Поставку в сети ЕЭС России обеспечивают производители (поставщики) энергии и мощности, потребители (покупатели) получают из сети ЕЭС России необходимые объемы энергоресурсов. При этом электрическая сеть служит транспортной магистралью для передачи товара, а сам процесс передачи обеспечивает с технологической стороны системный оператор (ЦДУ ЕЭС России), а
с организационной — ЗАО «ЦДР ФОРЭМ». Благодаря наличию ЕЭС России договоры поставки энергии могут заключаться между субъектами, географически отдаленными друг от друга. Каждый поставщик энергии и каждый ее потребитель имеют несколько договоров с разными покупателями (поставщиками). Задача ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» — скоординировать поставщиков и покупателей таким образом, чтобы обеспечить им возможность передачи (получения) необходимых объемов энергии и сбалансировать платежи за энергоресурсы, учитывая, что субъекты ФОРЭМ имеют индивидуальные тарифы. С этой целью формируются плановая и фактическая схема платежей:
плановая схема платежей — на основе утвержденного ФЭК России планового баланса и утвержденных тарифов;
фактическая схема платежей — на основе фактических показаний приборов учета электроэнергии в точках учета за расчетный период и расчетных тарифов, определяемых по утвержденной методике. Поставщики и покупатели энергии напрямую рассчитываются друг с другом на основании счетов-извещений (для поставщика) и счетов-требований (для покупателя), которые выставляет им ЗАО «ЦДР ФОРЭМ», исходя из сформированной на расчетный период схемы платежей. Услуги ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» оплачивает покупатель энергии по отдельному двустороннему договору, исходя из норматива оплаты услуг, утвержденного ФЭК России.
Порядок оплаты поставляемой по договорам энергии (мощности) определяется в условиях договора и, как правило, осуществляется в два этапа:
авансовые платежи осуществляются в размере 1/4 плановой стоимости поставки энергии (модности) 7, 14, 21 и 28-го числа расчетного месяца (по плановой схеме платежей);
окончательный расчет не позже 20-го числа месяца, следующего за расчетным, — по фактической схеме платежей на основании актов первичного учета электроэнергии (мощности) и фактических тарифов на энергию.
Аналогичным образом организуются договорные поставки энергоресурсов по двусторонним договорам между ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» и субъектами ФОРЭМ — крупными потребителями. В этом случае ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» выступает в качестве поставщика энергии и осуществляет от своего имени поставку электроэнергии (мощности), приобретенной у производителей на комиссионной основе.
34.7. Направления реформирования российской электроэнергетики
К настоящему времени электроэнергетическая отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное удовлетворение потре-
бительского спроса на энергию. Преодолен спад в производстве энергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений в отрасль.
Однако повышение энергоемкости отдельных отраслей промышленности, снижение объемов инвестиций в отрасль и некоторые другие проблемы невозможно решить без изменения сложившейся системы экономических отношений и проведения структурной реформы отрасли.
Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются:
обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы;
повышение эффективности производства и потребления энергии;
обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования и обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на энергию. Реформирование отрасли будет базироваться на следующих принципах:
отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.);
обеспечение всем производителям и потребителям энергии равного доступа к инфраструктуре рынка;
единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;
обеспечение финансовой прозрачности рынков энергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;
обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
На этапе реформирования потребуется решение следующих основных задач:
создание конкурентных рынков энергии во всех регионах России, где их организация технически возможна;
создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, передачи и распределения энергии;
стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики (магистральные сети и диспетчерское управление);
реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых энергомощностей по производству и передаче энергии. В процессе реформирования отрасли предполагается преобразование ФОРЭМ в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков. С этой целью на базе магистральных линий электропередачи будет сформирована Федеральная сетевая компания, а крупные электростанции будут объединены в конкурирующие между собой генерирующие компании генерирующих организаций.
Деятельность ФСК согласно законодательству Российской Федерации о естественных монополиях подлежит государственному регулированию, тогда как деятельность генерирующих организаций предполагается осуществлять на конкурентной основе, исключающей монополизацию сферы производства энергии и внедрение эффективных рыночных механизмов.
Задачи по организации торговли, обеспечению расчетов и оказываемые на оптовом рынке услуги будет выполнять администратор торговой системы (АТС), образуемый участниками оптового рынка в форме некоммерческой организации. Услуги по управлению режимами работы энергосистемы и деятельность по прогнозированию производства и потребления энергии будет выполнять системный оператор (СО), сформированный на базе ЦДУ ЕЭС России и ОДУ регионов.
Деятельность СО должна быть отделена от других видов коммерческой деятельности и находиться под контролем государства, поскольку СО является монополистом. Поэтому оплата его услуг будет осуществляться на основе регулируемых государством тарифов. Для решения этих задач предстоит также существенным образом усовершенствовать нормативно-правовую базу и систему ценообразования на продукцию и услуги электроэнергетической отрасли.
Контрольные вопросы
1. Расскажите об организационной структуре ФОРЭМ.
2. Какова основная функция ФОРЭМ?
3. Каким образом организована купля-продажа энергии?
4. Как организовано государственное регулирование на ФОРЭМ?
5. Каков порядок взаиморасчетов на ФОРЭМ?
6. Каковы направления реформирования российской электроэнергетики?
7. Что представляет собой структура розничного рынка электрической
энергии и мощности?
8. Каковы обязанности субъектов розничного рынка?
9. Как производится государственное регулирование на розничном
рынке энергии?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.