видов деятельности по бизнес-направлениям, а также обеспече­ния мониторинга текущей деятельности бюджет общества разра­батывается в составе документов, приведенных на рис. 33.3.

Приведенный состав бюджета позволяет в полной мере осуще­ствлять бюджетное планирование операций, направленных на до­стижение целей деятельности предприятия. При этом создаются условия для стимулирования руководителей, а также контроль те­кущей деятельности по выполнению определенных программ и проектов. Структура приходных и расходных статей бюджета об­щества позволяет оценивать эффективность отдельных направле­ний деятельности общества, а также осуществлять контроль над расходованием ресурсов через лимитирование расходов и секве-стирование бюджета до начала планового периода.


Рис. 33.3. Состав бюджета общества


Планирование и контроль исполнения бюджета предприятия осуществляется департаментом финансового контроля и прогно­зирования. Выполнение этой функции требует получения инфор­мации от структурных подразделений и департаментов исполни-


тельного аппарата общества. Состав информации с указанием со­ответствующего департамента приведен в табл. 33.3.

Таблица 33.3 Источники и состав данных для разработки квартального бюджета

 

Состав данных Источник информации
Разработка доходных статей бюджета  
Прогноз поступления абонентной Департамент реализации энергии
платы с разбивкой по всем видам и абонентной платы
платежных средств  
Прогноз поступления от экспорта Департамент экспорта
Прогноз поступлений дивидендов от Отдел взаиморасчетов с федераль-
АО-Энерго ным и региональными бюджетами
Прогноз арендных платежей Департамент реализации энергии
  и абонентной платы
Прогноз доходов от финансовых Казначейство и департамент
вложений корпоративной политики
Прогноз привлекаемых денежных Казначейство
средств  
Прогноз поступления и погашения Департамент проектного и тор-
заемных средств, привлекаемых для гового финансирования
финансирования инвестиционных  
программ  
Прогноз состояния кредиторской Департамент бухгалтерского
и дебиторской задолженности учета
Прогноз поступления и погашения Дирекция организации содейст-
заемных средств МБРР вия реформам в электроэнер­гетике
Сметы затрат структурных Департамент планирования
подразделений и экономического анализа
Прогноз социальных выплат Департамент социально-трудовых отношений
Прогноз кредиторской задолженно- Департамент инвестиций
сти по инвестиционной деятельности  
Прогноз погашения заемных средств Департамент казначейства
Прогноз использования средств Дирекция организации содейст-
займов МБРР вия реформам в электроэнерге-
  тике
Прогноз общих расходов общества Департамент производственно-
  хозяйственного обеспечения
Прогноз расходов на строительство и Департамент строительства
реконструкцию объектов недвижи- и реконструкции
мости  

Целью бюджетирования является разработка и утверждение бюд­жета предприятия на регулируемый период, в качестве которого принимается предстоящий квартал. Разработка проекта бюджета с разбивкой по месяцам в соответствии с регламентом проводится департаментом финансового контроля и прогнозирования, кото­рый представляет его на рассмотрение комиссии по платежам и бюджетам за пять дней до начала планового периода. Разработка проекта бюджета предполагает:

анализ плана экономических показателей, представляемых де­партаментом планирования и экономического анализа;

определение расходов, не предусмотренных в плане экономи­ческих показателей (оплата расходов по кредитным договорам, договорам на оказание услуг);

анализ доходов от поступлений средств по абонентной плате, экспорту электроэнергии, арендной плате, дивидендам;

выявление кредиторской и дебиторской задолженности;

определение приоритетности платежей.

В настоящий момент наиболее целесообразным представляется ранжирование платежей по следующим категориям:

1-я — оплата труда, отчисления по единому социальному на­логу и др.;

2-я — расходы по содержанию центрального аппарата и струк­турных подразделений (услуги связи, арендная плата, материаль­ные затраты, средства на страхование);

3-я — оплата услуг по заключенным контрактам;

4-я — затраты на инвестиционную деятельность и др.

С учетом аналитической информации, полученной в результа­те анализа данных, осуществляется согласование доходных и рас­ходных статей бюджета. При этом:

в части арендной платы планируются виды платежных средств (денежных и неденежных);

по инвестиционной деятельности составляется прогноз расхо­дов с учетом кредиторской задолженности и плана инвестицион­ной деятельности;

предусматривается резерв средств на неотложные нужды.

Финансирование затрат исполнительного аппарата и структур­ных подразделений предусматривается департаментом финансо­вого планирования и прогнозирования в объеме утвержденной сметы с учетом реально имеющихся финансовых ресурсов. Схема разработки бюджета общества приведена на рис. 33.4.

Проект бюджета с учетом замечаний комиссии по платежам и бюджетам представляется на рассмотрение правления, а затем на утверждение совета директоров. Перечень документов, содержащих результаты составления бюджета общества, представлен в табл. 33.4.

