Основные разделы и категории концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Пресуппозиции (исходные предположения) – набор аксиом, отражающих «философию» НЛП; вера в них составляет необходимое условие успешной работы с человеком или его проблемой методами НЛП. В настоящее время НЛП считается одной из самых эффективных психотехнологий личностных изменений. Эта эффективность в значительной степени обусловливается опорой НЛП на экологичную (помогающую жить) систему убеждений (пресуппозиций) относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений. Принято различать: основные, дополнительные и базовые пресуппозиции. Одной из основных пресуппозиций является следующая: «Наши представления о мире этим миром не являются (карта – это не территория)». Из этой пресуппозиции следует, что каждый человек живет не в реальном мире, а в мире той реальности, которая формируется набором его «карт». Одну и ту же ситуацию, один и тот же предмет люди могут описывать по-разному – в силу особенности своих «карт». «Карты» создаются посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Они служат адаптивным целям, но если человек начинает принимать субъективную реальность за истинную действительность, те же процессы ограничивают его и лишают способности реагировать быстро. Люди, имеющие более точные «карты территории», оказываются эффективнее тех, у кого эти карты менее точные.

Приведем примеры базовых пресуппозиций, которыми обязательно должен владеть специалист, оказывающий психологическую помощь.

· Каждая проблема имеет свое решение.

· Каждый уже имеет все, что ему необходимо.

· Каждая ситуация имеет несколько выборов. Поэтому если что-то не работает, сделайте это по-другому.

· Проблема и боль – это механизмы обратной связи. Именно они дают нам информацию, в которой мы нуждаемся.

· Не существует поражений, есть только обратная связь. (Неудача – это не повод для самообвинений, а реальная возможность чему-то научиться.)

· Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. (Мы всегда делаем только лучшее из того, что можем – просто делать лучше мы пока не научились).

· Сознание и тело – части одной и той же биоэнергетической системы.

· Вселенная – сфера дружественная.

Базовые предположения НЛП обеспечивают успешность существования в этом мире. Они не столько верны, сколько экологичны, составляют фундамент помогающих отношений. Усвоение и принятие их является необходимым в работе специалистов помогающих профессий.

2. Репрезентативные системы (РС) перцептивные системы, в которых кодируется и хранится информация о внутренних или внешних событиях; модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. В НЛП выделяются преимущественно три РС: зрительная, слуховая и кинестетическая. К последней относятся все телесные ощущения – температурные, тактильные, собственно кинестетические, а также вкусовые и обонятельные. Одно и то же событие может быть представлено у одного человека в виде картины, у другого – в виде звуков речи, у третьего – преимущественно в виде телесного чувства. То есть только одна из них является для него предпочитаемой. В этой связи принято говорить о ведущей/предпочитаемой репрезентативной системе и соответствующей ей модальности информации. Могут быть и смешанные репрезентации. На основании этого человека относят к одному из трех типов: «зрительному» (визуальному), «слуховому» (аудиальному), «кинестетическому». Иногда говорят о «дигитальном» (логическом, дискретном) типе, основывающемся на формулах, графиках, схемах и тому подобных достижениях человеческого разума. То есть каждый из этих типов по-разному воспринимает окружающий мир, у каждого по-своему складывается жизнь. Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать и попытаются разобрать «на детали».

Так, «на старте» жизнь визуалов, аудиалов и кинестетиков складывается примерно одинаковым образом. Правда, здесь отсутствуют дискреты, поскольку ими не рождаются, а становятся, как правило, в результате сильной психотравмы. Они в буквальном смысле увидели, услышали или ощутили что-то, что их нервная система оказалась не в силах «разжевать», «проглотить» и «переварить». И мозг «обезопасил» им жизнь, превратив образы, звуки и ощущения окружающего мира в нетревожные, отстраненные и отчужденные схемы.

С приходом в школу ситуация начинает изменяться. Большинство преподаваемых предметов носит визуально-дискретный характер. Уже в первых классах отстают, а после переходят в аутсайдеры учебного процесса кинестетики – им ведь почти ничего не дают пощупать, а только все рассказывают и показывают. Несколько дольше держатся аудиалы – за счет «повествовательной» части изучаемого предмета. Однако с переходом в старшие классы не выдерживают и они. В итоге первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и вечные «ботаны» – дискреты – именно последние чаще всего и бывают круглыми отличниками.