В бюджетных формах, представляемых департаментом финан­сового контроля и прогнозирования, для каждой статьи расходов


Рис. 33.4. Схема разработки бюджета общества:

1 — данные для составления расходных статей бюджета предприятия; 2 — дан­ные для составления доходных статей бюджета предприятия; 3 — составление бюджета расходов; 4 — проект бюджета расходов; 5 — сопоставление доходов и расходов бюджета; 6— согласование доходной и расходной частей бюджета; 7 — определение лимита расходов; 8 — согласование лимита расходов; 9 — составле­ние бюджета предприятия; 10— проект бюджета общества; 11 — рассмотрение и внесение замечаний; 12 — проект бюджета с замечаниями; 13 — рассмотрение и внесение замечаний; 14 — проект бюджета предприятия с замечаниями правле­ния; 15 — внесение изменений в проект бюджета предприятия; 16— скорректи­рованный проект бюджета; 17— утверждение бюджета; 18— утвержденный бюджет предприятия; 19 — принятие бюджета к исполнению; 20 — подготовка выписок утвержденного бюджета для доведения до сведения исполнителей; 21 — выписки из утвержденного бюджета

указывается подразделение, ответственное за соответствующую деятельность. Кроме этого, расходная часть бюджета содержит де­тализацию расходов по следующим направлениям: расходы цент­рального аппарата, на оплату труда, в рамках реализации проекта содействия реформам в энергетике, на оплату услуг, по кредит­ным обязательствам, прочие расходы, расходы структурных подразделений (совокупные и по регионам), МЭС, ОДУ, региональ­ных представительств, предприятий Энерготехнадзора, электро­строительного комплекса и Электросервиса.

Утвержденный бюджет предприятия является основанием для казначейства и департамента бухгалтерского учета при проведе­нии финансовых расчетов и платежей по затратам исполнитель-


Таблица 33.4 Характеристика документов по результатам деятельности общества

 

Документ Отправитель Получатель Содержание
Прогноз движения денежных средств Департамент финансового контроля и прогнозиро­вания Казначейст­во, департа­мент бух­галтерского учета Объем дебиторской задол­женности на начало периода. Планируемые доходы за пе­риод с детализацией по под­разделениям
Сводный бюджет То же Правление, совет ди­ректоров Объем кредиторской задол­женности на начало периода. Планируемые расходы за период. Погашение кредиторской за­долженности в течение периода. Текущие расходы за период с детализацией по подразделениям
Бюджет предприя­тия » Казначейст­во, департа­мент бух­галтерского учета, струк­турные под­разделения Доходы: Объем дебиторской задол­женности на начало периода. Планируемые доходы за период Расходы: Объем кредиторской задол­женности на начало периода. Планируемые расходы за период. Погашение кредиторской задолженности в течение периода

ного аппарата. При этом исполнение бюджета должно гарантиро­вать соответствие фактических поступлений и выплат запланиро­ванным статьям бюджета.

Фактическое финансирование утвержденного бюджета общества осуществляется казначейством в следующей последовательности:

1. Казначейство получает утвержденный квартальный бюджет с
разбивкой по месяцам в разрезе структурных подразделений.

2. Казначейство получает от департамента инвестиций данные
по распределению лимитов денежных средств по инвестицион­
ной деятельности.

3. Департамент казначейства осуществляет анализ бюджета
по срокам платежей в сопоставлении с прогнозом денежных
потоков.


Таблица 33.5














Примерное распределение ответственности за финансирование расходов по бизнес-направлениям

 

Бизнес-направления деятельности, направления расходования средств Департамент, отвечающий за направление деятельности общества
Налоговые платежи Департамент финансового контроля и прогнозирования
Обслуживание кредитов, погашение кредитов Казначейство, дирекция организации содействия реформам в электроэнергетике
Инвестиционная деятельность Департамент инвестиций
Расходы по НИОКР Департамент стратегии и развития научно-технической политики

4. На основании анализа составляется план платежей.

5. Подразделения общества на основе утвержденного бюджета
готовят заявки на оплату расходов и передают эти заявки в отдел
расчетов казначейства.

Финансирование утвержденных расходов осуществляется каз­начейством в соответствии с бюджетом предприятия на основа­нии заявок структурных подразделений в пределах средств по каж­дому месяцу. Распределение ответственности за финансирование расходов по бизнес-направлениям приведено в табл. 33.5.

Схема процесса исполнения бюджета электроэнергетического холдинга представлена на рис. 33.5.

Функция контроля и анализ исполнения бюджета предприя­тия осуществляется департаментом финансового контроля и про­гнозирования. Целью осуществления данной функции является:

выявление недофинансированных статей расходов;

определение причин недофинансирования;

выявление источников средств для погашения кредиторской задолженности;

анализ степени эффективности использования средств.

Источники информации, необходимой для проведения конт­роля и анализа, представлены в табл. 33.6.