В дальнейшем, в профессиональной деятельности, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы. Из визуалов – художники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинестетики – везде, где, для того чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (хорошие художники, как правило, визуалы, а скульпторы – кинестетики), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам). Различия между визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами проявляются и в том, как они реагирую на стресс. «Визуалы» предпочитают роль «обвинителя»; «аудиалы» стараются, либо отстраниться от неприятностей, либо принять роль «отвлекателя»; «кинестетики» предпочитают роль «умиротворителя» и, если их не задели за живое, стараются сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. «Дискреты» принимают роль «компьютера» и суперлогически начинают объяснять происшедшее.

Эффективное взаимодействие возможно прежде всего в том случае, если вы говорите с человеком на языке его предпочитаемой репрезентативной системы. Несовпадение репрезентативных систем затрудняет любые взаимоотношения и действия. Визуально ориентированный учитель не сможет объяснить учебный материал кинестетически ориентированному ученику. Дискретный начальник будет изводить аудиально настроенного подчиненного своими формулами, схемами и графиками, вместо того, чтобы рассказать обо всем этом «человеческим языком». Аудиально ориентированная жена доведет до белого каления своего визуально ориентированного мужа своей просьбой: «Расскажи, как ты меня любишь», на что тот отвечает: «А ты что, сама не видишь?»

Определение ведущей репрезентативной системы человека необходимо для установления полноценного контакта с ним. Ведущую репрезентативную систему можно определить, ориентируясь на так называемые ключи доступа.

Ключи доступа (accessing cues) – внешние индикаторы (признаки) внутренних состояний. Существует два типа индикаторов: словоупотребление и физиологические признаки. Так, для визуалов характерно использование в речи глаголов «видеть», «показывать», «обозревать» и т.п.; для аудиалов – «слышать», «объяснять», «упоминать»; для кинестетиков – «чувствовать», «ухватывать», «касаться». Полимодальные глаголы – «считать», «знать», «понимать», «помнить», «осознавать» – далеко не всегда указывают на принадлежность их «владельца» к «дискретам», а могут в равной степени употребляться представителями всех репрезентативных ориентаций. Что касается физиологических признаков, то сошлемся на «справочную» таблицу[51].

 

Физиологические признаки различных типов людей

 

Паттерны Визуал Аудиал Кинестетик Дискрет
Поза Поза прямая, раскованная, голова и плечи подняты «Телефонная поза», голова наклонена вбок Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
Типы тела и движения Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие
Дыхание Высокое грудное В полном объеме Низкое, брюшное Ограниченное
Тональность, скорость и сила голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Низкий, неестественный, медленный, мягкий Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда по отношению к окружающим Над окружающими Глаза опущены Под окружающими Смотрит над толпой

 

Поскольку в жизни мы и видим, и слышим, и чувствуем, и изучаем, то помимо статического режима работы нашего мозга (преимущественно визуального, аудиального, кинестетического или дискретного), имеются динамический настройки: когда мы как бы «отключаемся» от «работы» в предпочитаемой репрезентативной системе (например, кинестетической) и «переключаемся» в какую-либо другую (визуальную, аудиальную или дискретную). Выяснить, в какую систему перешел человек, можно с помощью еще одного открытия НЛП – соответствия положения глаз режимам работы мозга, называемого глазные ключи доступа.

Глазные сигналы доступа – корреляция между перцептивной системой, через которую в данный момент проходит внутренний процесс, и движение взора. Так, у большинства субъектов движение глаз вверх связано с обращением к внутренним зрительным образам; положение и движение взора в горизонтальной плоскости – с обращением к слуховым образам; опускание глаз вниз и вправо – с погружением в образы кинестетической модальности, в то время как поворот глаз вниз и влево свидетельствует о внутреннем диалоге. Левое направление взора в случае «зрительной» и «слуховой» позиций глаз связывается с обращением к образам памяти, а движение взора вправо – с образами воображения. Названные корреляции имеют усредненный, вероятностный характер. В каждом индивидуальном случае необходимо проверять, не являются ли они исключением из правил, которые наблюдаются не так уж редко.

Наряду с модальностями имеются субмодальности, вносящие более тонкие нюансы в восприятие мира. Например, визуальные субмодальности: расстояние от субъекта до изображения; яркость; контрастность; количество; размер и пр. Опыт НЛП показывает, что изменение субмодальностей приводит и к изменению мышления и поведения человека.

3. Стратегии формулирования и достижения результата. Обращаясь по поводу психологических проблем, клиенты далеко не всегда знают, чего они действительно хотят. Чаще всего они стремятся уйти от проблемы, вместо того чтобы прийти к решению. Наметить пути и обрести готовность достижения целей можно с помощью разработанных в нейролингвистическом программировании моделей и фреймов стратегических изменений.

Рассмотрим это на примере семи шагов фрейма (буквально это переводится как «рамка», т.е. определенная «карта» использования) результата.

Фрейм результата исходит из следующего положения: чтобы достичь успеха, необходимо представлять себе результат. Техника «хорошо сформулированного результата» представляет пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой консультант последовательно задает клиенту следующие вопросы.

1. Чего вы хотите добиться? (РЕЗУЛЬТАТ)

2. Как вы узнаете, что достигли цели? Что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать? (ПРИЗНАКИ)

3. Где, когда и с кем вам это необходимо и желательно? Где, когда и с кем – нежелательно? (УСЛОВИЯ)

4. Чего вам недостает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов? (СРЕДСТВА)

5. Почему вы не достигли цели раньше? (ОГРАНИЧЕНИЯ)

6. Что произойдет, если вы достигнете/не достигнете цели? (ПОСЛЕДСТВИЯ)

7. Стоит ли цель ваших усилий? (ЦЕННОСТЬ).

Рассмотрим представленную схему на следующем примере[52].

Представим, что к вам обращается клиентка с жалобой на свою нерешительность. Вопрос о желаемом результате сразу же позволяет перевести данную проблему в решение: «Стать и быть уверенной в себе и достаточно решительной». Вопрос о признаках достижения результата внезапно суживает этот глобальный результат: «Я узнаю, что добилась того, чего хочу, когда смогу, сохраняя чувство собственного достоинства, разговаривать с начальством и убеждать его в своей правоте». Вопрос об условиях достижения результата еще более уточняет цель: «У меня на работе, уже завтра и в беседе с нашим директором – с остальными у меня все в порядке». Вопрос о средствах неожиданно переводит цель в иную плоскость уверенности и решительности: «Мне нужно знать, что я чего-то стою и быть уверенной в своих достоинствах». Вопрос об ограничениях внезапно расширяет проблему: «Я не достигла этого, потому что никогда не верила в себя и в свою значимость». После этого вопрос о последствиях достижения цели и ценности результата может быть даже временно отложен, поскольку обнаружилась истинная проблема (симптом) клиентки и ее возможная причина – негативное родительское программирование.

4. Искусство речи. Решение проблемы предполагает сдвиг клиента с используемой им «карты» анализа проблемы, детальное уточнение особенностей этой «карты», расширение ее пределов в нужных направлениях, переопределение и переосмысление содержания новой «карты». Средствами реализации этих аспектов психологического консультирования являются три разработанные в рамках нейролингвистического программирования психотехнологии: «раскрутка», мета-модель и рефрейминг.

Раскрутки – намеренное изменение уровня или масштаба рассмотрения проблемы или противоречия. Различают: «раскрутки вверх» («если вы этого добьетесь, что это вам даст?»); «раскрутки вниз» («что это позволит конкретно?»); «раскрутки в сторону» («приведи пример подобного, но другого». Например, суждение одного из римских сенаторов «Карфаген должен быть разрушен» можно раскрутить с помощью следующих вопросов. Раскрутка «вверх»: «А что это даст Риму?». Раскрутка «в сторону»: «А может, нам разрушить Иерусалим?». Раскрутка «вниз»: «Как конкретно мы будем разрушать Карфаген?»).

Раскрутки «вверх» используются для расширения и укрупнения «карты» проблемы; раскрутки «вниз» – для ее детализации и конкретизации. Раскрутки «в сторону» применяются для поиска новых «карт».