Полученная информация об исполнении бюджета агрегирует­ся в формы отчетности об исполнении бюджета. Анализ включает в себя следующие этапы:

департамент финансового контроля и прогнозирования полу­чает ежедневную итоговую ведомость движения денежных средств и регистр-календарь списания денежных средств;

с участием департаментов реализации и абонентной платы, эк­спорта и РДЦ ФОРЭМ составляет акт сверки квартальных данных по исполнению доходной части бюджета;


Рис. 33.5. Схема исполнения бюджета общества:

/ — утвержденный бюджет; 2 — подготовка заявок и сопроводительных доку­ментов; 3 — распределение лимитов по инвестициям; 4 — анализ бюджета; 5 — план платежей текущий; 6 — подготовка заявок по утвержденной смете; 7 — по­ступление денежного платежа; 8 — поступление вексельного платежа; 9 — заяв­ка на платеж и сопроводительные документы; 10 — реестр заявок; 11 — утверж­дение или отказ; 12 — рекомендации о приеме заявки; 13 — определение средств платежа; 14 — оформление сделки; 15 — оформление взаимозачетных писем; 16 — оформление платежа; 17, 18 — проведение платежа; 19 — данные по нало­говым платежам и инвестициям; 20 — регистр-календарь списания платежных средств; 21 — оперативная информация из банков о движении денежных средств; 22 — регистр платежных поручений; 23 — регистр-календарь поступлений де­нежных средств; 24 — бухгалтерский учет произведенных платежей; 25 — опе­ративная информация о движении средств; 26— справка о движении векселей; 27 — регистр-календарь выпущенных взаимозачетных писем; 28 — контроль за выполнением; 29 — отчет о полученных доходах и произведенных платежах;

30 — учетные ведомости

на основе представленных данных от соответствующих депар­таментов проводится анализ исполнения расходной части бюджета;

по итогам сверки формируется отчет об исполнении бюджета и проводится расчет отклонений;


Таблица 33.6 Источники информации для проведения анализа

 

Документы Департамент, пред оста вля ющий информацию об исполнении Вид анализа
Ежедневная итоговая ведомость движения денежных средств Департамент казначейства Анализ исполнения денеж­ных поступлений и спи­саний по статьям бюджета
Регистр-календарь поступлений денежных средств То же  
Регистр-календарь списания денежных средств »  
Справка о движении векселей » Анализ исполнения рас­ходных статей бюджета
Копии взаимозачетных писем » Анализ исполнения рас­ходных и доходных статей бюджета
Сводный отчет о произ­веденных платежах »
Справка о поступлении денежных средств Департамент бух­галтерского учета Анализ исполнения доходных статей бюджета
Расшифровка расходов аппарата общества Департамент производственно-хозяйственного обеспечения Анализ расходных статей бюджета

на основании отчета составляется справка о недофинансиро­ванных расходных статьях бюджета;

проводится анализ остатков денежных средств для подготовки определения возможности погашения недофинансированных рас­ходных статей бюджета;

рассматривается возможность использования резервов и заем­ных средств;

составленная документация совместно с предложениями переда­ется на рассмотрение в комиссию по платежам и бюджетам, а также заместителю председателя правления предприятия;

после рассмотрения в комиссии документы передаются на рас­смотрение и утверждение правлением предприятия;




на основании решения правления департамент финансового кон­троля и прогнозирования определяет суммы погашения кредитор­ской задолженности, включая недофинансированные статьи;

Рис. 33.6. Схема анализа и контроля бюджета общества: 1 — регистр-календарь поступлений денежных средств; 2 — поступления денеж­ных средств от экспортной выручки; 3 - разнесение поступлений по направле­ниям; 4 — прямые расчеты по абонентной плате; 5— итоговая ведомость движе­ния денежных средств; 6 — справка о движении векселей; 7 — копии взаимоза­четных писем; 8 - разбивка по статьям бюджета; 9 - справка по взаимозачетам по статьям бюджета; 10 — сводный отчет о произведенных платежах; 11 — ре­гистр-календарь списания денежных средств; 12 - копии актов передачи вексе­лей; и _ расшифровка передачи векселей; 14 — ожидаемая реализация прочих видов платежей; 15 — расшифровка произведенных расходов; 16 — анализ ис­полнения расходной части бюджета; 17 — анализ исполнения доходной части бюджета; 18 — акт сверки данных по итогам месяца и квартала; 19 — отчет об исполнении бюджета общества; 20 - рассмотрение отчета; 21 - сводный отчет; 22 - отчет об исполнении бюджета; 23 - расчет отклонений факта от плана; 24 - справка о недофинансированных расходах; 25 - анализ остатков денежных средств; 26 - поиск источников денежных средств; 27 - рассмотрение предло­жений; 28 — утверждение; 29 — погашение кредиторской задолженности, вклю­чая недофинансирование


определенная сумма кредиторской задолженности использует­ся при составлении бюджета предприятия на следующий плано­вый период.

Схема формирования отчетности по анализу и контролю ис­полнения бюджета приведена на рис. 33.6.

Распределение функций между департаментами общества в про­цессе планирования и бюджетирования приведено в табл. 33.7.








Дата: 2018-12-21, просмотров: 306.