Метамодель – набор лингвистических средств, позволяющих восстановить связь «карты» клиента с его опытом. Язык, как известно, мощное орудие познания, мышления и оформления субъективного опыта. Однако он привносит ограничения и искажения в наше восприятие происходящего, что, как уже было отмечено ранее, обеспечивается следующими процессами: обобщением (генерализация), избирательностью (стирание), трансформацией (искажение).

Метамодель служит не только целям сбора, прояснения и уточнения информации о клиенте, но и помогает ему преодолеть ограничения в восприятии действительности и самого себя.

Важно понимать, что описание клиентом своей проблемы необходимо в обязательном порядке анализировать с использованием метамодели. Не «набрасываться» на то, что вам предъявлено (и что вы в этом увидели, услышали, почувствовали и поняли в силу ваших собственных обобщений, искажений и опущений), а уточнять, уточнять и уточнять до тех пор, пока вы не дойдете до сути – глубинной структуры и проблемы. Для того чтобы отыскать невысказанное, и предназначены вопросы метамодели. Задавать их нужно конкретно по поводу того, что именно утеряно или раскрыто. Здесь можно воспользоваться несложным приемом: попробовать визуализировать (т.е. просто представить в своем воображении) высказывание вашего клиента. Например, высказывание клиента: «Мне это не нравится», невольно требует вопроса: «Что именно вам не нравится?» В литературе по НЛП приводится достаточно много рекомендаций по выявлению форм речевых искажений и соответствующих им уточняющих/корригирующих вопросов.

Рефрейминг (от англ. frame – переформирование) – изменение отношения, переживаемого опыта; позитивное переформулирование проблемы клиента. Различают: рефрейминг содержания и рефрейминг контекста.

Рефрейминг содержания – изменение значения содержания, оставляющее контекст прежним. (Например. Клиент: «Я начинаю работать только тогда, когда наступает крайний срок». Психолог: «Здорово. Значит у вас остается масса времени для отдыха». В. Сатир при первой встрече с семьею поздравляет членов семьи с обращением за помощью, говоря, что их приход – это первый шаг на пути позитивных изменений, к которым они стремятся.)

Рефрейминг контекста – это изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, представляет или приобретает ценность. (Например. Клиент: «Она слишком давит на меня!». Психолог: «Здорово. Ведь это делает вас более сильным». Отец жалуется на строптивость и непокорность дочери-подростка. Терапевт предлагает отцу вообразить сцену нападения уличного хулигана на его дочь, в которой она оказывается способной энергично защитить себя. Он также поздравляет отца с успешным воспитанием в дочери таких необходимых в жизни качеств характера, как энергичность, настойчивость.)

Значимый, или генеративный рефрейминг – признание определенной ценности проблемы, разногласия. (Например. Жалоба: «Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать платье, она рассматривает все, какие есть, и сравнивает между собой». Ответ: «Значит, она тщательно принимает решения. Как вам должно быть приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас».)

5. Модель Милтонаописание структур и правил языка внушения, или гипнотического языка, которые использовал в своей работе Милтон Эриксон. Эриксоновский гипноз (введение в трансовое состояние сознания) вобрал весь положительный опыт классического гипноза, но качественно от него отличается. Модель Милтона помогает психотерапевту составить как можно более туманные и неопределенные высказывания, за клиентом остается возможность их по-своему интерпретировать. Предполагается, что наведение трансового состояния сознания – содействие «доступу» сознательных установок на излечение к бессознательным саногенным ресурсам, формированию новых условных связей. Используемые лечебные формулировки принципиально базируются на семантической расплывчатости, позволяющей пациенту наполнять их любым субъективно полезным для себя содержанием.

Наиболее типичным приемом эксплуатации транса в эриксоновском гипнозе является рассказывание пациенту историй с «встроенными сообщениями и командами», которые могут выделяться голосом, жестом или прикосновением.

Так, доступу к полезному интуитивному опыту пациента может способствовать прием «кладовая ресурсов»: «Вы открываете дверь, и перед вами просторная комната… Постарайтесь быть внимательным: в комнате могут находиться предметы, а возможно, и люди, которые могут помочь в достижении нашей цели. Будьте внимательны и запомните то, что может быть полезным для вас. Оставайтесь в этой комнате столько времени, сколько необходимо, а когда почувствуете, что приобрели достаточный для вас опыт, дайте мне знак, медленно подняв правую руку».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.